Многие россияне после окончания режима самоизоляции рискуют остаться без работы. В регионах ПФО проблема занятости стоит не менее остро. Эксперты прогнозируют: уже в ближайшее время люди будут активно конкурировать даже за низкооплачиваемую работу. Как ожидается, уровень заработных плат заметно упадет. О том, кто совсем скоро окажется в зоне риска, – в материале «ФедералПресс».
Накануне глава Минтруда России Антон Котяков заявил, что Россия движется по сценарию, согласно которому уровень зарегистрированной безработицы может вырасти до 2,5 млн человек, а уровень безработицы по методике Международной организации труда – до 5,3 миллиона. Котяков признал, что в России официальная безработица достигла 1,6 миллиона человек, увеличившись более чем вдвое с середины апреля.
Согласно имеющимся прогнозам, в ближайшие месяцы количество официально вставших на биржу труда в поиске вакансий только возрастет. В министерстве рассматривали подобный сценарий развития событий, однако ситуация не является «катастрофической». Так, 15 апреля официально в России безработными числились около 735 тысяч человек. За месяц этот показатель увеличился вдвое.
Кратный рост
В регионах ПФО уровень безработицы уже заметно растет. Так, в Оренбургской области в апреле, когда в России были объявлены нерабочие дни, он вырос в два раза, сообщила и. о. первого заместителя министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Наталья Струнцова. Она отметила, что для решения этой проблемы власти региона в ближайшее время планируют разработать механизм выплаты субсидий тем работодателям, которые будут трудоустраивать к себе людей из центров занятости.
Накануне стало известно, что правительство Оренбуржья запустило программу дополнительного трудоустройства жителей региона, которые потеряли работу из-за пандемии коронавируса. Предприятия, которые возьмут к себе дополнительных работников, будут получать на каждого такого сотрудника 18 тысяч рублей в месяц в течение шести месяцев. Деньги в казну можно будет не возвращать, вот только отработать такой сотрудник должен будет год.
Таким образом после истечения полугода нельзя будет выгнать нового сотрудника, да и платить ему придется уже из средств самого предприятия. При этом нельзя будет платить работнику и меньше регионального МРОТ – это 13 949 рублей в месяц.
Как уточнил губернатор области Денис Паслер, расходы на эту программу составят до трети миллиардов рублей.
Глава Ульяновской области Сергей Морозов ранее предупреждал, что в связи с режимом самоизоляции реальные доходы людей упадут, уровень безработицы вырастет. По его словам, «каждый день простоя приближает к катастрофе» предприятия и организации.
«Рушатся наработанные связи, теряется логистика, уходят клиенты. Согласно прогнозу, реальные доходы людей могут сократиться по итогам года на 6,5 %, а уровень безработицы рискует подскочить до 7 %. И это все очень оптимистично. Больше всего пострадает гостиничный бизнес и сфера общественного питания, культура, спорт, транспорт, оптовая и розничная торговля», – заявил Морозов.
Количество безработных в Чувашии с начала года увеличилось в 4 раза. Так, в центры занятости в поисках подходящей работы обратились почти 18 тысяч человек. Об этом на совещании в Доме правительства сообщила министр труда и социальной защиты Чувашии Алена Елизарова.
«В связи со сложившейся социально-экономической ситуацией в стране на сегодняшний день регистрируется увеличение количества обращений в органы службы занятости населения. Так с 1 марта по 12 мая зарегистрировано 20 700 заявлений от граждан о предоставлении госуслуги по содействию в поиске подходящей работы. Регистрация на сегодняшний день идет всеми отделами службы занятости и только дистанционно, с помощью портала «Работа в России», – сообщила Елизарова.
«Ситуация не является угрожающей». Эксперт о росте безработицы
Растет безработица и в Самарской области: специалисты региональной службы занятости замечают, что жителей губернии, обращающихся к ним в поисках способа заработать на элементарные жизненные нужды, становится значительно больше. Такая информация была озвучена на заседании регионального штаба по повышению устойчивости экономики.
При этом в Самарской области введены дополнительные выплаты из регионального бюджета. Согласно постановлению губернатора Дмитрия Азарова, единовременные выплаты в размере 5000 рублей получат на каждого учащегося в возрасте от 8 до 18 лет включительно матери-одиночки и многодетные семьи со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума. Такие выплаты предусмотрены для граждан, признанных безработными до 1 апреля и получающих минималку: предпенсионеры, инвалиды, уволившиеся в запас военные и члены их семей, освобожденные из мест лишения свободы и те, кто впервые ищут работу, при условии диплома о среднем профобразовании, в возрасте от 18 до 20 лет.
«Эпидемия коронавирусной инфекции и ее экономические последствия отразились на самых незащищенных, людей без работы и с низкими доходами. Мы должны им помочь», – заявил Дмитрий Азаров.
В Нижегородской области также приняли дополнительные меры по поддержке граждан. На середину мая 2600 человек смогли воспользоваться региональной субсидией в размере 8950 рублей. Она выплачивается тем, кто не может претендовать на повышенное пособие по безработице. Условия получения – стоять на учете в ЦЗН с 13 марта по 8 апреля. Компенсация выплачивается ежемесячно, вплоть до снятия режима повышенной готовности.
По 3000 рублей на каждого ребенка получили безработные жители области, потерявшие работу после 1 марта. Они будут выплачиваться в период с апреля по июнь. Пособие уже получили 1800 нижегородцев.
При этом опрошенные «ФедералПресс» эксперты утверждают: тревожные симптомы, с которыми уже столкнулись регионы Поволжья, – только начало большой проблемы.
Ключевая проблема
Безработица в регионах уже в ближайшее время станет главной проблемой, утверждает в разговоре с «ФедералПресс» директор Агентства нестандартных политических и корпоративных ситуаций Марат Хамидуллин. По его словам, в первую очередь пострадают депрессивные регионы.
«Не секрет, что в той же Ульяновской области или Мордовии местные жители и до нынешнего кризиса готовы были работать за довольно скромное вознаграждение. Если вы заглянете в журналы вакансий местных служб занятости, то увидите там зарплаты в 8–10 тысяч рублей. Причем и за них идет конкурентная борьба, многие за эти деньги буквально бьются. Люди готовы работать за копейки, и это совершенно ненормальная ситуация», – пояснил собеседник издания.
По оценкам Хамидуллина, проблема безработицы обострится на фоне стремительного обрушения малого и среднего бизнеса: «Многие этот кризис просто не переживут. Бизнес сейчас активно закрывается, продается. Дело ведь не только в коронавирусе как таковом. Увы, уровень жизни населения заметно упал, вместе с ним рухнул и платежеспособный спрос. Количество рабочих мест сокращается. Работодатели понимают: платить можно меньше. Таким образом депрессия нарастает: и работы становится меньше, и зарплаты падают».
Политконсультант Екатерина Пальшина в разговоре с «ФедералПресс» подтверждает: хуже всего придется тем регионам, которые и до эпидемии коронавирусной инфекции не могли похвастаться экономическими успехами. «Сейчас практически на глазах «ложатся» целые отрасли: ресторанная сфера, туризм, часть ретейла. В них было занято большое количество людей, куда теперь они денутся – большой вопрос. Важно и то, что у львиной доли населения практически нет никаких сбережений. В среднесрочной перспективе это рискует обернуться экономическим коллапсом», – пояснила Пальшина.
По ее словам, уже сегодня регионы должны разрабатывать программы эффективной поддержки людей: «Стоит понимать, что проблема безработицы будет только нарастать. Проще говоря, на сегодняшний день еще ничего не началось – многие предприятия работают по ранее заключенным контрактам, еще по инерции. Поэтому ситуация будет обостряться летом-осенью».
По прогнозам социолога Сергея Таланова, в ближайшее время усугубится проблема неформальной занятости населения. «Не секрет, что миллионы граждан трудятся в серой зоне экономики, не имея никаких отношений с налоговой службой. Однако существует серьезный риск, что число таких работников значительно вырастет: многие предприниматели будут пытаться снизить собственную налоговую нагрузку и принимать на работу людей без оформления. Можно предположить, что людям в условиях серьезной безработицы выбирать не придется, поэтому многие будут соглашаться даже на такие невыгодные условия», – заявил Таланов «ФедералПресс».
Напомним, что работники, неофициально трудоустроенные до пандемии, могут претендовать на минимальные выплаты по безработице. На сегодняшний день такое пособие в России составляет 1500 рублей в месяц. Существует и повышенное пособие в размере 12 130 рублей в месяц, однако его, согласно постановлению кабмина, могут получить только граждане, потерявшие работу после 1 марта.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева; инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова
Экономический кризис