После переноса основных мероприятий саммитов ШОС и БРИКС в Санкт-Петербург южноуральская столица осталась с недостроями и очередным торговым комплексом в центре. Как признаются опрошенные эксперты, город хоть и стал лучше, но эти изменения далеки от глобальных. Что нужно Челябинску для кардинальной перезагрузки, выяснял «ФедералПресс».
Обещанного три века ждут
На совещании в правительстве региона глава Челябинска Наталья Котова рассказала о подготовке к мероприятиям саммитов. Из 7,4 млрд рублей потрачено больше половины. Администрация города отчиталась, что осталось завершить работы по остановкам общественного транспорта, освещению, шумозащитным экранам, благоустройству в центре города и строительству набережной.
До того, как стало известно о переносе основного мероприятия в Санкт-Петербург, Челябинску обещали крупные проекты: два конгресс-холла – на набережной и на улице Труда, обновленные гостевые маршруты, новый аэропорт, «президентские» поселки, дорожные развязки, трехзвездочную гостиницу. Власти также обещали доделать знаменитые недострои на улице Свободы и проспекте Ленина, на улицах Васенко и Труда (у гостиницы «Малахит»).
Из обещанных проектов город получит немного. Так, к маю будет готово общежитие ЮУрГУ. Но обустраивать гостиницу там больше не планируют.
«Готовность объекта – 70 %. Отопление подано, ведутся внутренние отделочные работы. Проект не изменился, он как был общежитием, так и остался. Трехзвездочную гостиницу планировалось создавать услугами – обслуживанием, форматом уборки помещений, раздачей постелей и так далее. Эти услуги мы теперь не планируем внедрять, гостиничного сервиса для проживания не будет», – рассказал проректор ЮУрГУ по административно-хозяйственной работе и строительству Вадим Трофимычев.
На набережной реки Миасс уже начались работы по благоустройству
Коттеджные поселки, которые получили название «президентских», – частные проекты, не считая проекта ЮУ КЖСИ (принадлежит правительству региона). От строительства никто не отказался – все компании продолжают возведение своих объектов. Что касается дорог, в мае будет запущена дорожная развязка по улице Братьев Кашириных, тогда же планируют частично запустить мост до «Мечел-Кокса». Аэропорт также порадовал челябинцев – в ноябре прошлого года был запущен терминал внутренних авиалиний.
Отдельная история – с конгресс-холлами. Большой проект на набережной с треском провалился и попал в городскую копилку недостроев Челябинска. Второй конгресс-холл, на улице Труда, обещают переделать в очередной торгово-развлекательный комплекс. «Посмотрите, где нам организовали конгресс-холл, – это же сарай. Он закрыл вид на стадион Центральный, – говорит председатель комитета по туризму ЧРО «Опора России» и эксперт Общественной палаты Челябинской области Дмитрий Довбня. – И конгресс-холл – это не только сама площадка, но и выставочное пространство перед ним. А у нас нет этого пространства, сразу дорога. Китайцы, когда строят такие знаковые здания, связанные с инфраструктурой города, выбирают проект, у которого есть wow-эффект. У нас, наоборот, такое ощущение, что чем более убогий проект, тем больше у него шансов быть реализованным».
Челябинск не расцвел
По благоустройству городского пространства Челябинск не изменился в глобальном плане, признают эксперты. Формально практически готовы гостевые маршруты – весной на улицах разместят малые архитектурные формы, появятся плитка и гранит, новые скверы. Но все эти действия – лишь полумеры, говорят эксперты.
«Я изменений особых не заметил в городе, только появление еще одного недостроя, – признается главный архитектор DevelopmentPro Кирилл Кугаевский. – Челябинску не хватает комплексной программы. Сейчас самая большая проблема в том, что благоустройство города делается точечно, и эти точки между собой никак не связаны. Нужна какая-то общая стратегия. Необходимо увеличивать не количество общественных пространств, а связи между ними. Это гораздо более важная задача, чем в каком-то месте поменять плитку или облицевать гранитом».
По дизайн-коду у экспертов также возникает ряд вопросов. По словам Дмитрия Довбни, введение дизайн-кода – большой шаг для города. Но из-за того, что все было сделано в спешке, Челябинск получил спорный дизайн-код.
«Мы взяли один формат дизайн-кода по вывескам и на весь город его применили. Не учли специфику того, что улицы разные и по содержанию, и по ширине, и по архитектуре. Например, на улице Труда, где расположены старинные здания, буквы 0,5 м и логотип 0,75 будут смотреться достаточно громоздко. А на проспекте Ленина такая вывеска может смотреться слишком мелко».
Как отмечает Дмитрий Довбня, Челябинску можно рассмотреть опыт Москвы, где дизайн-код разработан с учетом особенностей улиц: ширины, типа общественного транспорта, интенсивности потока, газонов и т. д.
«Хорошее впечатление от того, что у нас будет международное событие, смазывается такими нюансами. Хотелось бы, чтоб новая администрация в приоритете ставила перед собой длительное планирование и понимание того, куда город развивается», – считает Довбня.
Облупленный фасад на старинном здании по улице Труда
Впрочем, собеседники «ФедералПресс» все же отмечают и положительные перемены в благоустройстве с началом подготовки к саммитам. «Город слишком долго приучал себя к тому, чтобы ничего не делать. И когда ситуация заставила что-то менять, мы оказались заложниками своей лени. Переломить эту тенденцию не получилось. Но частично Челябинск, конечно, изменился. Например, в центральной части много фасадов привели в порядок. Заметно, что город стремится быть ухоженным. Также считаю позитивным опыт с остановками – в целом смотрится современно», – говорит директор «УралНИИстромпроекта» Василий Важенин.
Куда дальше
По мнению политолога Александра Подопригоры, подготовка к саммитам провалена по всем статьям. «Ни один объект из тех, что были обещаны к саммитам, не только не сдан, но даже не будет построен в ближайшие годы. И вся история с саммитом принесла городу больше вреда, чем пользы: деньги потрачены серьезные, а с нами на долгие годы останутся недострои», – говорит политолог.
Впрочем, ряд собеседников «ФедералПресс» признает, что некоторые улучшения в Челябинске все же произошли. В их числе называют новые фасады, дизайн-код, остановки. Но основное изменение в том, что горожане сами стали требовать от власти комфортного пространства.
«Главное, что гражданское общество стало проявлять инициативу, появились урбанисты и сформировался запрос на качественную городскую среду. Власти, прикрывшись саммитом и ожидая колоссальных вливаний средств, поддержали инициативу общества на изменения, но оказались не готовы к ним. Хотя то, что сделали, лучше, чем ничего», – говорит Василий Важенин.
Впрочем, не так важно, какие именно мероприятия в Челябинске будут проходить, говорят собеседники «ФедералПресс». Городу остро нужна стратегия развития.
«Очень важно, чтобы у властей было долгосрочное видение и преемственность, потому что все эти метания из-за смены власти ни к чему хорошему не приводят. И важна проактивная политика властей. Если планируем мероприятие, то готовиться надо как минимум за три года, а лучше – за пять. А еще лучше – планировать планомерную работу по созданию комфортного городского пространства без привязки к каким-либо событиям», – уверен Дмитрий Довбня.