Несмотря на возражения ФАС и Минпромторга, ряд российских регионов совсем запретил или ввел существенные ограничения на продажу алкоголя. Власти объясняют эти непопулярные меры заботой о здоровье граждан и профилактикой преступности. Эксперты же отмечают, что такие меры в лучшем случае будут бессмысленны, в худшем – приведут к росту потребления контрафактного алкоголя. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Запретить во благо
Во время пандемии коронавируса снова стала актуальна тема расширения запретов на продажу спиртного в регионах. С введением режима самоизоляции целый ряд регионов заявил, что либо полностью прекращает продажу алкоголя, либо существенно ее ограничит. В Якутии и Туве несколько муниципалитетов полностью отказались от продажи алкоголя, в Кузбассе закрылись все специализированные торговые объекты по продаже алкоголя и табака. В Карелии, Пермском крае, ряде муниципалитетов Красноярского края, Марий Эл, Владимирской области ввели временные ограничения на продажу спиртного. Магазины разливного пива решили закрыть в Крыму, Оренбургской и Липецкой областях. В Забайкалье успели не только ввести, но и отменить полный запрет на продажу спиртного. В Башкирии тоже отменили временные ограничения на продажу алкоголя.
Против таких ограничений уже высказалась ФАС, где заявили о негативных последствиях для граждан, а также малого и среднего бизнеса. Минпромторг Росcии тоже попросил регионы не ограничивать продажу алкоголя. Ведомство считает, что ограничение или запрет продажи алкоголя вызывает социальное напряжение и рост нелегальной продукции. Тем не менее, если карантин будет продлен до конца мая, есть вероятность, что ограничения введет еще целый ряд регионов. И дело здесь не в существенной пользе запретов, а в давлении общественности на власти. В региональных СМИ регулярно начали появляться новости с заголовками «общественники призвали губернатора ввести сухой закон» или «активисты попросили ограничить продажу алкоголя из-за коронавируса».
Мотивы для запрета, как правило, во всех регионах схожи. Местные власти и активисты считают, что вечерние походы за спиртным ничем хорошим для жителей в нынешней ситуации закончиться не могут. Отмечается, что продажи алкоголя во время вынужденных каникул растут, а вместе с ними – убийства, домашнее насилие и другие преступления. Кроме того, общественники ссылаются на то, что Всемирная организация здравоохранения призвала отказаться от спиртных напитков на период борьбы с инфекцией.
Потребление выросло
Как только регионы подписали указы о введении режима самоизоляции, СМИ со ссылкой на данные ритейлеров, аналитиков и официальных ведомств, начали сообщать о росте спроса на алкоголь. Рост продаж в зависимости региона, временного периода и вида алкоголя составлял от 5-10 % до 150 %. Впрочем, есть и альтернативные данные. Так, в IT-компании «Эвотор» «ФедералПресс» сообщили, что во время двух нерабочих недель алкоголя покупали меньше, чем на докарантинных неделях.
«Так, в первую нерабочую неделю (с 30 марта по 5 апреля) количество покупок (чеков) было ниже на 6 %, во вторую нерабочую неделю – на 2 %», – отметили в компании.
Однако, отмечают эксперты, выросшие показатели не говорят о всеобщем и обильном употреблении спиртного. Во-первых, пандемия совпала с падением рубля, поэтому люди стали закупаться любимыми напитками впрок, опасаясь их удорожания. Во-вторых, россияне боятся дефицита алкоголя и введения запрета на его продажу на период карантина, поэтому стремятся сформировать запасы. В-третьих, некоторые жители страны используют крепкий алкоголь в качестве антисептика. В ситуации, когда стоимость санитайзеров существенно выросла, а чистого спирта в свободной продаже нет, многие решили использовать для дезинфекции водку. Впрочем, все вышеперечисленные факторы не отменяют того, что некоторые жители действительно решили снять стресс за счет алкоголя или заполнить возлияниями внезапно появившееся свободное время.
«По информации «Сберданных» и Nielsen можно сделать вывод, что потребление алкоголя на фоне пандемии действительно выросло. Но есть важное уточнение: раньше значительную часть спроса на алкоголь удовлетворяли кафе, рестораны, бары. Сейчас этот канал продаж закрыт. Так что для окончательных выводов нужно знать, сколько алкоголя россияне употребляли раньше вне дома, – тогда картина будет более объективной», – пояснил «ФедералПресс» управляющий партнер инвестиционной компании Raison Asset Management Александр Зайцев.
Запреты не помогут
Опрошенные «ФедералПресс» эксперты считают, что если проблема чрезмерного употребления алкоголя во время пандемии коронавируса и существует, то запретами ее вряд ли удастся решить.
Директор Национального центра повышения квалификации и компетенций Артем Юдкин пояснил «ФедералПресс» что удержать граждан от сваливания в алкогольное потребление могут отвлечение и просвещение.
«В условиях изоляции граждане действительно более напряжены, чем в обычное время. При обильном употреблении вероятен рост тревожности и раздражительности, что может привести к насилию. С другой стороны, умеренное потребление в совокупности с позитивной повесткой в СМИ и повышением потребления культурных услуг может привести к снижению тревожности», – отмечает эксперт.
По словам Юдкина, если вопрос об ограничении потребления алкоголя станет первоочередным, то властям стоит задуматься в первую очередь о количественном ограничении – продажа по паспорту в одни руки раз в день определенного количества крепкого или слабого алкоголя.
«Да, такая мера будет непопулярна, однако в условиях, когда граждане могут посещать только ближайшие магазины, их перемещение контролируется, она может показать эффективность, – говорит эксперт. – Другим способом может стать разрешение дистанционной продажи алкоголя, о чем уже ведутся дискуссии в регулирующих органах, но с четкой привязкой к паспортным данным или картам оплаты, чтобы можно было ограничить приобретение алкоголя в день».
В компании «Русская Дымка», которая занимается продажей в том числе аппаратов для самогоноварения, при введении повсеместного запрета на продажу алкоголя или существенных ограничений по его реализации ожидают рост спроса на свою продукцию.
«После введения запретительных мер потребность никуда не денется, более того, при продолжении карантина она может существенно вырасти. Мало кто совсем откажется от алкоголя, если его не будет в свободной продаже, – рассказали «ФедералПресс» в компании. – Кто-то будет приходить к нам, потому что решит делать алкогольные напитки самостоятельно – это разрешено законом, другие начнут искать способы купить спиртное из-под полы. Спрос на нашу продукцию и так растет из-за снижения качества алкоголя, а после введения запретов эта ситуация может усугубиться».
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз тоже отмечает, что никакого смысла во введении запретов на продажу алкоголя нет.
«Я к этому отношусь негативно, но с пониманием. В любой социально-экономический кризис в любой стране с европейской культурой возрастает потребление алкоголя минимум на 10 %. Это общемировая тенденция. У нас в марте начался кризис, связанный с обвалом рубля, на него наложился вирусный кризис, который заставил многих людей сидеть дома без зарплат. Все это вкупе вызвало рост употребления и легального, и нелегального алкоголя. Я не говорю, что это хорошо или плохо, но так сложилось, что большинство населения считает алкоголь самым доступным антидепрессантом», – поделился с «ФедералПресс» Дробиз.
Эксперт отмечает, что прекрасно понимает региональные власти, которым нужно «как-то отчитаться о проделанной работе». Их, по словам Дробиза, стимулируют на запретительные меры «безумные группы граждан» и «оголтелые общественники», которые борются с продажей спиртного – это бывшие алкоголики, те, кто хочет сделать политическую карьеру, представители обществ трезвости.
«Сокращение времени на продажу алкоголя – это форма отчета регионов о проделанной работе по недопущению роста алкоголизации, по соблюдению режима изоляции и так далее. Смысла, конечно, в этом никакого нет, – говорит Дробиз. – Ни хулиганств меньше не станет, ни пить меньше не станут. Все это уже делали много раз. Ограничения по времени, месту, количеству точек продажи всегда приносит новые проблемы, с которыми справиться практически невозможно. Эта мера совершенно точно бессмысленна, но стимулирует развитие нелегальных продаж».
«За последние 150 лет вводили множество сухих и полусухих законов, но все равно 75-80 % взрослого населения любой страны с европейской культурой употребляют алкоголь. И ничего с этим поделать не удается. Даже при росте уровня дохода, смене деятельности, приобретении автомобиля граждане, как правило, не бросают и существенно не снижают употребление спиртного», – заключает эксперт.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Дмитрий Барков
Пандемия коронавируса