Строители Екатеринбурга готовятся к трудностям: экономический кризис в стране неминуемо скажется на падении спроса на жилье, в то время как высокие банковские ставки и высокая стоимость материалов не позволяют идти на снижение цен. О том, как кризис повлиял на строительную отрасль и каких изменений ждут от государства уральские девелоперы, – в материале «ФедералПресс».
Маховик с отрицательными процентами
О серьезных проблемах, с которыми уже сейчас столкнулись компании, заявил замдиректора Уральского объединения строителей Денис Снетков. Больше всего страдают подрядные организации: по оценкам Снеткова, 80 % заказчиков задерживают оплату, причем отставание доходит до четырех месяцев. В свою очередь, поставщики стройматериалов не хотят отдавать товары без предоплаты, что приводит к нехватке собственных денег у подрядчиков. Почти две трети из них жалуются на дефицит оборотных средств.
Проблемы испытывают не только подрядчики, но и занимающее львиную долю в отрасли жилищное строительство. Здесь главная проблема – снижение спроса из-за падения доходов свердловчан и их неуверенности в своем будущем. Падение числа сделок может составить 10-12 %, говорила на недавней пресс-конференции президент Уральской палаты недвижимости Илона Соболева. При этом идти на снижение цен могут далеко не все застройщики: стройматериалы, особенно импортные, дорожают, а банки, от которых зависит финансирование, повышают коэффициенты риска при определении ставки кредита для новых проектов.
«Маховик, который раскручивается и принесет свои отрицательные проценты, – это то, что кризис ударяет по малому и среднему бизнесу. Значительное число людей не знают, что их ждет дальше. У меня друзья и знакомые просто сидят без работы. Это те потенциальные клиенты, которых мы ждем летом и которые уже не придут. По моим личным ощущениям год будет в этом плане будет очень тяжелым», – заявил корреспонденту «ФедералПресс» гендиректор Aleka Group Александр Матофаев.
Драйвер – низкая ипотечная ставка
На этом фоне застройщики заговорили о необходимости государственной поддержки. Снетков предлагает, в частности, обязать заказчиков принимать и оплачивать сделанные работы в течение десяти дней после их завершения, а также авансировать 50 % от стоимости контракта по государственным договорам и 30 % – по коммерческим. Другие предложения носят более частный характер: например, облегчить доступ новых компаний к реставрации памятников архитектуры.
Президент Ассоциации строителей Урала Вячеслав Трапезников заявил корреспонденту «ФедералПресс», что подобные меры могут быть приняты на федеральном уровне, но госзакупки занимают небольшую долю на екатеринбургском строительном рынке. Для жилищного строительства основная мера, которой добивались уральские девелоперы, – субсидирование ставок по ипотеке – уже принята.
«Наша первая и главная инициатива, которая стоит 80 % всех прочих, – это субсидирование ипотеки. То, что президент эту меру озвучил, – это самое главное», – отметил Трапезников.
Решение поддерживает и управляющий «ЛСР. Недвижимость – Урал» Владимир Крицкий.
«Мы надеемся, что для людей, желающих приобрести квартиру, низкая ипотечная ставка станет одним из драйверов, который позволит принять положительное решение о покупке», – добавил он. Впрочем, насколько действенной будет эта мера, покажет время, отметил Крицкий.
Заявление президента и правительства стало важным не только с точки зрения стабилизации спроса, но и чисто психологически: обещания властей не были отложены в долгий ящик, а начали исполняться немедленно.
«Здесь тот редкий случай, когда мы видим за словом дело», – одобряет Александр Матофаев.
Еще одно ключевое предложение – разрешить постепенное открытие эскроу-счетов по мере строительства. Пока деньги, лежащие на этих счетах, нельзя использовать вплоть до его завершения. Изменить этот порядок недавно призвал президент ГК «Кортрос» Вениамин Голубицкий.
«Мы эту меру предлагали всегда, федеральный Минстрой нас поддерживает, осталось убедить Центробанк. Мы надеемся, что кризис поможет нам убедить его в том, что поэтапное раскрытие – это цивилизованная и абсолютно необходимая мера», – солидарен Вячеслав Трапезников.
Без уверенности в будущем
Между тем аналитики уже предсказывают последствия кризиса. Учитывая невозможность снизить цены для большинства застройщиков, на падение спроса рынок отреагирует по-другому, уверен Александр Матофаев.
«У застройщика есть возможность чуть снизить темпы строительства и не начинать новых проектов. Вот то, что будет происходить. В других регионах застройщики, которые планировали стартовать весной и в начале лета с определенными проектами, отложили их на следующий год», – говорит эксперт.
О заметном сокращении числа новых проектов говорит и Илона Соболева. По мнению аналитика УПН Михаила Хорькова, именно в нем может заключаться основное негативное последствие кризиса.
«В строительстве очень важен непрерывный цикл подготовки новых проектов. Если сейчас возникнет очень длительная инвестиционная пауза, мы получим провал по объему предложения через год-два. Станет ли ипотека в 6,5 % неким чудесным средством, которое спасет рынок жилья? Наверное, нет. Для людей, у которых есть определенные накопления, это стимул выйти на рынок и купить квартиру, которую планировали. Но если у тебя нет работы и уверенности в том, что ты в ближайшие годы будешь получать стабильную зарплату, это вряд ли поможет», – считает Михаил Хорьков.
Что касается свердловских властей, то они на своем уровне уже активно подключились к решению проблем девелоперов: в частности, министру строительства Михаилу Волкову приходилось вмешаться в ситуацию с мигрантами-строителями и прекращением работы поставщиков.
«Строительство – это та отрасль, которая может на своих плечах вытащить примерно семьдесят других отраслей. Очень важно, что на сегодня мы занимаемся разработкой ряда мер, которые включатся после того, как закончится кризис, связанный с пандемией коронавируса. Мы разрабатываем ряд мероприятий, которые позволят нам активно включиться в работу, двигаться ускоренными темпами и подхватить экономику Свердловской области, чтобы можно было уверенно говорить о восстановлении», – отмечает региональный министр.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин
Экономический кризис