Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Мы столкнемся с волной новых пациентов». Психологи рассказали о жизни после пандемии

Тревожные состояния и депрессии могут стать пролонгированным результатом самоизоляции
Тревожные состояния и депрессии могут стать пролонгированным результатом самоизоляции

Цивилизация, принесшая людям массу удобств, имеет и другую сторону. Глобальными проблемами, особенно для горожан, стали одиночество, тревожность, неумение абстрагироваться от проблем и информационная зависимость от социальных сетей. В случае, когда привычный ритм жизни ломается, психика человека начинает испытывать перегрузки, которые запускают примитивные реакции. Эпидемия, объявленная на территории страны, имеет ряд побочных эффектов, которые будут выправляться достаточно долго. Как влияет на людей состояние долгого стресса – узнала редакция «ФедералПресс».

Инстинкт: бить или бежать

Естественных реакций у человека, попавшего в стрессовую или опасную (по его мнению) ситуацию, две: бить или бежать. То есть проявлять агрессию в любой ее форме, в том числе словесной, либо попытаться уйти и замереть. Данные реакции врожденные, и надо обладать высокой, а чаще специально выработанной стрессоустойчивостью, чтобы совладать с первыми порывами. Если опасная ситуация происходит при скоплении людей, то поведение одного может стать спусковым крючком для всех. Толпа становится единым организмом, транслирующим свою волю всем вовлеченным.

Информация об опасности или введении специального режима, получаемая из СМИ, не всегда критически осмысливается населением, зато значительно повышает тревожность.

По мнению психолога-психотерапевта Павла Пономарева, в связи с эпидемией настроения людей меняются самым непредсказуемым образом. «Мы впервые оказались в такой ситуации, поэтому не в силах спрогнозировать ее полностью. Поэтому одна из возможных реакций – агрессивное поведение в отношении определенных групп, например лиц с какими-то внешними отличающими их факторами (если человек кашляет или у него имеются покраснения кожи, прыщи). Такие люди могут стать раздражающим фактором для остальных. Подобные случаи уже зафиксированы. Люди зачастую не верят официальной информации, в итоге это рождает самые разные мифы. Все это приводит к образованию цепных реакций, люди начинают объединяться на фоне агрессивной реакции», – говорит психолог.

По мнению эксперта, в такой обстановке лучше позаботиться о себе самостоятельно. Он рекомендует людям, которые страдают тем или иным хроническим заболеванием, например аллергией, не выходить на улицу и избегать социальных контактов. Другие граждане, проявляющие подозрительность и тревогу, вполне могут проявлять повышенную агрессию в отношении тех, кто чихает или кашляет на фоне аллергии. «Проще говоря, аллергиков могут воспринять как переносчиков нового вируса: «Ах, ты больной и пришел к нам? Сейчас мы тебе покажем!» К сожалению, такая реакция возможна», – говорит Павел Пономарев.

Стоит ли «обижаться на все человечество», принимая на себя страхи окружающих? Нет, надо просто проявлять разумную осторожность. «Мы сталкиваемся с изменением картины окружающего мира не только в сознании одного человека, но и в коллективном сознании. Мы находимся в ситуации, которая развивается. Для того чтобы сознание сформировалось, ситуация должна завершиться, чтобы стало понятно, что это было. Это произойдет позднее, когда эпидемия будет остановлена», – заключает эксперт.

Я никому не нужен!

Нахождение на карантине и в самоизоляции не гарантирует комфортного существования, даже в домашних условиях. Люди остаются наедине сами с собой, а такую встречу выдержат не все.

Последние несколько лет в сознание общества транслировался иной образ успешного человека – больше дел, перемещений, контактов, посещений. Те, кто сидел дома или спокойно обходился минимумом отношений, воспринимались как чудаки.

При этом параллельно сформировалась культура доверия к информации, поступающей от амбассадоров общественного мнения (вне зависимости от того, кем они являются). Поэтому условия домашнего карантина с неограниченным доступом к интернету – идеальная обстановка, чтобы пережить ломку и падение авторитетов лидеров, которые тоже смертны.

По мнению врача-психиатра и клинического психолога Алексея Кругляченко, проблема пандемии COVID-19 носит не только эпидемиологически-инфекционный, но и социально-психологический характер. «Дело в том, что люди столкнулись с ситуацией, которая им незнакома, она пугает. Да, наши люди привыкли отшучиваться: мол, пережили перестройку – переживем и это. Но большинство из них не понимают, о чем именно идет речь», – считает специалист.

Что пугает людей? Резкая смена картины мира, помноженная на жесткие ограничения. «В ситуации, когда целые города и регионы закрывают на карантин, когда невозможно вести привычную деятельность, становится страшно. Повышается уровень тревоги. А учитывая уровень доверия наших людей к официальной информации в СМИ и силу «сарафанного радио», паника может начать распространяться быстрее, чем сам вирус. И те люди, которые в обычной жизни расчетливые и рациональные, поддавшись панике, могут начать вести себя совершенно нелогично и абсурдно. А когда такие люди собираются в группы, это может быть уже просто опасно», – комментирует ситуацию Кругляченко.

Чем опасна изоляция для большинства? Тем, что слетает бытовая шелуха, не надо никуда бежать, а значит можно сесть и подумать. «Люди поймут, насколько они на самом деле одиноки. Появятся мысли, что они никому не нужны. Так начинается депрессия. У кого-то на фоне постоянного ожидания чего-то неизвестного поднимется уровень кортизола и адреналина – отсюда тревога, панические атаки и нарушения сна», – говорит эксперт.

Как это аукнется в дальнейшем? Алексей Кругляченко, исходя из имеющегося опыта и научных исследований, проводившихся в мире, предполагает, что если карантин продлится дольше ожидаемого, то мы столкнемся с резким увеличением количества посттравматических стрессовых расстройств, что, в свою очередь, учитывая нашу ментальность и нежелание ходить к специалистам по психическому здоровью, приведет к скачкообразному увеличению количества зависимостей – алкогольных и наркотических.

Что делать для профилактики и укрепления психологического здоровья? В идеале – обращаться к специалистам по ментальному здоровью – психиатрам, психотерапевтам и психологам. Не полагаться на алкоголь – он не улучшит ваше состояние.

«Больше общайтесь с близкими, если уж вы остались с ними в изоляции. И самое главное – верить, что все будет хорошо», – считает врач.

Осенний призыв

О том, что психологический эффект изоляции и информационного шторма затронет многих людей, говорят многие специалисты. Страх смерти, а именно его испытывает большинство, приводит к неоправданным мерам обеспечения личной безопасности. Если несколько месяцев из всех утюгов несутся новости о коварном и ужасном вирусе, то невольно начинаешь подозревать все: лифт, ручку двери, сам окружающий мир. Люди становятся тотально недоверчивыми и подозрительными, уровень тревожности высок, и с этим непросто справиться.

экспертное мнение
Марат Баширов
01.04.2020, 12:29

«Регионам нужно дать больше полномочий». Эксперт рассказал о проблемах, которые выявила эпидемия коронавируса

По мнению эксперта в сфере безопасности и психолога Александра Колесникова, у нынешней эпидемии, судя по всему, будут значительные отложенные эффекты. «Сейчас большая часть людей пребывают в состоянии стресса, который вызван прежде всего ощущением опасности и полной неопределенностью. Никто не знает, как долго продлится эпидемия, какой реальный ущерб она причинит, все заболеют или же нет. В любом случае, пандемия закончится, а вот психические последствия от нее – нет», – считает он.

Отложенная волна придется, скорее всего, на вторую половину года – осень 2020-го. После эйфории «освобождения» придет осознание. «Думаю, что только спустя несколько месяцев, во второй половине года, мы столкнемся с волной новых пациентов с паническими атаками, депрессиями, состоянием тревожности. Это и понятно: мир сейчас полностью перевернулся. И даже когда эпидемия закончится, далеко не каждый решится поехать, например, на отдых за рубеж. Более того, у многих возникнет проблема выйти в общественное место, например в кино», – прокомментировал Колесников.

Психологи и психиатры с большой долей вероятности получат множество пациентов, которые будут зациклены на страхе заболеть и в любых признаках ОРВИ начнут видеть «опасный вирус». Можно предположить, что тысячи людей замрут в ожидании второй или третьей волны пандемии. Поэтому определенный процент граждан на длительное время останется в добровольном карантине, из которого их придется вытаскивать специалистам, убеждать, что опасность миновала и можно жить как раньше.

Фото: ФедералПресс / Елена Сычев

Сюжет по этой теме
7 сентября 2021, 16:55

Пандемия коронавируса

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.