Тюменские власти завершают работу над обновленной инвестиционной стратегией. Накануне замгубернатора области Андрей Пантелеев, курирующий это направление работы правительства, представил общую концепцию. Работа еще ведется. Ожидается, что окончательный вариант будет готов в феврале, тогда стратегию и презентуют, но уже сейчас, слыша планы, бизнес хлопает в ладоши. В каком направлении власти предлагают идти предпринимательскому сообществу и как вписывается в новую концепцию сельский бизнес – в материале «ФедералПресс».
Как «приземлить» проекты на территории?
Несколько лет подряд Тюменский регион занимает лидирующие позиции в национальном рейтинге инвестиционной привлекательности. В прошлом году субъект опустился с первой позиции на третью, отстав от лидера менее чем на один балл. Губернатор Александр Моор трагедии в этом не усмотрел, назвав «здоровой конкуренцией». По итогам прошлого года несколько снизился объем инвестиций в основной капитал – в сравнении с 2018-м минус 9,5 %. Тогда как несколько лет до этого прирастал в среднем на 15 % ежегодно. Правда, и тут есть закономерное объяснение – крупные инвестпроекты, благодаря которым обеспечивался прирост в показателях ранее, были запущены в эксплуатацию.
Понимая, что нужен новый виток в работе по привлечению инвесторов в регион, началась подготовка новой инвестиционной стратегии. Отметим, что при разработке тюменские власти прежде всего сделали ставку на позицию экспертов, причем иностранных. План инвестиционного развития субъекта помогает разработать международная консалтинговая компания McKinsey & Company. Эксперты провели анализ существующих инвестиционных идей, из которых были отобраны шесть наиболее конкурентоспособных отраслей. Это производство нефтегазового оборудования, полимеров, лес, туризм, промышленный комплекс глубокой переработки и стройиндустрия. Теперь идет работа по «приземлению» этих направлений на своей территории.
Как отметил заместитель губернатора Тюменской области Андрей Пантелеев, в техзадании компании McKinsey & Company есть разработка двух кластеров. «Это нефтегазовое оборудование и нефтехимия. Там самый большой объем капиталовложений. Еще был вариант разработки третьего кластера - туристического. Включим ли мы его в стратегию, вопрос остается открытым. В любом случае стратегия развития туризма к концу года будет оформлена отдельным проектом. Это та основа, с которой мы движемся дальше», – пояснил Пантелеев.
Уже сейчас ясны ключевые, опорные моменты. Один из них – привлечение местных инвесторов.
Планируется, что активно развернется работа в муниципальных образованиях региона. В частности, в каждом появится инвестиционный паспорт. В нем будут отражены ресурсы, площадки и компетенции, которыми располагает территория. Пилотным станет Нижнетавдинский район. Первые вылазки в него состоятся уже на этой неделе. Именно там будут опробованы методы работы, и станет ясно, в какие сроки реально уложиться.
В каждом муниципалитете появится своя инвестиционная команда. В нее войдут сотрудники администрации, представители бизнеса и общественных организаций, таких как «Опора России», «Деловая Россия» и т. д. Это, полагают власти, позволит увидеть наиболее полную реальную картину. Появятся муниципальные инвестиционные площадки (МУП), которые будут давать некие преференции для новых компаний.
Совершенно логичным на этом фоне выглядит и намерение дать муниципальным образованиям больше полномочий.
«Наша задача – чтобы та команда, которая сегодня будет проводить работу в МО, стала фундаментом для дальнейшей работы с инвестпроектами. Мы готовы передать часть полномочий от департамента инвестиционной политики муниципалитетам. С той целью, чтобы там уже сейчас возникали компетенции по принятию решений, одобрять или нет те или иные инвестиционные проекты, решать, насколько они необходимы территории. Это своего рода предподготовка к окончательному решению на региональном уровне», – уточнил Андрей Пантелеев.
По его словам, возможно, в будущем к муниципалитетам перейдет право окончательного утверждения по каким-либо проектам.
Таким образом инвестиционная стратегия региона будет сформирована на основе стратегий муниципалитетов. В каждом будут определены ключевые отрасли, которые станут маяками для власти областной – вокруг чего на данной территории можно фокусировать работу и выстраивать более крупные проекты.
В итоге должен возникнуть реестр инвестиционных проектов, а также топ-100 региональных инвесторов, с которыми будет вестись работа.
«Задача власти – чтобы при каждом крупном инвестпроекте росло отраслевое сообщество мелких. Будут это предприятия-сателлиты, будут это предприятия, поставляющие продукцию, услуги, – нам не важно. Такая коллаборация приведет к значимому результату», – говорит советник губернатора по вопросам инвестиций, малого и среднего бизнеса Ольга Езикеева.
Необходимо создать локальную экономику
В стратегии нашел отражение тренд, обозначенный губернатором Александром Моором в послании к тюменскому парламенту. Речь о сельском предпринимательстве. Причем в широком смысле этого словосочетания.
«Цели и задачи, которые мы перед собой ставим, – это создание локальной экономики, комфортной социальной среды на селе. Мы хотим стать еще одним звеном, чтобы село развивалось. Потому мы делаем акцент на тех, кто работает по всем направлениям в муниципальных образованиях», – отметил замгубернатора Андрей Пантелеев.
Чтобы было понятно: в виду имеются не только сельхозтоваропроизводители, хотя для них сохраняется безусловный приоритет, а также социальный бизнес, сервис, цифровизация, экоагротуризм, торговля, строительство и т. д.
При разработке стратегии принято в расчет и то, что создание локальной экономики не может идти в отрыве от городов и крупных соседних сел. Планируется, что они будут завязаны между собой с целью выстраивания сельского территориального кластера. Здесь также будут определяться стратегические направления работы. Учтут и перспективы налаживания взаимоотношений между соседними территориями.
Нужно «упаковать» точки роста
Говоря о том, чего не хватало в инвестиционной стратегии ранее, замгубернатора Андрей Пантелеев сравнил развитие инвестполитики с этапами развития города: сначала людей устраивает просто чистый город, а когда становится чисто и красиво, люди начинают хотеть чего-то нового, креативную среду вокруг.
«Было время, нам хватало имеющихся инструментов инвестиционной политики, форм поддержки и слов губернатора о том, что мы так сделаем. Инвесторы верили и приходили. Сейчас так делают многие. И для нас настало время сделать еще шаг вперед: создать новые компетенции и структуры, которые должны пылесосить весь мир и Россию. Мы должны понимать, что и где происходит, как взаимодействовать с компаниями. Нас должна знать каждая консалтинговая компания, они должны нас знакомить с каждым имеющимся у них инвестором. Они являются точкой входа на рынки», – обозначил необходимость новой стратегии Андрей Пантелеев.
Обязательно, по мнению президента союза «Торгово-промышленная палата Тюменской области» Эдуарда Абдуллина, новые инвесторы должны смотреть за пределы своего региона. Чем дальше – тем лучше.
«Ни один новый инвестиционный проект на территории области не должен появиться, если он не ориентирован на экспорт. Если он будет продолжать ориентироваться только на внутритюменское потребление, он обречен. Конкуренция только нарастает, покупательская способность при этом остается примерно на одном уровне. Надо понять, что внутреннее потребление никуда не денется. Оно было, есть и будет. Но для развития нужно продавать больше. Население такими темпами не растет, да и соседние регионы не слишком многочисленные. Поэтому надо ориентировать свою экономику на экспорт», – считает Абдуллин.
Вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Эдуард Омаров поддержал намерение идти вглубь региона:
«Идет децентрализация инвестиционной политики по муниципальным образованиям. О чем речь? Сегодня каждое МО в состоянии подготовить портфель точек роста для своей территории. И в первую очередь нам не инвестора нужно искать, а «упаковать» эти точки роста, подвести под них инфраструктурную поддержку. И с этим портфелем ездить, выступать, рассказывать. И как только в стране узнают, что есть такой регион, где уже все «упаковано», – подходи да выбирай, тут будет стоять очередь. Поэтому сейчас стоит задача не поиск инвестора, а «упаковка» инвестпредложений».
Упор на поиск внутреннего инвестора политолог Илья Гращенков называет вполне логичным.
«Тюменская область – один из самых богатых субъектов России, и логично предположить, что потенциальный объем внутренних инвестиций здесь достаточно солидный за счет нефтегазодобывающих компаний, которые могли бы вести какие-то смежные отрасли. Тем более что найти международные компании в качестве достойного инвестора сейчас, в ситуации санкций, проблематично. Очевиден отток внешних инвестиций. Я думаю, поэтому McKinsey & Company, понимая длительность наложенных санкций, предложила такой вариант. Даже если завтра случится потепление между Россией и Западом, быстро санкции не снять, поэтому надо искать какого-то другого инвестора. Логичная стратегия – внутренние ресурсы», – рассуждает Илья Гращенков.
Фото: ФедералПресс/Есен Абилькенов, ФедералПресс/Елена Майорова, Елена Аталыкова, Правительство Тюменской области