Top.Mail.Ru
Политика
Москва
1

«Достойно конституционного регулирования». В России планируется повысить статус местного самоуправления

По словам Клишаса, необходимо экономически обеспечить органы МСУ, чтобы они могли выполнять свои функции
По словам Клишаса, необходимо экономически обеспечить органы МСУ, чтобы они могли выполнять свои функции

Сроки внесения предложений по изменению Конституции России могут быть продлены. Это связано с неожиданной активностью общества – все новые и новые поправки поступают в рабочую группу ежедневно. Один из самых больших блоков касается деятельности органов местного самоуправления. На очередном заседании рабочей группы было озвучено, как может измениться статус и роль МСУ. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Продление сроков

Очередное заседание рабочей группы (РГ) по подготовке поправок к Конституции России состоялось в Общественной палате РФ. Сегодня оно проходило в два этапа: сначала по своим направлениям поступившие предложения обсуждали тематические подгруппы, затем состоялось общее заседание.

По словам сопредседателя РГ Андрея Клишаса, в связи с тем, что ежедневно поступает огромное количество предложений как в рабочую группу, так и в думский комитет по законодательству, накануне принято решение – обратиться к президенту Владимиру Путину и к руководству Госдумы с просьбой о продлении срока приема поправок до 14 февраля. «Нет спешки, но и расслабляться не стоит, – заметил Клишас. – Мы нарастили темп нашей работы, разделились на подгруппы, но и объем растет».

Это предложение поддержала еще один сопредседатель РГ – Талия Хабриева. По ее словам, продление сроков позволит продолжить обсуждение всех предложений глубоко и неторопливо. При этом она опровергла все домыслы о том, что поправки в Конституцию якобы пытаются внести ускоренными темпами, без должного обсуждения их в обществе. «В разных странах разная практика внесения изменений в Конституцию и вступления их в силу. Есть государства, где цикл занимает несколько дней, есть – где несколько месяцев. Во Франции поправки были приняты за 30 дней. В Бельгии в 2012 году поправки в Конституцию приняты за 36 дней. В Венгрии – то же самое, – привела зарубежную статистику Хабриева. – Мы не ориентируемся ни на какие сроки, мы идем в своем ритме. Для нас главная задача – обсудить, проработать и предложить президенту поправки, достойные конституционного регулирования».

Пока речь идет о 40–70-дневном сроке проработки поправок в российскую Конституцию.

МСУ равно народ

Один из самых больших блоков поправок к Конституции касается роли и значения органов местного самоуправления в общей системе власти. Один из модераторов тематической подгруппы Сергей Бебенин напомнил, что на прошлой неделе президент озвучил идею проработки до 2030 года новой политики в сфере МСУ. С этим в том числе созвучна работа над поправками, которые предлагается внести в Конституцию.

В частности, речь идет о том, чтобы признать органы МСУ частью единой системы публичной власти наряду с органами госвласти. Совместными усилиями два уровня власти должны будут взаимодействовать «для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

В Конституцию предлагается внести поправку о структуре местного самоуправления: «МСУ осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом». При этом, озвучил Сергей Бебенин, необходимо установить, что «территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и других местных традиций». Рабочая группа полагает, что в Конституции нужно «прямо установить» еще и положение о том, что «принцип самостоятельности населения в определении структуры органов МСУ осуществляется в соответствии с общими принципами организации МСУ, установленными федеральными законами».

Также предлагается предусмотреть в Конституции норму, согласно которой «органы госвласти могут участвовать в формировании органов МСУ», в том числе принимать участие в назначении на должность и освобождении от должности муниципальных чиновников. Порядок такого участия должен быть установлен федеральным законом. Все это нужно, по мнению Сергея Бебенина, для обеспечения эффективного взаимодействия органов госвласти и органов МСУ.

В свою очередь завкафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ Сурен Авакьян заметил, что ни в действующей Конституции, ни в предложенных поправках не отражено, что «такое публичная власть», а также положение о том, что «народ участвует в осуществлении функций публичной власти». Такое понятие нужно внести, считает эксперт, и «обозначить участие всех трех уровней в публичной власти».

Свою поправку внес знаменитый детский хирург Леонид Рошаль. По его мнению, в Конституции нужно закрепить норму о полномочиях органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступности медицинской помощи. «Сегодня МСУ отстранено от здравоохранения. Это никуда не годится. Огромное количество недостатков в медицине связано с этим», – уверен Рошаль.

Среди членов рабочей группы возникли скептические настроения. Один из участников обсуждения заявил, что «поправки вызывают большое сомнение»: они могут привести к тому, что граждане будут лишены конституционного права самим решать вопросы местного значения. «Это фактически попытка ликвидировать органы МСУ, – считает эксперт. – Органы МСУ не входят в систему госвласти, и население само должно решать вопросы местного значения».

Впрочем, сопредседатель рабочей группы Клишас поспешил успокоить всех – это неверное понимание, «никто не собирается пересматривать положения первых статей Конституции». Комментируя предложенные поправки, сенатор отметил, что «необходимо экономически обеспечить органы МСУ, чтобы они могли выполнять свои функции». «Поправки призваны повысить уважение к МСУ на всех уровнях», – заявил Клишас.

Судьи и прокуроры

Бурные споры возникли и вокруг поправок об организации деятельности судебной власти. Прежде всего – Конституционного суда. Модератор тематической подгруппы Сергей Катырин озвучил предложение установить численность судей КС – 11 человек. Он напомнил, что Конституционный суд рассматривает жалобы о нарушении прав граждан лишь в тех случаях, если «все иные средства защиты исчерпаны».

Достаточно ли будет всего одиннадцати судей вместо пятнадцати, что есть сегодня? Сопредседатель рабочей группы Андрей Клишас уверен, что достаточно. Ведь за год коллегия рассматривает всего 40 дел, а это несопоставимо меньше, чем в конституционных судах в других странах. «Одиннадцать – оптимальное число. Мы не будем никого сокращать, мы предусматриваем переходные положения: когда судьи по возрасту выйдут в отставку с сохранением положенных социальных и прочих гарантий, – пояснил сенатор. – До тех пор, пока судей не останется 11, они будут работать. Трое судей выходят в отставку по возрасту до конца этого года, один – в ноябре 2021 года. К 11 судьям мы придем в ноябре следующего года».

Рабочая группа по подготовке поправок к Конституции России продолжает свою деятельность. Продление сроков принятия предложений позволяет это делать без спешки. Эксперты уверены, что ко второму чтению в Госдуме все поправки будут тщательно проработаны. Добавим, что на данный момент в комитет по законодательству уже поступило порядка 50–60 предложений.

Фото: ФедералПресс / Елена Сычева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.