Общество
Общество
Нижегородская область
0

«Умный» Нижний. Как комфорт, историю и деньги объединят к юбилею столицы Приволжья

По амбициозным планам правительства региона столица Поволжья должна измениться внешне
По амбициозным планам правительства региона столица Поволжья должна измениться внешне

В 2021 году Нижний Новгород отмечает серьезный юбилей – 800 лет. По амбициозным планам правительства региона столица Поволжья должна измениться внешне: стать ярче, заметнее, приобрести шарм и, наконец, развить собственный бренд. Ведь до сих пор город, несмотря на определенные достоинства, остается средним, обезличенным. Как изменится он к важному событию, выяснял «ФедералПресс».

Желание мечтать

Урбанист Святослав Мурунов назвал Нижний закрытым городом. «Может быть, нижегородец до конца не открывается даже сам себе. У меня сложилось впечатление, что жители Нижнего не все о себе знают, да и не хотят знать. Сложный городской ландшафт, эти складочки, разделение на правый и левый берега – они формируют очень непростую личную идентичность каждого. И еще нижегородцы смотрят в прошлое. Потому что будущее Нижнему всегда навязывали извне, и у города отключилось желание мечтать. Он разучился это делать, он не понимает, каким хочет быть», – охарактеризовал он столицу Приволжья.

Власти же хотят сохранить историю города, но добавить инновационную изюминку. То есть объединить необъединимое. Показательно высказался глава Нижегородской области Глеб Никитин о благоустройстве одной из центральных улиц – Ильинской, где нужно будет сохранить историческую застройку, сделать улицу комфортнее, но при этом экономически более привлекательной.

Торжественные мероприятия намечаются сразу на несколько дат в 2021 году: начнется праздник 12 июня, кульминация будет 19 августа, а завершится празднование юбилея 12 сентября. Только за 2019 год бюджет, выделенный на празднование юбилея, увеличили с 1 до 11 миллиардов. В целом же до следующего года на все проекты будет потрачено не менее 20 миллиардов рублей. Цифра действительно внушительная. Что же войдет в программу обновления города? Реставрация Кремля и реконструкция популярного парка «Швейцария», обновление улицы Ильинской и всего Започаинья, строительство сети платных парковок и ввод современной системы транспорта, появление «умных» остановок и светодиодных фонарей. Сам глава планирует, что Нижний благодаря всем манипуляциям станет городом для человека

Сердце города – для всех

«Любые мегасобытия (международные мероприятия и юбилейные даты) – это отличный повод для инфраструктурной перезагрузки, но важно правильно использовать ресурсы для комплексных изменений на благо города. Например, Институт развития городской среды Нижегородской области (ИРГСНО) разрабатывает для него так называемый общественно-рекреационный каркас – сеть связанных общественных пространств, для которых эксперты и сотрудники нашего института определят и будут внедрять на всех территориях 800-летия стандарты комплексного благоустройства», – рассказывает директор Института развития городской среды Нижегородской области Дарья Шорина.

Речь идет об единых требованиях к общественным пространствам и доступности городской среды, многие из которых нуждаются в перезагрузке. Одной из таких территорий станет Нижегородский кремль. В планах – переезд правительства региона с этой площадки, а исторический объект отдадут на откуп местным жителям и гостям приволжской столицы. Однако для этого она должна стать по-настоящему интересной, поэтому здесь построят музеи, удобные места для отдыха, будут проводиться городские праздники, и в целом Кремль станет общественной и гостеприимной площадкой. На эти цели планируют потратить 5,7 млрд рублей.

«Для города важно, что Кремль станет более доступным для горожан. Здесь нужно понимать, что сделать все и сразу не получится. Логично начинать изменения в городе с его центра. Центр города, в отличие от спальных районов, то место, которым пользуются все жители. К тому же когда все увидят, что это работает в центре, можно будет реализовать это и на окраинах. Еще один важный вопрос – центр города приносит много денег в казну: налоги, туристы, там просто концентрация всего. Кремль как сердце, символ города, который притягивает людей, должен стать комфортнее», – считает урбанист, автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман.

Раньше уже объявлялось о проектах пешеходного моста на территории Кремля и открытия фуникулера. Сейчас появилось упоминание о других объектах – это Губернаторский сад, аллея вдоль Кремля, Летний театр или галерея Пьетро Франческо. Разумеется, реконструкцию с таким размахом к юбилею закончить власти вряд ли успеют. Финальной датой значится 2023-й. В 2020–2021 годах планируется провести реставрацию, укрепить склоны, восстановить фуникулер и сделать подсветку. Далее – реставрация стен и башен Нижегородского кремля, причем в четырех из них сделают музейные пространства. В это же время воссоздадут парковые зоны. Уже к 2023 году планируют благоустроить всю территорию и открыть Аллею ремесел.

«Хочется верить, что обновление пойдет месту на пользу, что Кремль вновь станет полноценным городским районом для жителей и туристов. Но нарисовать картинки – это полдела, особенно на территории памятника культурного наследия. Также нельзя забывать о пространстве вокруг Кремля – сегодня там царство асфальта и подземных переходов, что явно не красит место», – отмечает в блоге Аркадий Гершман.

И главный вопрос – пока непонятно, как к этой задумке отнесутся сами нижегородцы. Сегодня показателен пример с застройкой парка «Швейцария», когда власти планировали сделать «модно и удобно», но в реальности столкнулись с непониманием, зачем нужны коворкинги и фудкорты. В целом дошло до того, что губернатор Нижегородской области Глеб Никитин вышел к защитникам парка и объяснил, что никаких объектов капитального строительства на территории не запланировано, а тем более массовой вырубки деревьев, – лишь обновление.

Вандалы против «умных» остановок

Не так давно в Нижнем Новгороде появились 134 «умные» остановки, из которых 120 начали функционировать. Всего же по концессионному соглашению с ПАО «Ростелеком» город украсят 334 таких павильона. В проект вложат 1,6 млрд рублей за 10 лет, пока действует соглашение. Объекты оснащены системой видеонаблюдения, LED-освещением, бесплатным интернетом и подзарядкой гаджетов. Недостатками «умных» остановок называют лишь их небольшой размер и невозможность установить по всему городу. На это у «Ростелекома» пока не хватает средств. По словам представителей компании, в некоторых местах есть возможность установить павильоны с облегченным функционалом.

Пока в Нижнем «умные» остановки возводят невероятно быстрыми темпами. В Ижевске, например, в конце прошлого года таких павильонов было всего два. Причем один из них, на центральной площади, вандалы разбили уже через неделю после установки. В связи с этим мэр Ижевска задался логичным вопросом: нужны ли они горожанам и будут ли те относиться к объектам бережно? Ведь примерный ущерб был оценен в 120 тысяч рублей. В Нижнем Новгороде пока этот вопрос активно не поднимался.

«Умный» транспорт или подземные дебри

Официально готовиться к грядущему юбилею начали еще 7 февраля 2017 года, а некоторые проекты, например, новые станции метро «Сенная площадь» и «Оперный театр», появились и того раньше – в 2012 году. «Неплохо было бы в честь праздника подарить нижегородцам две новые станции метро. Они вполне реальны: проектная документация сделана, на нее получены положительные заключения госэкспертизы», – сообщил на одном из заседаний комиссии городской думы по транспорту в 2016 году Юрий Гаранин, возглавлявший тогда МКУ «Главное управление по строительству метрополитена, мостов и дорог Нижнего Новгорода».

Запланированные станции еще не открыты. Вместо них была создана фактически в чистом поле другая станция, «Стрелка», подготовленная к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу. Как правильно заметил урбанист и автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман, проект не совсем логичен, тогда как туда можно было бы провести трамвай, и это обошлось бы дешевле.

В личном блоге он обосновывает в цифрах удобство строительства трамвайной линии, а не новой станции. К примеру, если в районе Гордеевского путепровода проложить пути трамвая по Должанской – Мурашкинской, это позволит использовать имеющуюся развязку. Если провести рельсы вдоль железнодорожного полотна, на реконструкцию развязки нужно будет потратить около 7 млрд рублей («Стрелка» обошлась в 11,6 миллиарда). И это значительно облегчило бы жизнь тем, кто пользуется маршрутами А90 и Т71 ежедневно. «Станцию построили, она требует огромных вливаний, но никак не окупается. Возможно, стоит развивать наземный транспорт, создавать велоинфраструктуру и нормальные пешеходные пути. Это не так помпезно, как открывать станции метро, но это можно реализовать относительно быстро и относительно недорого», – считает урбанист.

По его словам, последние 40 лет российские города развивались по сценарию – отдаем все автомобилям. И сейчас они не приспособлены для нормального существования без машин с ростом городов, когда в новых отдаленных районах остро стоят вопросы с парковками и доступностью общественного транспорта. «Универсальное решение нашли крупные города мира, столкнувшиеся с такой проблемой, – это создание альтернативы автомобилям. Можно не исключать автомобили совсем из городского движения, но перемещаться не на них: машины перевозят мало людей, но занимают очень много места. Что можно посоветовать Нижнему Новгороду? Разобраться, для кого этот город. Для пешеходов, для тех, кто пользуется общественным транспортом, и так далее. Исходя из этих глобальных целей, нужно начинать действовать, создавать мастер-план. В идеале нужно будет возвращать назад то, что убирали, – восстанавливать трамвайные пути и так далее», – добавляет Аркадий Гершман.

Люди за все это время привыкли к тому, что в приоритете – автомобили. Изменения, связанные с возвращением трамваев в город или созданием выделенной полосы для общественного транспорта, – достаточно серьезный политический вопрос. Первые несколько лет нужно будет потратить на то, чтобы объяснить людям, как будет меняться город, уверен Гершман. Всего же на преобразования уйдет не менее 10–15 лет.

Совсем недавно нижегородцам представили новую концепцию визуального оформления города. Над ней работали дизайнер Дмитрий Барбанель и медиахудожник, культуролог Антон Кальгаев из Москвы. В графической концепции они пытаются ответить на вопрос, кто же такой нижегородец и каким он станет в ближайшем будущем. Для этого им пришлось изучать городские мифы и легенды. Сами люди концепцию пока не обсудили.

Но у них есть еще одна возможность – поделиться идеями благоустройства города. Специально для этого создан интернет-ресурс #Нижний800, где в том числе собирают средства на реализацию самых удачных проектов. Сейчас опубликовано более 300 различных идей: от городского фестиваля «Брусничный джем» до создания Центра искусственного интеллекта для киноиндустрии. Многие из проектов иначе как бредовыми не назовешь, но, возможно, именно это нужно реальным горожанам.

Фото: Василий Исламов, пресс-служба правительства Нижегородской области, wikipedia.org, vk.com

Инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1