Малый и средний бизнес получил максимальный удар от кризиса, вызванного коронавирусом. Меры поддержки этой сферы обнародованы как на федеральном уровне, так и разрабатываются в регионах. Однако в органы власти ежедневно поступают обращения от предпринимателей с просьбой разрешить им работать. О том, представители каких направлений деятельности чаще рассчитывают на поддержку, что мешает МСБ получать обещанную помощь и как быстро будет идти его восстановление – в интервью «ФедералПресс» рассказал депутат Государственной думы РФ Сергей Натаров.
«Решение нужно отдать регионам»
Сергей Васильевич, вы как депутат в связи с нынешним кризисом получаете обращения от бизнеса. Представители каких отраслей и направлений деятельности наиболее активны? В чем конкретно заключаются просьбы: разрешить работать, получить налоговые и иные преференции, прямую финансовую помощь?
— Обращений действительно много, особенно от индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Люди поверили, пошли в эту программу. В основном это малый бизнес с отдаленных территорий. И больше всего они поднимают вопрос: дать им возможность работать с учетом соблюдения всех санитарных норм. Также много городских предпринимателей, которые хотели бы получить поддержку от городов и субъектов Федерации, но фактически они не попадают в программы.
«Не знаю никого, кто получил бы поддержку». Директор ЧЛМЗ о списке стратегических предприятий
Возникает и много юридических проблем. Например, предпринимателю, чтобы встать на учет в центр занятости, надо закрыть ИП. Но на это уйдет месяца два-три. У самозанятых похожие проблемы – если они и встают на учет в центр занятости, то получают не обещанные 12,5 тысячи рублей, а всего 1800 рублей. То есть то, что обещал президент РФ, не дорабатывается и не докручивается через механизмы в субъектах Федерации.
Правительство передало права субъектам, но у одних есть деньги на реализацию, у других – нет. Все идет с опозданием. Субъекты Федерации должны больше шевелиться по расширению мер поддержки. Давать возможность прямых инвестиций, убрать барьеры по сбору документов и подаче справок. Об этом говорил президент, но на территориях это пока не ощущается.
На уровне федерального правительства сегодня объявлены меры поддержки для бизнеса. Свои программы формируют и регионы. Как вы считаете, насколько правильны все предлагаемые меры? Есть ли важные пункты, которых среди них не хватает, либо, наоборот, что-то ненужное и избыточное?
— Меры, которые предлагает правительство России, тоже очень ограничены. И большинство людей, которые ждали поддержку, в реальности не получили. Правительство ввело ограничения, через которые не может пройти никто. Например, 90 % работников должны остаться работать на предприятиях, но такого нет практически ни у кого. Не было никакого «жирка» у предприятий в виде оборотных средств, особенно у малого и среднего бизнеса. Они работали с колес и так же выплачивали зарплату. И с самого начала потеряли оборотные средства, тогда как чтобы сохранить людей, им нужно платить деньги.
Больше того, список системообразующих предприятий из более 600 пунктов, на мой взгляд, – неправильный подход. Эту тему надо тоже отдать субъектам Федерации. Не знает Москва, какие предприятия на местах могут войти в перечень, а какие нет. Только изнутри города, муниципальные образования, субъекты Федерации знают о каждом предприятии: чем оно живет и какая на нем экономическая ситуация. Список нужно оставить открытым и дать возможность на местах его дополнять.
Основные тезисы
00:40 – О чем просят предприниматели в первую очередь?
01:40 – Почему для удаленных территорий важно дать работать бизнесу?
02:30 – Почему предприниматель может не получить обещанной господдержки?
04:50 – Каких мер поддержки ждут от субъектов Федерации?
05:50 – Насколько достаточны меры, предложенные правительством?
07:30 – Какие направления поддержки нужно передать на региональный уровень?
09:30 – Хватит ли у государства средств на всю необходимую помощь?
12:20 – Сколько времени потребует восстановление после карантина?
Фото: tomsk.gov.ru
Мультиформаты «ФедералПресс»