Многие жители поволжских регионов сегодня вышли на работу, несмотря на пандемию коронавируса. Представители малого и среднего бизнеса изыскивают любые возможности, чтобы начать деятельность. У большинства нет финансовой подушки, позволяющей бездельничать две-три недели, а то и месяц. Однако уже немало тех, кому выходить некуда: очередной кризис оставил их без работы, бизнеса и доходов. Их истории и попытки выжить в столь стремительно изменившейся экономической конфигурации – в материале «ФедералПресс».
С этого понедельника каникулы у большой части малого и среднего бизнеса окончательно закончились – люди признаются, что еще несколько дней простоя, и экономика их семей рискует рухнуть.
Сразу несколько предпринимателей в городах Поволжья рассказали «ФедералПресс», что выводят людей на работу – кого-то на дистанционной основе, кого-то – очно. Говорят, что вариантов других нет. Почти все жалуются на отсутствие реальных мер поддержки со стороны региональных властей. Собственно, последним федеральный центр делегировал дополнительные полномочия для борьбы с эпидемией коронавируса. Однако, как указывают эксперты, зачастую у местных бюджетов просто нет реальной возможности помочь нуждающимся.
«Дальше – мрак»
Косметолог Галина Игнатьева из Ульяновска признается: она пережила множество экономических катаклизмов, адаптировалась и находила возможности продолжать работу. «Сейчас я действительно первый раз в жизни не знаю, что делать. У моей семьи хватит денег, чтобы прожить месяц-другой на макарошках и выплатить два платежа по ипотеке. Но дальше – мрак», – признается Игнатьева.
Галина – индивидуальный предприниматель, у нее свой небольшой салон красоты. На «карантин» она сознательно постаралась уйти еще за несколько дней до того, как власти официально объявили о введении ограничительных мер. Но сейчас, в условиях отсутствии поддержки, не знает, что дальше будет с ее делом.
«Доходы у всех упадут. Поэтому мои услуги уже просто станут не нужны в силу тех же обстоятельств, что и у меня. Обязательных рабочих платежей у меня около 50 тысяч в месяц. Думаю закрыть ИП и искать работу в медицинском госучреждении. У меня сертификат акушерский еще два года действителен. Но вряд ли кто меня возьмет без опыта. Пойду санитаркой или любой неквалифицированной работой займусь, но со стабильным доходом», – говорит собеседница «ФедералПресс».
Таких историй немало. Так, Светлана, жительница Самарской области, до недавнего времени работала парикмахером. Говорит, что сейчас все остановилось. «Сижу дома, но я без мужа, и у меня двое детей. Честно – просто в панике. Собрала всю заначку, пересчитала, расписала даже меню на каждый день – что будем есть на завтрак, обед, ужин. Пока хватает недели на две – две с половиной», – рассказала она «ФедералПресс». Женщина признается: она готова на любую работу, «хоть полы мыть в магазине». «Знаете, я уже этого чертова вируса совсем не боюсь. Вирус – это, конечно, плохо, но мне надо детей кормить», – говорит Светлана.
«Получить наличку и купить поесть»
Влад Каталымов – ульяновский таксист. Говорит, что до эпидемии работал в такси преимущественно со своей клиентской базой. «Февраль и март всегда были для меня удачными месяцами, так как именно в этот период приезжало много иностранных журналистов снимать репортажи о жизни в российской глубинке. В этом году они не поехали, так как в Европе уже появлялось понимание наступающей угрозы. В начале марта перестали пользоваться трансферами для своих сотрудников и остальные иностранные компании, тогда лично у меня земля и начала уходить из-под ног», – делится он.
По его словам, в традиционных такси он работает в комфорт-классе, клиенты которого на 90 % московские специалисты в командировке: «Они приезжать перестали. Выручка уменьшилась в три-четыре раза, чистый доход упал еще больше, его попросту не стало. Работаю только ради того, чтобы получить в руки наличку и купить что-то поесть».
Когда возвращающихся из-за границы россиян стали отправлять на карантин, Каталымов понял, что нужно предоставлять людям доставку продуктов и лекарств из супермаркетов на дом: «Это не крутая бизнес-идея с огромными прибылями, это лишь возможность выжить, получить те пресловутые наличные, чтобы себе купить молока, хлеба, в хорошие дни – овощей. Есть компании по доставке, работающие напрямую с поставщиками. Я этого делать не стал, хотя и была такая идея, но у людей есть свои любимые производители, а со всеми напрямую работать будет не так просто».
Если вернуться к такси и оценке рынка, то, по словам Каталымова, сказать о том, что рынок изменился, нельзя – его просто не стало. «Эксперты говорят, что люди стали чаще пользоваться услугами доставки через такси, но это не так: у меня и других коллег таких заказов не более одного в неделю, даже столичные коллеги не заметили большого наплыва заказов по тарифу «доставка». Люди элементарно покупают себе минимальный набор продуктов и не знают, что будет через месяц, поэтому массово заказывать еду из ресторанов и какие-то вещи не ринулись», – отмечает собеседник «ФедералПресс».
«Надежды тоже нет». Но шанс есть
У Вадима Белова из Ульяновска – розничный магазин подарков и сеть автоматов по печати фотографий. По его словам, выручка стала падать, когда еще торговые центры работали, а когда закрылись, доход стал нулевым.
«Пытался договориться о перемещении автоматов в зону продуктовых магазинов, которые не закрывались, но навстречу никто не пошел. Кое-как договорился с одним торговым центром (пристыдили за то, что «занимаюсь ерундой в такое сложное время»), но после перемещения ничего не поменялось – в торговых центрах очень мало людей, а те, кто приходят за продуктами, стараются побыстрее уйти – не до фотографий», – рассказывает он.
С магазином Вадиму тоже удалось согласовать начало работы – в ассортименте есть товары первой необходимости, что позволяет открыться. Но после общения с персоналом работающих точек (магазина продуктов и зоомагазина) мужчина понял, что смысла в этом нет – за весь день в ТЦ заходят не более ста человек.
«Вот так я остался с неоплаченным кредитом на бизнес, ипотекой, счетами за товар, отгруженный в рассрочку, необходимостью платить аренду, зарплату продавцам. А у меня трое детей и жена в декретном отпуске. Винить некого – предприниматели сами несут ответственность за свои действия. Но я ведь тоже не один виноват в том, что не удалось ничего накопить за время работы: соотечественники наши в основном небогаты, и бизнес всегда работал практически на грани рентабельности. И знаю это не только по себе – общаюсь с собственниками соседних магазинов, и все последние два-три года едва выживали», – рассказывает Белов.
Он говорит, что местные власти обещают помощь и поддержку, но «на это тоже надежды нет». «Я сам пока не обращался за отсрочками аренды и кредитов, но в чатах предпринимателей просто море примеров с отказами банков, арендодателей. Их тоже можно отчасти понять, наверное: все в одной лодке и у всех одни и те же проблемы. В такой ситуации всеобщего краха бизнесы должны не помогать друг другу, а получать поддержку от государства – почему своими налогами мы не заработали на помощь, непонятно», – заключает Белов.
По мнению директора Центра общественных коммуникаций Андрея Шуклина, нынешний кризис действительно стал серьезным испытанием на прочность. «Это звучит жестоко, но, судя по всему, с рынка сейчас уйдут наиболее слабые, остальные будут вынуждены адаптироваться, такое уже случалось», – заявил он «ФедералПресс». По словам Шуклина, это далеко не первый кризис, который переживают представители бизнеса: «Такие встряски действительно делают сильнее. Думаю, что пока у многих превалируют эмоции, это понятно. Но есть шанс, что ситуация стабилизируется в ближайшее время».
Фото:ФедералПресс / Полина Зиновьева
Экономический кризис