Правительство России, так же как и региональные органы исполнительной власти, рекомендовало перевести сотрудников на удаленную работу, чтобы избежать распространения коронавирусной инфекции. Некоторые компании буквально в течение нескольких дней начали рапортовать, что успешно справились с поставленной задачей. Однако речь при этом идет скорее о компаниях, которые и так имели возможность организовать удаленку, например об IT-сфере. Когда сотруднику для работы нужен ноутбук и интернет, перейти на новый формат не проблема. Проблема – если завод, станки, конвейер. Собираются ли промышленные предприятия Самарской области переходить на работу «вне территории», узнала редакция «ФедералПресс».
Организовать удаленку слишком сложно
Как правило, на промышленных предприятиях есть несколько зон – офисная, производственная, логистическая, склады. Это отлаженная, взаимозависимая система, которую невозможно выключить по частям, тем более – полностью. Можно перевести на удаленную работу бухгалтерию или отдел продаж, например. Но здесь есть несколько нюансов, один из которых – коммерческая тайна.
Все документы, базы данных хранятся на серверах, доступ к которым есть только с рабочих компьютеров. При этом системы CRM, которые позволяют работать удаленно, внедрены не на всех заводах. Даже там, где они есть, их использование ограничено в целях сохранения коммерческой тайны. «Есть документы, которые не должны покидать территорию отделов: разработки, технологии, финансовые. На некоторых предприятиях запрещено проносить на территорию не только флешки, но и сотовые телефоны. Особенно это касается ВПК. Например, на РКЦ «Прогресс» существовала, да и сейчас действует система, что все– сотрудники, гости– сдают на проходной в камеру хранения все средства связи и накопители. В противном случае можно нарваться на проверку службы безопасности, длительную и неприятную. Так что сотрудников некоторых отделов и департаментов можно только отправить в отпуск, но не на удаленку», – рассказал редакции «ФедералПресс» Сергей Беседин, эксперт по коммуникативному управлению.
Что касается отделов продаж и снабжения, то здесь тоже невозможно полностью перейти на home-офис. «Звонить куда будут? На рабочие телефоны, не на личные номера. Работа просто встанет, коммуникации будут нарушены. Переход на удаленную работу требует определенного уровня цифровизации внутри предприятия и возможности технически обеспечить сотрудников, которые будут работать из дома. В сегодняшней ситуации никто этим заниматься не будет, все надеются, что карантин ненадолго», – считает эксперт.
Производственный сектор в принципе нельзя останавливать из-за особенностей технологического процесса. И проще организовать меры профилактики на территории, чем ставить под угрозу закрытия все предприятие.
Меры принимаем, но на карантин уходить смысла нет
Все же некоторые промышленные гиганты заявляют, что часть сотрудников будет работать «вне территории». Например, пресс-служба «Тольяттикаучука» отрапортовала, что в целях предупреждения распространения COVID-19 административно-управленческий аппарат «поэтапно переводится на удаленный режим работы с возможностью использования корпоративных программных продуктов». При этом речи об остановке производства и переводе на удаленку рабочих не идет, что логично.
Но большая часть предприятий в принципе отказалась от home-офиса. Директор по маркетингу «Строммашины» Сергей Щербак рассказал, что никого никуда отправлять не собираются: «Ситуация простая – есть прогнозный план, есть заказы, загрузка производства высокая. Так что никто ничего не отменял». По словам Щербака, на предприятии приняты все меры профилактики, сотрудники проходят дополнительную санитарно-гигиеническую обработку, ведется проверка на присутствие опасных симптомов. Он поделился информацией об опыте коллег: например, «Самарский резервуарный завод» заявил, что перевел коммерческий отдел на удаленку. При этом все равно трех дежурных оставил, приняв все меры предосторожности.
Невозможность перехода больших предприятий на систему home-офис, в отличие от мелких коммерческих компаний, директор по маркетингу объяснил сложностью производственных процессов. «При остановке без серьезных, веских оснований, а просто из-за страха, который по большому счету пока ничем не подкреплен, убытки будут колоссальные. Есть места с реально большим количеством людей – торговые центры, где вирус подхватить легко, а есть производства. У нас, извините, площадь – 42 гектара, и поверьте, там можно так потеряться, что год никто не найдет. Огромная территория, очень высокие цеха, вытяжка – условия распространения вируса минимальные, соблюдать санитарно-гигиенические нормы легко. Зачем просаживать экономику, разгоняя всех по домам?» – заключил Сергей Щербак.
Также он отметил, что многие предприятия являются градообразующими, и социальную напряженность в случае отсутствия работы никто не отменял. «Карантин возможен только в случае настоящей эпидемии. Но даже в Ухани предприятия не закрывали. Так что работаем», – подвел итог представитель «Строммашины».
Предприятия пищевой промышленности, с учетом ажиотажа, также продолжают работу. Андрей Жирнов, директор «Кухмастера», уточнил, что меры принимаются по полной программе, на завод закуплены все средства защиты, но как работали в две смены, так и работают.
«Мы принимаем стандартные меры. Проведена разъяснительная работа среди сотрудников. При наличии подозрительных симптомов запрещено выходить на работу, даже если не будет больничных, до установления диагноза. На входе проверяем температуру сотрудников. Если высокая температура, то работник не допускается на территорию. Маски закупили. В первую очередь обеспечили ими тех, кто постоянно контактирует с посторонними – службу безопасности, отдел логистики. Офис на удаленку не переводим, просто ограничили контакты. Командировки не планируем, все встречи отменены», – рассказал Андрей Жирнов.
Также он добавил, что предприятие взяло на себя дополнительные затраты по обеспечению средствами индивидуальной защиты водителей – и своих и наемных. «Появилось требование от торговых сетей – все водители автомобилей, которые едут от нас в торговые сети, должны быть обеспечены масками. У нас в отделе логистики есть большой запас, мы выдаем средства индивидуальной защиты всем водителям, и своим и наемным», – пояснил руководитель «Кухмастера».
Работаем до наступления апокалипсиса
По мнению Сергея Беседина, перевод предприятий на удаленную работу может серьезно отразиться на экономических показателях. Клиенты не дождутся продукции, поставщики – денег, бюджет – налогов. Могут рухнуть технологические цепочки между предприятиями, кого-то заменят на конкурентов. То есть создается дополнительная экономическая турбулентность, что в условиях падения рубля и нефти добавит негатива в экономику. Поэтому предприятия будут стоять до последнего, оттягивая момент перехода на новую управленческую парадигму. Да и провести цифровизацию в сроки, похожие на мобилизацию в условиях военного времени, невозможно.
Кроме экономического аспекта, не следует упускать из вида и социальный. «Многие предприятия не готовы выплачивать полную зарплату тем, кого переводят на удаленку. Или же в принципе не могут эту схему обеспечить. Поэтому в худшем случае просто отправят сотрудников по домам без содержания. И вот перед вами условно Вася и Маша, которых на две недели дома изолировали. А у них дети, ипотека и кредит за бытовую технику. Где средства взять? Поэтому все будут работать до наступления настоящего апокалипсиса», – отметил эксперт.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Пандемия коронавируса