Top.Mail.Ru
Экономика
Уральский ФО
1

Коронавирусная опасность. Как эпидемия может повлиять на железнодорожную отрасль

Что судет с железнодорожным транспортом?
Как коронавирус повлияет на железнодорожные перевозки?

COVID-19 стремительно меняет нашу жизнь: еще месяц назад мы могли свободно перемещаться по миру, а сегодня границы закрыты. В первую очередь, это существенно осложняет транспортную ситуацию внутри России, причем страдает не только авиационная отрасль. Так, «Российские железные дороги» отменяют пассажирские поезда и электрички, в грузовом сообщении наблюдается сокращение объемов погрузки и замедление логистических процессов. Под ударом и инвестиционная программа железнодорожной монополии. Дальнейшая дестабилизация экономики может больно ударить по производителям вагонов, тепловозов и электровозов, которые будут вынуждены значительно сокращать персонал. Среди них может оказаться и группа «Синара», один из основных поставщиков локомотивов для РЖД. Подробнее об этом – в материале «ФедералПресс».

Каждый дом на карантин

В понедельник председатель правительства России Михаил Мишустин провел оперативное совещание со своими заместителями, посвященное мерам по предотвращению распространения коронавируса по стране и поддержке экономики. Особое внимание он обратил на режим самоизоляции для граждан всех возрастов.

«Прошу руководителей субъектов РФ обратить внимание на опыт коллег и проработать возможность введения подобных мер в своих регионах», – отметил Михаил Мишустин, имея в виду подписанные в минувшие выходные указы мэра Москвы Сергея Собянина и губернатора Московской области Андрея Воробьева, которыми были установлен режим самоизоляции практически для всех жителей этих регионов.

Эксперты считают, что распространение режима самоизоляции на всю Россию приведет к сокращению объема пассажирских перевозок, хотя и воздерживаются от конкретных оценок. Дополнительным негативным фактором стал недавний указ премьера, предусматривающий закрытие сухопутных границ России (исключение будет сделано лишь для отдельных категорий граждан).

Границы закрываются, движение прекращается

Ужесточение карантинных мер негативно повлияет не только на ситуацию в авиационной отрасли, первой принявшей на себя удар коронавируса. В зоне риска находятся и РЖД, как системообразующая транспортная компания. Хотя по итогам января-февраля текущего года холдинг показал хорошие результаты: перевозки пассажиров выросли на 7,2 % до 178,2 млн человек, пригородные перевозки увеличились на 7,4 % до 162,1 млн пассажиров, перевозки в поездах дальнего следования – на 6 % до 16,1 млн человек.

Однако в марте из-за развития эпидемии РЖД стали приостанавливать курсирование поездов между Россией и другими странами. Первой ласточкой стала Монголия – пассажирское cообщение с этой страной было остановлено с 10 марта. Затем 13 марта прекратилось движение поездов в Чехию (и из нее), 14 – в Германию и Францию, 15-го – на Украину, в Молдову и Латвию, 16 марта – в Казастан, 19-го – в Азербайджан и Эстонию.

Чуть позже компания объявила о временном сокращении движения поездов на внутригосударственных маршрутах из-за уменьшения пассажиропотока в связи с коронавирусом.

Как предупреждают отраслевые аналитики, потенциальное расширение режима самоизоляции в России чревато для РЖД финансовыми потерями.

«Вряд ли по итогам первого квартала 2020 года доходы РЖД серьезно снизятся, но в январе-июне можно ожидать их значительного сокращения, вызванного спадом пассажирских перевозок из-за коронавируса. Если же они будут остановлены хотя бы на месяц, то для РЖД это станет буквально ударом под дых. Исходя из их выручки за первую половину 2019 года в размере 115 млрд рублей, месячный простой электричек и поездов дальнего следования означает для компании потерю примерно 15-20 млрд рублей», – прогнозирует промышленный эксперт Леонид Хазанов.

В случае затягивания карантина на несколько месяцев убытки РЖД возрастут кратно. «Безусловно «просадка» перевозок на 3-4 месяца – это болезненные потери», – говорит Максим Худалов, старший директор АКРА.

Грузооборот падает

Напомним, что в январе 2020 года было прекращено железнодорожное сообщение с Китаем. И последствия не заставили себя ждать: если в 2019 году товарооборот с КНР вырос на 3,4 % до 110,7 млрд долларов, то теперь он резко уменьшается. За первые два месяца экспорт из КНР в Россию рухнул на 15,4 % до 6 млрд долларов.

Объем товарооборота за первый квартал еще неизвестен, но очевидно, что он снизится. Свою роль сыграли масштабы эпидемии в Китае, простой предприятий в пораженных коронавирусом китайских районах и их блокировка властями, ряд других факторов. И даже возобновление железнодорожного сообщения между двумя странами не позволит избежать падения объемов товарооборота и, следовательно, убытков логистических компаний и самих РЖД.

«Из-за коронавируса, в первую очередь, оказались закрыты на карантин ряд предприятий и ограничены торговые операции, – отмечает руководитель проектов по развитию экспортной логистики РЭЦ Алевтина Кириллова. – Конечно, это оказывает влияние на транспорт и логистику, поскольку притормаживаются поставки и заказы на перевозки». Также, по словам Кирилловой, приостановлена активная ранее работа транспортно-логистических платформ Китая, которые оказывали услуги грузоотправителям и заказывали перевозки у российских логистических компаний.

Кстати, в марте в РЖД был создан оперативный штаб по предупреждению завоза и распространения инфекции. Он призван координировать противоэпидемические мероприятия во всей структуре РЖД, на предприятиях и в поездах. Судя по всему, формировать его надо было гораздо раньше.

То же самое происходит и во внутрироссийском грузовом сообщении. Так, в январе-феврале на Свердловской железной дороге объемы погрузки черных металлов снизились на 4,1 % до 1,6 млн тонн, минеральных удобрений – на 11,7 % до 2,2 млн тонн, промышленного сырья и формовочных материалов – на 40,8 % до 1,06 млн тонн.

Схожим образом развивались события на Южно-Уральской железной дороге, где погрузка черных металлов сократилась на 7,4 % до 2,7 млн тонн, промышленного сырья и формовочных материалов – на 3,6 % до 182 тыс. тонн, цветной руды и серного сырья – на 1,6 % до 0,5 млн тонн.

Не радостнее обстоят дела и на Северной железной дороге. На ней погрузка черных металлов упала на 4,4 % до 1,6 млн тонн, нефтепродуктов – на 5,6 % до 2,2 млн тонн, каменного угля – на 10,9 % до 0,7 млн тонн, строительных грузов – на 18 % до 0,5 млн тонн.

Цепная реакция

Ограничения железнодорожных перевозок чреваты еще и проблемами для поставщиков грузового подвижного состава. Вероятность такого развития событий в одном из своих интервью допускал председатель Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Андрей Соболев, хотя тогда, в середине 2019 года, мир еще не знал о китайском вирусе.

«Остановка в росте погрузки в современных условиях приведет к тому, что новые вагоны не будут востребованы рынком. Это сразу снизит стоимость на вновь выпускаемые вагоны и комплектующие к ним, а также сократит очереди на заводах. При плохом сценарии возможны банкротства операторов, имеющих большую кредитную нагрузку. Также возможна утилизация части вагонов, срок службы которых еще не окончен», – отмечал он.

Пострадают и производители локомотивов. Согласно инвестиционной программе РЖД, компания снизит закупки локомотивов до 500 штук к 2025 году (в 2018 году РЖД приобрела 610 единиц тягового состава). Ухудшение экономической ситуации вследствие распространения вируса только усилит эту тенденцию.

Как говорят эксперты, первыми пострадают компании, поставляющие локомотивы на полигоны тех железных дорог, где наблюдается снижение погрузки: то есть в Свердловской и Челябинской областях. Речь, прежде всего, о холдинге «Синара-Транспортные машины», который возглавляет Владимир Леш, и Людиновском тепловозостроительном заводе (обе компании входят в Группу Синара Дмитрия Пумпянского).

Логика здесь простая: падение погрузки автоматически влечет за собой сокращение времени эксплуатации электровозов и тепловозов. А, значит, можно ожидать снижения закупок локомотивов у производителей и соответствующее уменьшение объемов производства.

Спад будет глубокий

В Группе Синара возможность cнижения загрузки обоих предприятий отрицают, добавляя, что имеют достаточно заказов от РЖД в рамках инвестиционной программы. «На сегодняшний день ее коррекции не предусмотрено, – прокомментировали в пресс-службе. – На текущий момент сокращение персонала не обсуждается».

Отраслевые эксперты, напротив, допускают возникновение трудностей у машиностроительных активов Группы Синара. «Возможно формирование отложенного спроса на локомотивы, в том числе производимых предприятиями Группы Синара», – сообщил Евгений Миронюк, аналитик «Фридом Финанс».

С прогнозами экспертов трудно не согласиться. Если эпидемия коронавируса затянется, и РЖД будет «резать» инвестиционную программу, то она сразу же ударит по закупкам тягового состава. Дальше пойдет по цепочке: на предприятиях «Синара – Транспортные машины» упадет загрузка мощностей, после чего последуют массовые увольнения – за ворота выкинут до 50 % всех работников (уже поговаривают, что процесс сокращения штатов запущен). А там недалеко и до полной остановки предприятия.

Такие последствия грозят социальным взрывом, и тут без вмешательства губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева не обойтись.

Разумеется, что и другие производители железнодорожной техники тоже могут пострадать от коронавируса, если РЖД будет сдвигать и пересматривать планы по закупкам не только локомотивов, но и грузовых вагонов.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Сюжет по этой теме
7 сентября 2021, 16:55

Пандемия коронавируса

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.