Top.Mail.Ru
Нацпроекты
Москва
0

Нацпроект поддержки малого бизнеса сработал вхолостую

Нацпроект поддержки малого бизнеса сработал вхолостую
Росстат зафиксировал снижение доли малого бизнеса до 20%

В соответствии с целевыми показателями, отраженными в паспорте национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» (МСП), доля малого бизнеса в экономике станы должна подняться с отметки 22,3 % в 2017 году до 32,5 % к 2024 году. По итогам 2019 года этот показатель должен составить 22,9 %. Но первый год реализации национального проекта показал неожиданный результат – малый бизнес стремительно теряет позиции. Росстат зафиксировал снижение доли малого бизнеса по итогам года до 20 %. Почему так происходит? Подробности – в материале «ФедералПресс».

Национальные особенности малого бизнеса

Европейская статистика последних лет фиксирует опережающий рост предприятий малого бизнеса по сравнению с другими сферами. В среднем в странах Европейского Союза малый бизнес составляет от 70 до 90 % всех предприятий. В Германии, например, более тысячи предприятий малого бизнеса стали лидерами мирового экспорта. В США каждая третья семья имеет отношение к малому бизнесу, а на его долю приходится свыше 40 % ВВП. По сути, малые предприятия в развитых странах оказались локомотивом, который способен без привлечения миллиардных инвестиций обеспечить устойчивый рост экономики и предоставить рабочие места не менее 30 % всего трудоспособного населения.

В России в базовом для нацпроекта МСП 2017 году было зарегистрировано 3,5 млн новых малых предприятий, в этот же год 7 млн прекратили свою деятельность. При этом Росстат фиксирует, что лишь 4 % предприятий существует в нашей стране более трех лет. Еще одна национальная особенность нашей экономики – в категории «малый и средний» более 95 % занимает микробизнес, который сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению с низкой инновационной и инвестиционной активностью. Эта сфера крайне чувствительна к развитию кризисных явлений – росту кредитных ставок, снижению ликвидности, падению покупательного спроса населения. Существенным препятствием на пути развития предпринимательской деятельности стали сложности в открытии бизнеса, административные барьеры, низкая доступность кредитов. Все это послужило предпосылкой для разработки комплексной государственной программы поддержки малого предпринимательства.

Нацпропрект как буксир для локомотива экономики

В марте 2018 года Владимир Путин в послании Федеральному собранию поставил задачу кардинально изменить ситуацию в этой сфере и за семь лет довести долю малого бизнеса в экономике до 40 % ВВП. После пересчета в Минэкономразвития реальных возможностей в итоговых документах нацпроекта МСП появилась более скромная цифра – 32,5 %. Для выполнения этой задачи из федерального бюджета была выделена сумма 481,5 млрд рублей и определены основные направления ее реализации: улучшение условий для бизнеса, льготное кредитование, акселерация или грантовая поддержка инновационных предприятий, поддержка фермерского предпринимательства и продвижение предпринимательской деятельности в общественном сознании.

По данным Счетной палаты России, кассовое исполнение нацпроекта МСП по итогам 2019 года составило 92 % годового бюджета, или 64 млрд рублей, что в сравнении с исполнением других нацпроектов выглядит не так уж и плохо. Из этой суммы около половины (26,86 млрд рублей) направлены на расширение доступа предпринимателей к финансовым ресурсам, в том числе на субсидирование процентной ставки для субъектов малого и среднего предпринимательства. Для участия в реализации программы кредитования малого бизнеса Минэкономразвития определило 90 уполномоченных банков.

Деньги решают не все

В соответствии с паспортом национального проекта, в 2019 году субъекты малого предпринимательства должны были получить кредиты на сумму 1 трлн рублей. По факту льготных кредитов было выдано лишь на 131,3 млрд рублей. Как выяснилось на практике, предприниматели просто отказываются брать кредиты на развитие бизнеса даже по льготной ставке 8,5 % и объясняют это просто – низкий спрос на продукцию и услуги, а также отсутствие условий для развития. Даже льготная ставка в большинстве случаев оказывается слишком рискованной для предпринимателей. В послании 2018 года президентом страны было дано поручение правительству обеспечить кредитование малого бизнеса по ставке не выше 6,5 %. Но это поручение так и осталось невыполненным до настоящего времени, что, по мнению аудиторов Счетной палаты, не обеспечивает доступность кредитных ресурсов на реализацию инвестиционных проектов.

Еще один аспект расходования федеральных средств нацпроекта, который вызывает у экспертов массу сомнений в целесообразности таких трат – из 50 % бюджета, направленного на обеспечение доступности к кредитным ресурсам, 36,1 % были потрачены на создание или развитие в регионах микрофинансовых организаций. В частности, Минэкономразвития в августе 2019 года заключило в рамках нацпроекта госконтракт о выполнении исследовательской работы по теме «Диагностика системы микрофинансовых организаций и разработка концепции поддержки малого и среднего предпринимательства через микрофинансовые организации». Как это вообще коррелирует с целями нацпроекта? Найти объяснений ни в одном официальном документе пока не удалось.

Цели не достигнуты. Что дальше?

Счетная палата в ходе проведения мониторинга указала на существенное несоответствие в управлении нацпроектом – субсидии получают финансовые организации, а отвечают за достижение целевых показателей губернаторы, которые не только не могут повлиять на распределение средств, но даже не владеют информацией о деятельности получателей ресурсов. Вот и получается, что по кассовому исполнению все выглядит неплохо, а результат при этом отрицательный. Заключение аудиторского ведомства полностью подтверждает данные, которые по итогам года опубликовал Росстат: мероприятия, реализованные в 2019 году в рамках нацпроекта МСП, не оказали существенного влияния на достижение целевых показателей.

По истечении года проблемы у малого бизнеса остаются все те же – сложность в регистрации, прессинг контрольных органов, сокращение льгот и преференций. В частности, с 2019 года малый и средний бизнес был лишен права на пониженную ставку страховых взносов в 20 % и переведен на общий тариф 22 % по обязательному пенсионному страхованию. Да и внешние факторы не способствуют ускоренному развитию – снижение покупательной способности населения, увеличение доли государства в экономике, снижение деловой активности крупного бизнеса, практически непреодолимые барьеры для участия в государственных и муниципальных закупках.

Результаты первого года реализации нацпроекта наглядно показывают, что методы достижения целевых показателей оказались совершенно неэффективными и вместо помощи предпринимателям способствуют развитию финансового сектора.

Перед новым кабинетом министров сегодня стоит крайне непростая задача – развернуть негативный тренд в развитии малого и среднего предпринимательства. Это направление сегодня курируют новые люди – первый вице-премьер Андрей Белоусов и министр экономического развития Максим Решетников. Оба они обладают репутацией сильных экономистов и успешных менеджеров. Пока только это вселяет надежду, что ошибки в нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство» будут исправлены.

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский

Сюжет по этой теме
11 июня 2021, 10:35

Национальные проекты

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.