Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Газ раздора. Сумеет ли Россия сохранить «Северные потоки»

Труба
У «Газпрома» растут проблемы в Европе

«Газпром» и подконтрольная ему компания Nord Stream 2 стремятся завершить строительство газопровода «Северный поток – 2», заблокированное американскими санкциями. Одновременно Польша грозит арестом активов «Газпрома», если он не выплатит PGNiG 1,5 млрд долларов. Чем это опасно для газовой монополии, разбирался «ФедералПресс».

Подводный долгострой

Строительство газопровода «Северный поток – 2», приостановившееся в декабре 2019 года из-за введенных против него санкций со стороны США, имеет шансы завершиться в конце нынешнего или начале следующего года. Об этом 29 апреля заявил генеральный директор австрийской компании OMV Райан Зеле.

По его словам, руководство фирмы Nord Stream 2, являющейся оператором прокладки «Северного потока – 2», предпринимает большие усилия для его скорейшего окончания. Райану Зеле вполне можно доверять: возглавляемая им OMV входит в число инвесторов проекта наряду с Engie, Upper, Shell, Wintershall Dea и «Газпромом» (последний как раз выступает учредителем Nord Stream 2).

В пользу их достоверности свидетельствует и курс движения корабля «Академик Черский», специально предназначенного для укладки стальных труб на морское дно. В феврале он вышел из порта Находка и направился в сторону Балтийского моря. В процессе своего плавания он обогнул Азию и Африку и в настоящее время находится поблизости от берегов Дании. До района проведения трубоукладочных работ «Академику Черскому» фактически уже рукой подать.

Однако над «Северным потоком – 2» и заодно над его «старшим братом» «Северным потоком» нависла угроза – заместитель министра энергетики Польши Януш Ковальчик в интервью изданию WProst заявил, что если «Газпром» не будет исполнять решение Международного суда Торгово-промышленной палаты Стокгольма (более известного как Стокгольмский арбитраж) в его споре с государственным концерном PGNiG, то надо оказать давление на «Газпром».

«Если россияне не соблюдают закон, то, на мой взгляд, было бы неплохо взять Nord Stream и Nord Stream 2. Это также может задержать реализацию проекта «Северный поток – 2», – сказал он.

Конфликт из-за формулы

Суть разбирательства между «Газпромом» и PGNiG заключается в следующем. В 2015 году PGNiG обратился в Стокгольмский арбитраж, занимающийся рассмотрением международных споров, с иском по поводу цены на природный газ, получаемый по газопроводу «Ямал – Европа» в рамках контракта, заключенного с «Газпромом» в сентябре 1996 года (еще до ввода в эксплуатацию «Ямала – Европы», состоявшегося в 1999 году). По нему «Газпром» должен поставлять PGNiG 10,5 млрд кубометров природного газа в год.

В своем иске PGNiG настаивал, что цена на него завышена, «Газпром» же все отрицал. После долгих разбирательств Стокгольмский арбитраж в марте 2020 года вынес вердикт, обязавший «Газпром» пересмотреть формулу расчета цены за период с ноября 2014-го по февраль 2020 года. В соответствии с ним «Газпром» должен выплатить PGNiG компенсацию в размере приблизительно 1,5 млрд долларов.

«Газпром» же явно не спешит выполнять решение Стокгольмского арбитража, изучая пути выхода из сложившейся ситуации. По крайней мере, пресс-релизов о готовности выплатить PGNiG 1,5 млрд долларов он не публиковал.

Здесь уместно напомнить, что у «Газпрома» был уже в чем-то схожий спор с «Нафтогазом Украины», он тоже не соглашался с решением Стокгольмского арбитража и в ходе дела «Нафтогаза Украины» сумел добиться ареста активов «Газпрома» в Великобритании и Нидерландах (потом они были сняты).

Угроза из Варшавы

Теперь по поводу «взятия» Nord Stream и Nord Stream 2. По всей видимости, Януш Ковальчик имел в виду арест акций обеих компаний или иного их имущества. Теоретически такое возможно.

Для проверки своего предположения «ФедералПресс» направил запросы по электронной почте в пресс-службы «Газпрома», Nord Stream и Nord Stream 2. «В ответ на Ваш запрос сообщаем Вам, что мы не располагаем информацией о каких-либо судебных решениях, которые могли бы оказать влияние на деятельность компании Nord Stream», – прокомментировали в пресс-службе Nord Stream.

«Nord Stream 2 не знает о каких-либо судебных разбирательствах, которые могли бы повлиять на активы компании и, следовательно, на проект», – сообщил представитель Nord Stream 2 Йенс Мюллер. Из пресс-службы же «Газпрома» ответа получено не было.

Отраслевые эксперты разошлись во взглядах, насколько слова Януша Ковальчика надо воспринимать серьезно и какие могут быть реальные последствия.

«Угроза ареста активов – это аргумент, чтобы «Газпром» не затягивал время с исполнением решения Стокгольмского арбитража о выплате PGNiG 1,5 млрд долларов. В случае с «Нафтогазом Украины» также применялись аресты имущества «Газпрома» в качестве обеспечительной меры, и этим опытом готовы воспользоваться в Польше. Для этого нужно только добиться решений судов в странах, где есть активы «Газпрома», например, в Великобритании или Швейцарии. Самые крупные и доступные – акции операторов «Северных потоков»», – считает Алексей Калачев, аналитик «Финам».

Он добавил, что их арест – всего лишь обеспечительная мера, как бы залог получения компенсации. На деятельность компаний и на ход строительства она никак повлиять не должна.

Старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов придерживается несколько иного мнения. «Скорее всего решение Стокгольмского арбитража «Газпром» будет оспаривать, до момента окончательного вердикта арест активов маловероятен, но под угрозой ареста могут быть активы дочерних компаний «Газпрома» в Европе», – говорит он.

В то же время, если власти Польши будут добиваться ареста активов Nord Stream и Nord Stream 2, то они могут испортить отношения с Германией и другими членами Европейского Союза, заинтересованными в получении природного газа из России. И если возникнет серьезный риск остановки его поставок из-за действий Польши, тогда против нее они могут принять какие угодно меры, вплоть до объявления торговой войны (хотя по правилам Европейского союза она запрещена).

Балтийский конкурент

Хотя аресты активов непосредственно самого «Газпрома» в настоящее время проблематичны, газовому гиганту не стоит расслабляться. И тут уместен вопрос: если «Газпрому» все-таки придется выплатить PGNiG 1,5 млрд долларов, на какие цели тот может их потратить?

Как не удивительно звучит, PGNiG может направить их на строительство конкурента «Северного потока» и «Северного потока – 2», пускай и меньшей мощности.

Дело в том, что добыча «голубого топлива» в Польше полностью не удовлетворяет ее потребности, поэтому недостающие объемы она получает из России по газопроводу «Ямал – Европа» и завозит сжиженный природный газ (СПГ) из Катара, США и Норвегии. Закупки российского газа она медленно снижает: в 2019 году они уменьшились на 1 %, до 8,95 млрд кубометров, их доля в структуре импорта упала с 69 до 60%. Зато поставки СПГ в Польшу в минувшем году выросли в 20 до 23 %. К 2024 году Польша намерена совсем отказаться от природного газа из нашей страны.

За столь короткий срок необходимо ей найти альтернативу, поэтому PGNiG стремится покупать доли в проектах разработки газовых месторождений на шельфе Норвегии и даже хочет добывать «голубое топливо» на Украине.

Получать природный газ из Норвегии, чтобы не зависеть от ненавистной России, – вроде бы блестящая идея, правда, есть маленькая проблема – возить его кораблями означает зависеть от капризов погоды в Северном и Балтийском морях (в них сильные шторма далеко не редкость).

И вот тут-то в Польше сумели реанимировать проект прокладки газопровода Baltic Pipe, анонсированный в 2001 году PGNiG совместно с датской Dong Energy и быстро остановившийся из-за экономической нецелесообразности. В 2008 году правительство Польши заменило в проекте PGNiG транспортной компанией Gaz-System. Подвижки появились только в 2020 году, недаром немецкая Europipe договорилась с Gaz-System об изготовлении и отгрузке для Baltic Pipe 130 тыс. тонн стальных труб.

Мощность же Baltic Pipe должна составить 10 млрд кубометров газа, из них PGNiG рассчитывает приобретать до 8 млрд кубометров в год. Стоимость же Baltic Pipe оценивается в 1,85 млрд долларов, полученные же от «Газпрома» деньги PGNiG вполне может вложить в его прокладку, купив долю в его проекте.

Тогда «Газпрому» действительно будет сложно найти потребителей для образовавшегося излишка газа. Возможно, ему придется снижать цены или же пойти на сокращение добычи. В любом случае «Газпрому» не позавидуешь – и платить PGNiG не хочется и не платить нельзя. Интересно, какое он найдет решение.

Фото: NordStream 2 / Paul Langrock

Сюжет по этой теме
27 марта 2020, 16:03

Компания/персона недели

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.