горячие темы Смотреть Скрыть
Нацпроекты
  1. Нацпроекты
Нацпроекты
Москва
0

Дело – труба! Спасет ли нас коммунальная программа Якушева?

Причины торможения реформы ЖКХ
Волна коммунальных аварий прокатилась по стране

Цепь коммунальных аварий в последние месяцы волной прошлась по всей стране, не пощадив даже экономически благополучные регионы. Трагедия в пермской гостинице в ночь на 20 января, унесшая жизни пяти человек, это только эпизод, всколыхнувший всю страну. Практически ежедневно мы узнаем о ЧП. В Нижнем Новгороде 300 тысяч жителей остались без воды. В Челябинске из-за фонтанирующей кипятком теплотрассы сотни квартир лишились отопления. В Воронеже утонул целый квартал частных домов. В суровом Хабаровском крае село Заозерное осталось без тепла. В Дагестане десятки человек госпитализированы с диагнозом «кишечная инфекция» из-за попадания канализационных стоков в водопровод. В Ангарске кипятком залило трассу, отменены занятия в школах. Это хроника только одного дня – 23 января 2020 года, из которой мы узнали лишь о тех авариях, которые попали в новостные ленты крупных информационных агентств. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Кто виноват?

Причина, как правило, называется одна – изношенность инфраструктуры. Наследство, которое досталось нам от Советского Союза уже не в лучшем состоянии, за тридцать лет эксплуатации в новой России практически не обновляется и не преумножается. К примеру, трубе, которая стала виновницей человеческих смертей в Перми, исполнилось 60 лет. Вероятно, это далеко не последняя возрастная труба, по которой под большим давлением подается кипяток в наши дома.

По данным Росстата, протяженность тепловых сетей, нуждающихся в замене, составляет 48,7 тыс. км, или 29 % от общей протяженности, водопроводных сетей – 252,1 тыс. км, или 43,5 %. При этом темпы замены изношенных труб не превышают 1,5 % от общей протяженности в год. Ежегодно происходит около 150 тысяч аварий. Следует добавить, что общая сумма долга за предоставленные коммунальные услуги, по данным Минстроя, составляет 1,3 триллиона рублей, что, по мнению ведомства, является чуть ли не главной из причин пробуксовки реформирования ЖКХ.

Что делать?

Понятно, что проблема возникла не сегодня и даже не вчера, и поиск путей ее решения не прекращается на протяжении всех последних лет. Понятно и то, что инфраструктура требует уже не текущего ремонта, а кардинального обновления. Вопрос только в том, что таких денег в региональных бюджетах просто нет. Как один из вариантов решения чиновники предложили ввести в коммунальные тарифы так называемую «инвестиционную составляющую».

В большинстве регионов России с 2014 года в платежных квитанциях граждан появилась дополнительная строка – «капремонт». Предполагалось, что эта часть тарифа будет целевым назначением направляться исключительно на обновление инфраструктуры и в корне изменит ситуацию. Прошло шесть лет. Коммунальные монополии благополучно утилизировали деньги граждан и, можно даже не сомневаться, по всей форме отчитались перед государством.

Результат можно оценить по словам директора департамента ЖКХ Минстроя Михаила Гилева, который, в частности, отметил, что прошлогодний отопительный сезон показал рост количества аварий до 6,5 % по сравнению с годом предыдущим. Самая неблагоприятная ситуация оказалась в Центральном федеральном округе (рост 17,7 %) и в Северо-Кавказском (74 %). Оснований полагать, что нынешний отопительный сезон станет исключением, пока нет.

Поможет ли нам нацпроект?

Новые времена определили и новые пути решения застарелой проблемы. На первое место, безусловно, вышли национальные проекты. К достижению целей нацпроекта «Жилье и городская среда» была подключена госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ», которая призвана помочь регионам в обновлении коммунальной инфраструктуры. Стоит отметить, что фонд ЖКХ в 2019 году оказывал содействие в модернизации коммунального хозяйства только городам с численностью населения не более 500 тысяч человек – там, где ситуация с инфраструктурой выглядит совсем критически. Считается, что у крупных муниципалитетов достаточно собственных средств для обновления.

Средства госкорпорации могут покрывать до 60 % затрат, направляемых на капитальное строительство или ремонт объектов ЖКХ. Кроме того, фонд субсидирует до 65 % ставки кредитных средств, направляемых на модернизацию. В 2019 году фондом было заключено 21 концессионное соглашение с регионами на общую сумму 5,6 млрд рублей, которые предусматривают реконструкцию и модернизацию 32 объектов и около 90 км сетей.

Меры, реализуемые государством черед фонд ЖКХ, безусловно, полезные и своевременное, но в масштабах страны совершенно недостаточные. По словам председателя совета директоров госкорпорации Сергея Степашина, основная задача фонда – заинтересовать муниципалитеты в увеличении инвестиций в собственную инфраструктуру. Но зачастую у тех, у кого ситуация и с износом сетей, и с собственными финансовыми средствами совсем удручающая, попасть в государственную программу шансов немного.

Как изменится ситуация со сменой правительства?

Новый кабинет министров вопрос модернизации коммунальной инфраструктуры сразу обозначил в числе приоритетных. На первом рабочем совещании в Министерстве строительства и ЖКХ, прошедшем 22 января, вице-премьер Марат Хуснуллин поставил задачу проведения кардинальных изменений в отрасли, в основе которых должны находиться цели профильных национальных проектов. Минстрою было поручено представить предложения по изменению нормативной базы с целью освобождения подрядных организаций от излишних ограничений, а также изменения подходов к ценообразованию. Что касается аварийного жилого фонда, вице-премьер предложил «еще раз оценить ситуацию и поднять вопрос увеличения объема финансирования капитального ремонта».

Министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев в ходе совещания отметил, что проблемные вопросы с коммунальной инфраструктурой уже в достаточной степени проработаны, их решение требует комплексного подхода в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». «Мы разработали программу по модернизации коммунальной инфраструктуры со степенью износа более 60 процентов – не только внутриквартальной, но и магистральной. Обсудили ее с регионами и готовы защитить проект», – сказал министр.

Нам остается только надеяться, что новая так называемая «программа 60 плюс», анонсированная Минстроем, действительно изменит ситуацию к лучшему. Но ее практическая реализация предполагается только с 2021 года. А до тех пор остается только молиться, чтобы до конца этой зимы никто из нас не замерз, не обварился и не отравился.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Сюжет по этой теме
6 августа 2019, 11:35

Национальные проекты

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Twitter 1