Онлайн-барахолки пестрят предложениями о продаже предметов роскоши: эксклюзивных драгоценных украшений, брендовой одежды, редких меховых изделий, новомодных гаджетов и премиальных авто. Уральские ломбарды забиты ювелиркой. Основной пик продаж приходится на последние два месяца – начало «великого карантинного застоя» в России. Предложений – уйма, но есть ли спрос? Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Сейчас не до жиру»
Пандемия, разумеется, не проходит бесследно для большинства уральцев. Каждый переживает коронавирусную напасть как может. Одни нашли дополнительные подработки. Другие покорно пережидают карантин на диване. Третьи продолжают упорно трудиться, несмотря на ограничительные меры. Но есть и те, кто попал под коронавирусный удар и из-за затруднительного финансового положения начал избавляться от дорогих сердцу вещей, продавая их на специализированных онлайн-ресурсах по продаже бывших в употреблении товаров или закладывая в ближайшие ломбарды, зачастую без права выкупа. Уральцы не скупятся и выставляют на продажу вещи первого сорта.
Например, потрясающий комплект Bvlgari B.zero1 (Avito.ru) – браслет и кольцо из розового золота с черной керамикой – мечта каждой девушки. В объявлении указано, что на набор есть все соответствующие документы (судя по всему, для подобных украшений это обязательный пункт). Стоимость такого комплекта на одной из популярных онлайн-досок на сегодняшний день составляет 255 тысяч рублей.
Связались с продавцом – мужчина средних лет. По его словам, в фирменных ювелирных салонах такой набор стоит в два раза дороже. Документы, как выяснилось, нужны для подтверждения оригинальности и подлинности украшений. Но о причинах продажи продавец не рассказал. Лишь дал понять: деньги нужны срочно.
Продавец другого, но аналогичного по стоимости украшения (кольцо из розового золота с тремя бриллиантами в эксклюзивной огранке – Avito.ru) посетовал: «За аренду и сотрудникам платить нечем, начинаем распродавать имущество. А что делать?». По словам собеседника, реальной помощи от государства для малого и среднего бизнеса нет, а вопрос о мерах поддержки вызывает только приступ смеха. Современные реалии таковы: хочешь выжить – сам ищи варианты.
В беседе с «ФедералПресс» еще один продавец (тоже мужчина средних лет) признался: «Продаю, чтобы спасти бизнес. Сейчас не до жиру». К слову, кроме элитных драгоценностей, предприниматель также продает автомобиль бизнес-класса и несколько шуб жены.
Если посмотреть по объявлениям на «досках», ювелирная продукция у уральцев сейчас явно в чести. Здесь много интересного: шикарное кольцо известного ювелирного бренда Bvlgari из розового золота за 210 тысяч рублей, золотой Rolex за 300 тысяч рублей. Несколько украшений известного дома Cartier – одного из самых дорогостоящих ювелирных брендов в мире. Стоимость этих изделий варьируется от 85 до 300 тысяч рублей. Тут же – целый ассортимент из колец легендарного бренда ювелирных изделий Roberto Bravo. Их стоимость в среднем составляет 270 тысяч рублей. Большинство этих объявлений было опубликовано с начала апреля текущего года.
Надо сказать, что ювелирные предложения пользуются популярностью у посетителей онлайн-сервисов. Но не всегда спросом. По словам еще одной собеседницы «ФедералПресс», продавца на площадке Avito.ru, потенциальные покупатели в основном интересуются скидками на товар. «Дальше этого дело, как правило, не заходит», – говорит она. На вопрос, не проще ли сдать ценности в ломбард, в ответ звучит: «Смеетесь? Ломбарды сейчас такие цены предлагают, что проще тогда вообще не продавать. Это очень невыгодно. Лучше здесь. Да, возможно, продажа будет долгой, возможно, и вовсе не купят, но за бесценок отдавать в ломбард точно не буду».
Не только средний класс
В екатеринбургских ломбардах дела действительно обстоят неплохо. Как стало известно «ФедералПресс», с началом карантина поток клиентов значительно вырос. Но залоговое имущество – не чета экспонатам с онлайн-площадок.
«В основном несут старые золотые цепочки, сережки, как правило с фианитами, редко – с бриллиантами, кольца. Средняя залоговая стоимость таких изделий – 1,5–3 (максимум 5) тысяч рублей. Бывает и меньше. Но у многих людей сейчас очень тяжелая ситуация, идут и на это. Зачастую сразу предупреждают, что выкупать не будут», – делится менеджер одного из городских ломбардов Алексей Флотнев.
По его словам, основной контингент посетителей ломбардов сегодня – не только обладатели среднего и ниже среднего уровня дохода, но и состоятельные и обеспеченные граждане. «Бывает, приезжают на дорогих машинах, сами выглядят очень достойно, украшения различные на руках, телефоны последних моделей, но, судя по всему, и их карантин не пощадил – нет-нет, да сдадут пару-тройку недешевых «побрякушек». Им деньги нужны срочно, видимо для бизнеса, поэтому нет времени ждать, пока найдется покупатель на сторонних ресурсах», – предполагает менеджер.
К слову, самая дорогая вещь, сданная в период карантина в сеть ломбардов, в которой работает менеджер, – золотое кольцо с лебедем из 60 бриллиантов одного известного ювелирного бренда. «Почти новое, очень дорогое, куплено в Арабских Эмиратах. Мы смогли дать только 280 тысяч рублей. Закладчику срочно нужны были деньги, поэтому вариантов не было. Помню, что с мужчиной была девушка, она очень сильно плакала», – говорит Алексей Флотнев.
«Не нужно ничего ждать». Эксперт о критических ошибках предпринимателей во время кризиса
Представители ломбардов более широкого профиля отмечают, что сейчас покупательская способность падает: люди чаще сдают, чем покупают. «Раньше все больше несли электронику: телефоны, гаджеты. Теперь много клиентов с меховыми изделиями, автомобилями; бывает, даже предметы искусства приносят, например картины, скульптуры. Скажу честно, берем далеко не все. Иногда складывается впечатление, что народ готов буквально последнюю рубашку отдать. Но мы в любом случае тщательно отбираем товар, не принимаем все подряд», – поясняет управляющая одним из городских ломбардов-скупок Илона Брау.
Тотальная распродажа
Но не только драгоценные вещи попали в онлайн-оборот. Судя по многочисленным объявлениям на интернет-площадках, популярностью по продажам пользуются новомодные гаджеты. И часто – без наценок. Гвоздем карантинного сезона, как ни странно, стали велосипеды: на любой вкус, цвет и кошелек.
Эксперты рынка связывают велосипедный бум с отсутствием привычной для многих уральцев физической активности из-за закрытия фитнес-центров, наступлением летнего сезона и хорошей погодой, располагающей к велопрогулкам. В данной категории существенный разброс цен: стоимость велосипедов на онлайн-досках варьируется от 700 до 127 тысяч рублей.
«У нас онлайн-магазин спорттоваров на одной из интернет-площадок. В этом году отмечаем особенно высокий спрос на велосипеды. Как только на Урале наступила теплая погода, у нас появилось огромное количество заявок на продажу велосипедов, многие варианты были новыми. Для интереса посмотрели общую ситуацию на рынке спорттоваров в б/у сегменте – тенденция аналогичная», – комментирует ситуацию менеджер интернет-магазина Денис.
Часто на онлайн-досках сегодня встречается брендовая одежда, причем по символическим ценам. К примеру, кофточку от известного лейбла Prada можно приобрести всего за 3 тысячи рублей вместо первоначальных 10–15. А брендовые сумочки разлетаются, как горячие пирожки, – Louis Vuitton уральские модницы могут приобрести от 2 тысяч рублей, тогда как начальная цена схожих моделей – от 25 тысяч рублей.
Немало предложений и в разделе о продажах готового бизнеса. Ассортимент предложений разнообразен: и цветочный ларек за 150 тысяч рублей, и кафе-пекарня за 500, и магазин одежды за 700, и салон красоты за 1 миллион рублей. В беседе с одним из продавцов (цветочный павильон) выяснилось: «Бизнес прибыльный, но просто сейчас не до него – деньги нужны срочно в другой проект».
Много предложений в Сети и по автомобилям. Причем есть совсем новые варианты. Истории у всех продавцов схожи: машину только купили – наступил кризис, кого-то уволили, кому-то зарплату сильно сократили. «Что делать? Жить дальше как-то и на что-то надо», – подытоживает один из продавцов.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева; скриншоты Avito.ru
Экономический кризис