В дополнение к обвалу нефтяных цен неожиданный удар пришел с востока – Китай на 30 % сократил закупку российской нефти. Сообщается, что такое решение связано с санкциями США. Совершили ли мы ошибку, выбрав Китай в качестве стратегического партнера? С таким вопросом «ФедералПресс» обратился к экспертам в нефтяной отрасли.
Вице-президент независимого топливного союза Дмитрий Гусев, считает, что китайские партнеры используют ситуацию на нефтяном рынке, чтобы добиться для себя преференций:
«Мы не знаем истинных причин такого решения. Решила ли китайская компания перестраховаться, чтобы не ссориться с США, или просто выторговывает для себя максимально выгодные условия? Может быть, и то и другое. К сожалению, наши китайские друзья не отличаются особой устойчивостью к международным санкциям по отношению к России. Официально они никогда не встают на сторону США, но, по сути, их поддерживают. Даже несмотря на это, Россия в свое время разумно поступила, что начала развивать восточное направление. Многие годы основным потребителем российских энергоресурсов оставались только страны Европы. Но как показала практика, останавливаться только на этом направлении было бы неразумно. Поэтому и строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», и углубление российско-китайских отношений являлись стратегически верными решениеми. Теперь у России есть возможности для балансировки – если что-то не получается на одном направлении, переключиться на другое. В перспективе я не стал бы ставить крест на отношениях с Китаем, со временем это сотрудничество еще принесет свои плоды. А пока России следует заняться развитием внутренних возможностей и больше перерабатывать нефти на собственных НПЗ. Можно какое-то время хранить нефтепродукты у себя, они в будущем все равно станут востребованы».
Заместитель директора Высшей школы тарифного регулирования при Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова Иван Капитонов полагает, что ухудшение отношений с отдельными китайскими компаниями носит временный характер:
«Диверсификация поставок для нас имеет стратегическое значение, поэтому обеспечение экспорта жидких углеводородов на восток – это важная государственная задача, которая была успешно решена. Когда на фоне снижения нефтяных цен одна или две компании отказываются от покупки российской нефти, не стоит это воспринимать как нашу стратегическую ошибку. Такая позиция может быть связана не только с американскими санкциями, но и с желанием заработать на новом тренде. А нам этот жизненный этап следует воспринимать таким, каков он есть. Китайский рынок показал себя как динамично развивающийся и перспективный. Можно не сомневаться, что экономика Китая восстановится от кризиса быстрее, чем американская. Как только это произойдет, поднимется спрос на энергоресурсы, и здесь для нас главное – быть первыми».
Главный научный сотрудник Института нефти и газа Владимир Шустер считает, что в перспективе китайский рынок останется для нас важным направлением, но пока подписание договора с Белоруссией для нас важнее:
«Китай, как и любое другое государство, стремится покупать нефть по более низкой цене. Насколько большую роль здесь играют американские санкции, сказать трудно. Ранее я не замечал, чтобы китайские компании сильно пугались санкций США, поэтому они могут здесь играть роль благовидного предлога, и не более. Когда арабские страны откровенно демпингуют, чтобы вытеснить с рынка Россию, почему бы не воспользоваться такими скидками.
Насколько я знаю, у нас с Китаем сохраняются партнерские доверительные отношения, поэтому я не стал бы делать далеко идущие выводы, основываясь только на одной несостоявшейся сделке. После резкого спада, связанного с коронавирусом, там уже начинает возрождаться промышленность, следовательно, у них будет возрастать потребность в энергоресурсах. И это касается не только нефти, но и газа. Насколько мне известно, Китай нацелен на опережающее наращивание потребления газа по сравнению с нефтью. Сейчас это их государственная экономическая политика. Поэтому Китай в будущем останется нашим стратегическим партнером.
На этом фоне достижение соглашения по поставкам нефти в Белоруссию является для нас более важным событием на сегодняшний день. Знаю, что переговоры идут очень активно, Россия стремится достичь с белорусской стороной компромисса, поскольку мы являемся членами одного союзного государства. Для России важно укреплять отношения со своим ближайшим союзником и поставлять максимальные объемы нефти на белорусские НПЗ».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
«Черный понедельник»: обвал нефти и рубля