Президент поручил регионам подготовить конкретные шаги по выходу из самоизоляции. Кто-то из губернаторов объявил о первом этапе снятия ограничений, кто-то держит ситуацию на тормозах. Но даже первый этап в разных регионах реализовывают по-разному. Как губернаторы подошли к поручению президента и как коронавирус отразится в их новых KPI? Об этом и многом другом читайте и смотрите интервью «ФедералПресс» с политологом и политтехнологом Григорием Казанковым.
Григорий Михайлович, президент России поставил задачу губернаторам составить план по выходу регионов из ограничительных мер, связанных с коронавирусом, а также по поддержке экономики. Как, на ваш взгляд, справляются регионы?
— В целом пока мы видим не очень активный выход из ограничительных мер. Все регионы внимательно смотрят свою динамику и по заболеваемости, и по загруженности больниц. Есть множество коэффициентов, рекомендации врачей. Хотя ответственность остается на губернаторах. Никто не хочет получить вспышку заболеваемости из-за того, что открыли непродовольственные магазины или фитнес-центры. Это и правильно. Здоровье дороже. Лучше лишнюю неделю посидеть в самоизоляции.
Сегодня мало какие субъекты пошел на смягчение ограничительных мер. В то же время премьер-министр заявил о том, что надо с 1 июня постепенно открывать внутренний туризм. Нет ли тут противоречия?
— Регионы еще не готовы принимать туристов. Посмотрите, ни в Крыму, ни в Краснодарском крае полностью ограничения не сняты, хотя они живут турсезоном. По сравнению с тем потоком, который ожидается, это ничто. Просто рано. Другой вопрос, что традиционные зарубежные направления – Турция, Таиланд, Черногория– в этом году будут закрыты. И рейсы, и страны. Во всяком случае летом и в начале осени. Поток туристов будет запредельным внутри страны, и к нему надо готовиться. Думаю, эту историю имел в виду премьер-министр. Разговор о том, что надо иначе готовиться к внутреннему туризму, готовить инфраструктуру. Чтобы наши туристы внутри страны могли отдыхать, а не мучиться.
Есть регионы, которые уже приступили к первому этапу снятия ограничительных мер. Например, это Челябинская, Тюменская, Сахалинская области, Карелия и так далее. Все ждут открытия Краснодарского края, Крым остается закрытым. То есть субъекты используют разные меры по снятию ограничений. Интересны цифры. Глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила о том, что 44 региона готовы к первому этапу. При этом вице-премьер Дмитрий Чернышенко сказал, что таких регионов 23. Почему расходятся цифры?
— Дело не в цифрах. Это в первую очередь рекомендации, исследование динамики заражения и смертности. Все зависит от региональной специфики. Роспотребнадзор же не говорит губернатору «выпускайте всех». Нет, есть рекомендации, что по таким-то данным вы можете открываться. Возможно, у Роспотребнадзора одна методика, у правительства общие критерии. В любом случае все решают регионы, им виднее, они чувствуют свою ситуацию. Почти каждый день слышим о новых вспышках в крупных и маленьких городах, на предприятиях. Можно сказать, история в разгаре. Слава богу, в Москве на спад пошло. Но в областях все еще есть. В Астрахани что-то сначала разрешили, потом опять запретили. И это правильно. Посмотрели, как ограничения работают, и при необходимости вернули назад.
Важно, как граждане относятся к этой истории. Если они живут с ощущением опасности заболеть, это одно. А есть случаи, когда на крупных предприятиях рабочие знали, что уже заражены, и продолжали ходить на работу и заражать коллег. Это безответственность конкретных людей, а не их трудовой героизм.
Вы правы в том, что безответственность – большая беда для нас. До сих пор, даже сейчас, не все осознают опасность коронавируса, хотя у многих пострадали родственники от этой болезни. Но вернемся к первому этапу снятия ограничений.
Почему, на ваш взгляд, в регионах могут отличаться первые этапы снятия ограничительных мер?
— На самом деле это уникальная ситуация. Никто не знает, как правильно. Нет методик и протоколов, отработанных механизмов. Никто не знает, что и как правильно открывать или закрывать. Действуют методом проб и ошибок.
Открыли парикмахерские: тут же пришло сообщение, что один парикмахер двадцать человек заразил. Опять же, огромное количество людей занято в этом маленьком бизнесе, и для них это вопрос выживания. И каждый день их приближает к банкротству. Тоже беда. И люди к этому привыкли, это часть их жизни. И в бассейн сходить, и в салон красоты. Как женщина без салона красоты может жить два месяца? Каждая выбирает по возможностям, но все равно это необходимо. Здесь надо с пониманием к этому относиться. Когда пандемия закончится, можно будет анализировать, принимать решения. А сейчас никто не знает. Посмотрите, во всех странах по-разному.
С нехваткой салонов красоты согласна…
Готовы ли губернаторы выходить из самоизоляции? Почему разнятся цифры вице-премьера и главы Роспотребнадзора? Чего ждет президент от глав регионов? Полную версию интервью с политологом и политтехнологом Григорием Казанковым можно увидеть на Youtube и в социальных сетях «ФедералПресс».
5:48 – Почему разнятся цифры Поповой и Чернышенко?
10:18 – Почему в регионах отличаются первые этапы снятия ограничительных мер?
26:23 – Как изменится KPI губернаторов после пандемии коронавируса?
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Мультиформаты «ФедералПресс»