На этой неделе завершилось юридическое оформление правил, по которым теперь будут проходить выборы в Пермском крае. С одной стороны, они расширяют возможности выдвижения кандидатов, с другой – ужесточают их. Подробности – в материале «ФедералПресс».
В апреле-мае текущего года в прикамские законы были внесены изменения, которые заметно меняют правила проведения выборов. Частью корректировок привели региональное законодательство в соответствие с федеральными поправками, частью – описали специфику текущего момента в регионе.
В апреле прикамские депутаты утвердили возможность самовыдвижения на губернаторских выборах, которые должны пройти в регионе в ближайший ЕДГ, 13 сентября. Ранее правом выдвижения обладали только местные реготделения политических партий. Кандидаты по-прежнему должны проходить процедуру муниципального фильтра, а самовыдвиженцы вдобавок к этому собирать подписи избирателей в свою поддержку. Необходимое количество подписей было снижено до одного процента от списочного состава избирателей, что составляет порядка двадцати тысяч подписей.
Самовыдвижение увеличило возможности граждан участвовать в избирательной кампании, отчасти уравняло шансы партийных и беспартийных кандидатов, лишив реготделения партий монополии на выдвижение, и тем самым повысило уровень политической конкуренции в регионе. Принятый вчера майский пакет поправок еще больше расширил возможности самовыдвижения за счет введения сбора подписей в поддержку кандидата через портал «Госуслуги».
Пермский край в этом году стал одним из трех пилотных регионов, в которых было решено обкатать данную технологию. Но Прикамье – единственный регион, где обкатка пойдет на губернаторских выборах. Кандидат-самовыдвиженец на пост губернатора Пермского края может собрать в электронном виде до двадцати пяти процентов подписей в свою поддержку. Кандидат вправе включить электронные подписи в пакет подаваемых на регистрацию документов, а может и не включать их.
С другой стороны, были скорректированы требования к проверке подписей. Новая редакция закона снизила допустимый лимит брака в проверенных подписях за кандидата с десяти до пяти процентов. Это усложняет процедуру сбора, так как возможность собирать подписи такого качества доступна единицам. Автору текста не удалось найти примеры, когда, начиная с 2012 года, на крупных выборах процент брака подписей в поддержку кандидатов-самовыдвиженцев или партий не превышал бы пятипроцентной отсечки.
«Сокращение лимита бракованных подписей понижает шансы независимых кандидатов, потому что количество брака в подписях всегда было большим. Кто-то ошибется, где-то разночтения при особенностях почерка – риски высоки. Поэтому собирать подписи, не имея ресурса, будет глупостью», – считает политтехнолог Олег Борисенко.
Кроме того, новые правила требуют, чтобы граждане в подписных листах своей рукой вносили не только дату подписания и подпись, но и собственноручно вписывали свои имя, фамилию, отчество. Это важно с точки зрения выбраковки подписей. У экспертов-графологов теперь будет больше материала для анализа подписей на их достоверность. Вместе с тем гражданам придется проявить больше усилий при заполнении подписного листа. И как бы это странно ни звучало, не допустить орфографических ошибок в написании ФИО.
«Законодательная инициатива крайизбиркома упростит для кандидатов процедуру сбора подписей, отчасти исключит непосредственный контакт с избирателем, что особенно важно в нынешних условиях. С другой стороны, данная инициатива позволит не допустить возможные фальсификации, допускаемые при традиционном сборе подписей», – прокомментировал изменения председатель Избирательной комиссии Пермского края Игорь Вагин.
Говоря о голосовании по почте и дистанционно, глава крайизбиркома заметил, что такие возможности предусмотрены федеральным законодателем. Однако, согласно букве закона, решение о проведении такого голосования принимает ЦИК индивидуально для каждого региона. Поэтому говорить о возможности такого голосования в Прикамье преждевременно, пока избиратели не удостоверятся в безопасности дистанционного формата голосования и не начнут ему доверять.
«Учитывая тренды и текущую ситуацию, уверен, что надо аккуратно и поступательно продолжать двигаться в данном направлении», – резюмировал Вагин.
Еще одним значимым фактором стало введение дополнительного барьера для судимых кандидатов. К действующим правилам о лишении пассивного избирательного права для судимых по особо тяжким и тяжким статьям установлен запрет на выдвижение для судимых по некоторым статьям с составом средней тяжести в течение пяти лет с момента снятия или погашения судимости. В стоп-лист попадают судимые за похищение человека, за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, фальсификацию избирательных документов, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, кражу, мошенничество, склонение к потреблению наркотических средств, возбуждение ненависти, подкуп, насилие в отношении представителя власти и др. Логика в таком решении есть: вряд ли в исполнительных или представительных органах власти уместен человек с таким бэкграундом.
Важная часть изменений законов о выборах, которую прописали в федеральном законодательстве, обусловлена новой эпидемиологической реальностью, сформированной коронавирусом. В целях защиты здоровья граждан досрочное голосование можно проводить вне помещений, на придомовых территориях и территориях общего пользования. Это позволит избежать скопления людей на избирательных участках в день голосования. Кроме того, расширен круг лиц, которые могут проголосовать на дому. Теперь это те, кто не могут самостоятельно прибыть на участок «по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам». И в этом есть своя логика. Сейчас сервисы и службы доставки идут домой к людям. В том же направлении резонно двигаться и процедуре выборов.
Эксперты говорят, что обкатка новых правил выборов пройдет в непростых условиях рисков распространения COVID-19. Прогнозируются сложности со сбором подписей. Формат поквартирных обходов может пережить кризис. Многие просто откажутся открывать двери, боясь возможности заражения. Формат сбора подписей через «Госуслуги» при всей своей привлекательности подразумевает проявление волевых усилий со стороны граждан. Одно дело – на ходу поставить росчерк на бумаге, совсем другое – найти мотивацию открыть портал, нужную вкладку и поддержать кандидата. Прогнозируется, что для сборщиков подписей в первую очередь станут менее доступны жители сельских территорий. Они могут ограничить личные контакты и не так продвинуты в использовании интернет-сервисов, как горожане.
«Мы к дистанционным форматам рано или поздно придем. Мир меняется, технологический уклад меняется, движение в эту сторону все равно будет, экспериментировать надо, отрабатывать технологии надо», – подытожил Борисенко.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Выборы пермского губернатора