В регионах России в связи с объявленной пандемией коронавируса растет спрос на доставку продуктов до конечного адресата. Как отмечают представители этой сферы услуг, такая тенденция стала заметна в последние три недели. Большой спрос в Москве и Санкт-Петербурге. А как обстоят дела в других регионах и где местные сети активно используют эти услуги, выяснял «ФедералПресс».
Прибыльный бизнес
Многие популярные сервисы по доставке продуктов от крупных сетевых ретейлеров отметили в последние дни заметный спрос на их услуги на фоне неблагоприятного фона, связанного с коронавирусом. Так, по данным популярного сервиса iGooods, который известен сотрудничеством с крупными торговыми сетями и активно налаживает географию распространения по стране, только за последнюю неделю среди пользователей увеличился спрос на услугу в 3–4 раза. На четверть вырос и средний чек по заказу – до 4600 рублей. В сервисе отмечают, что особенный спрос приходится на Москву и Санкт-Петербург.
Аналогичный сервис «Сбермаркет», работающий одновременно с несколькими с крупными торговыми сетями, отмечает рост данной услуги на 104 % во всех городах присутствия. Увеличение спроса на услугу в два раза зафиксировали и в компании «Все в дом», осуществляющей доставку продуктов и еды. «Люди просят привезти продукты, платят онлайн, а курьера просят оставить пакеты у двери, чтобы не контактировать с ним. Мы относимся к таким клиентам с пониманием», – отмечают в компании. И говорят, что если цены на доставку они пока не поднимали, то с ростом спроса будут вынуждены это сделать, чтобы оплачивать курьерам сверхурочную работу.
«На фоне распространения коронавируса доставка еды может стать очень прибыльным бизнесом. Причем заработать на этом могут не только посредники, такие как «Яндекс.Еда» и Delivery Club, но и сами магазины и рестораны, многие из которых уже предоставляют подобную услугу», – считает аналитик консалтинговой компании «Призма» Андрей Вольский.
«В Багдаде все спокойно»
Рост спроса на доставку продуктов вполне обоснован на фоне информационного шума о распространении коронавирусной инфекции и рекомендаций воздержаться от посещения площадок с массовым скоплением людей. Но как отмечают сами ретейлеры, ситуация стабильна, а сами торговые сети готовы к возможному продуктовому ажиотажу.
Отлично себя чувствуют дальневосточные регионы, граничащие с Китаем. Наметившийся в феврале дефицит продуктов прошел. Да и в целом регион спокойно реагирует на пандемию коронавируса. Очевидно, сказывается и ситуация в КНР, где властям удалось нивелировать проблему. Доставка продуктов на дом пользуется обычным спросом (одна из местных популярных сетей гипермаркетов со службой доставки – «Самбери» – базируется в Хабаровске и ряде иных регионов), а местные производители не ожидают потребительской паники. Как рассказали корреспонденту «ФедералПресс» в компании «Владхлеб» (основной производитель хлеба в Приморье), «говорить о том, что у нас может начаться какая-то паника, просто глупо». «Для этого сейчас нет никаких оснований. Впрочем, даже если произойдет некий форс-мажор, мы сможем обеспечить хлебом всех потребителей. В этом смысле переживать не за что», – пояснила представительница компании.
В Краснодарском крае, где особенно популярны доставки из гипермаркетов «Лента» и Metro, также все спокойно. Ни цены на продукты, ни их количество, ни стоимость доставки не изменились.
В обычном режиме
Урал и его соседи тоже не паникуют и спокойно пользуются услугами сервисов доставки как от крупных торговых сетей, так и от местных. К примеру, та же «Лента» предлагает пермякам (прямые соседи УрФО) типовые для регионов условия. Пермская торговая сеть «Семья» доставляет продукты во все районы города, включая удаленные. Время обработки заказа – 2,5 часа. Экспресс-доставка за полтора часа стоит 249 рублей, обычная доставка – 150–200. Для бесплатной доставки надо заказать продукты на дом на 2000 рублей, для удаленных районов – на 4000. «В период 13–15 марта выросло количество заказов через сервис сети магазинов «Семья» «Домой Доставим» на 20 % по сравнению с прошлой неделей. Мы увеличили количество сотрудников на сборке и упаковке продуктов, установили дополнительное оборудование и увеличили сборочные площади в магазинах для максимально оперативной обработки заказов», – рассказала руководитель службы маркетинга сети Элина Еренко.
В Тюмени все крупные ретейлеры пользуются услугами различных сервисов или компаний-партнеров. «Лента» здесь сотрудничает с сервисом Rocketfoods: доставка от 1 часа, а стоимость в зависимости от покупки – от 99 до 199 рублей. «Карусель» работает с сервисом iGooods: доставка осуществляется в тот же день, цена за услугу – от 249 до 499 рублей в зависимости от веса покупки. Среди местных компаний выделяются «Золотые Луга», курьеры которой развозят товар (молочные продукты) напрямую с завода в селе Ситниково Омутинского района. Как отмечают в пресс-службе компании, если сделать заказ до обеда, то на следующий день его доставят в Тюмень, а при заказе от 300 рублей доставка будет бесплатной. К слову, в понедельник, 16 марта, количество заказов было больше чем обычно. «Но делать выводы о росте продаж пока рано», – добавили в пресс-службе.
Абсолютно спокойно чувствует себя и Челябинск, хотя тут не развита услуга доставки покупок из магазина на дом. Но в некоторых точках задействованы посредники. «Доставки продуктов и собственных курьеров у нас нет, но мы готовимся работать в этом направлении. Ждем, когда к нам зайдет «Яндекс.Еда». Но нет и дефицита товаров, так как мы магазин премиум-сегмента. Цены пока не повышали, но поставщики уже предупредили, что из-за роста курса валют это произойдет», – признался коммерческий директор местного супермаркета «Теорема» Игорь Чигинцев.
В тренде коронавируса
В некоторых регионах страны службы доставки либо уже активно работают, либо находятся на стадии внедрения местными торговыми сетями. В Екатеринбурге, в отличие от соседнего Челябинска, услуга доставки развита у многих сетей на разном уровне. Небольшой пример – местные супермаркеты «Райт» и «Монетка». Они осуществляют доставку только по Екатеринбургу и в ближайшие города в радиусе 20 км. Стоимость зависит от суммы заказа, минимальная – 220 рублей за покупку стоимостью до 699 рублей. Продукты на сумму от 1500 рублей доставляются бесплатно. Но есть один нюанс: диспетчеры службы доставки рекомендуют делать предварительный заказ. «Заказывайте заранее, сейчас ближайшая доставка возможна только 22 марта. Очень много людей обращается – видимо, решают не выходить из дома», – сообщили «ФедералПресс» в службе доставки.
Активно используется доставка в городах Приволжского федерального округа. К примеру, в Кирове горожан обеспечивает продуктами на дому сеть супермаркетов «Глобус» (при заказе от 1 тысячи рублей, стоимость от 110 до 600 рублей). В сети отмечают, что с середины марта у них действительно вырос спрос на данную услугу. Поэтому вечерние заказы сейчас выполняются лишь на следующий день, а интервал доставки увеличился до 4–6 часов. В компании думают об увеличении штата курьеров, но стоимость доставки оставят на прежнем уровне. Особенный спрос у кировчан идет на тушенку, макароны, консервы и крупы. Но все продукты у «Глобуса» в достатке.
В Самарской области одна из самых известных местных сетей «Белый Пеликан» осуществляет доставку продуктов, но только по Тольятти. В магазинах Самары такая услуга пока не предусмотрена. Услуга является бесплатной только при заказе товаров на сумму свыше 1500 рублей, а также для участников ВОВ и инвалидов первой группы. В пресс-службе компании отмечают, что, хотя ажиотажа вокруг доставки продуктов нет, в магазинах сети заметно пустеют полки. Большой спрос на бакалею – крупы, консервы. Но перебоев с продуктами не планируется.
В Сибирском федеральном округе, наоборот, в нескольких регионах местные сети начали внедрять систему доставки. В одной из крупнейших красноярских сетей «Командор» подобный сервис разрабатывается, его тестирование запланировано на середину весны. По словам пресс-секретаря компании Анны Романовой, в магазинах сети из-за отсутствия доставки наблюдается некоторый потребительский ажиотаж. «В два раза увеличились продажи круп (гречки, риса, овсянки), рыбной и мясной консервации, растительного масла, печенья, на 50 % выросли продажи охлажденного мяса (свинины, курицы), пельменей, колбасы, замороженной рыбы. Красноярцы запасаются туалетной бумагой, влажными салфетками, мылом, антибактериальными гелями, средствами для ухода и чистящими средствами», – рассказала Анна Романова.
В соседней Кемеровской области в пределах административного центра – Кемерово – услугу по доставке предлагает сеть фермерских продуктов «Калина – Малина». В последние дни, кстати, компании пришлось внести некоторые коррективы в работу. «Мы приняли решение, что покупатель может позвонить в любой магазин, который находится рядом, и сделать устный заказ. В течение часа его подготовят и принесут вам домой. Анонс данной услуги планируем в ближайшие дни», – сообщил PR-менеджер сети Евгений Рудаков.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Пандемия коронавируса