Уральская титановая корпорация ВСМПО-АВИСМА – одна из самых бесспорных в списке системообразующих организаций России. Это не только градообразующее предприятие Верхней Салды, но и один из крупнейших налогоплательщиков Среднего Урала и главных российских экспортеров. О том, чего корпорация добилась за последние годы, как на нее повлияла пандемия коронавируса и чем ей может помочь государство, - в материале «ФедералПресс».
Рекорды перед кризисом
В начале года ничто не предвещало беды: ВСМПО-АВИСМА по итогам 2019 года увеличила выручку как в долларовом, так и в рублевом эквиваленте – до $1,63 млрд или 105,4 млрд рублей. Плавильные цехи поставили рекорд по объему титановых слитков, приблизилась к завершению многолетняя модернизация прокатного комплекса, увеличились объемы и качество продукции и в других цехах. АВИСМА в очередной раз перекрыла собственный рекорд по производству титановой губки.
Такие показатели не были случайными: они стали результатом планомерной работы, которая велась все последние годы. ВСМПО стало одним из ключевых поставщиков западных авиастроителей, включая Airbus и Boeing, регулярно отмечавших качество уральского титана. Именно авиакосмическая продукция приносила корпорации больше всего прибыли, при этом салдинцы перешли от поставок черновых заготовок к производству деталей с получистовой обработкой, а в перспективе не исключался и переход к самой выгодной – чистовой обработке. Взаимодействие с научными организациями и наличие собственного научно-технического центра позволяло оперативно реагировать на все запросы мирового авиастроения.
Параллельно руководство корпорации занималось совершенствованием собственного менеджмента: дирекция по техническому обеспечению и ремонтам сократила простои подразделений во время починки оборудования, а дирекция по стратегии принялась за инвестиционную программу.
Все это позволяло ВСМПО-АВИСМА, где работают 20 тыс. человек, не только покупать новое оборудование, но и заботиться о сотрудниках и их семьях. Средняя зарплата на ВСМПО превысила 50 тыс. рублей в месяц. В Верхней Салде корпорация вкладывалась в развитие спорта, ремонты школ и техникума, строительство дорог. Благодаря экологическим проектам за последние годы удалось заметно сократить выбросы в реки и воздух: только за прошлый год воздействие на атмосферу уменьшилось на 5 %.
Сохранить коллектив и найти заказчиков
Свои коррективы в производственные планы внесла пандемия коронавируса: как уже писал «ФедералПресс», корпорация была вынуждена на неделю закрыть предприятие в Верхней Салде, а также потратиться на дезинфекцию и другие профилактические меры. Тем не менее, основной удар нанесло сокращение мирового объема авиаперевозок и последовавшее вслед за ним падение производства на авиаконцернах. Это привело к пересмотру долгосрочных контрактов: заказчики продолжат закупать уральскую продукцию, но в меньшем количестве. Гибкая позиция на переговорах позволит титанщикам рассчитывать, что после выхода из кризиса авиастроители не будут искать нового поставщика.
Серьезные изменения потребовали прихода антикризисной команды во главе с и. о. гендиректора Максимом Кузюком. В нее вошли финдиректор Валерий Борисов, директор по повышению операционной эффективности Иван Абрамов, ответственный за безопасность Юрий Брайченко. Как рассказал сам и. о. гендиректора газете «Новатор», работа каждого подразделения будет планироваться на месяц, а не на год, как было раньше. Кроме того, во время кризиса пройдут перестройку и автоматизацию бизнес-процессы.
Одна из основных задач Максима Кузюка – сохранить уникальный коллектив, который понадобится после выхода титановой отрасли из кризиса. Поэтому вместо сокращений на ВСМПО прибегают к переводу на неполный рабочий день, четырехдневку или переводят в другие цеха. На предприятии отказались от услуг подрядчиков, их места займут собственные рабочие. Чтобы сохранить уровень зарплат, фонд оплаты труда будет формироваться по-новому: к ФОТу, рассчитанному исходя из объемов производства, добавят еще 20 %.
Титанщики по-прежнему будут поставлять продукцию на индустриальный рынок, который практически не пострадал от пандемии. Сейчас они готовы осваивать производство заготовок для судостроения, энергетики, добычи полезных ископаемых и многих других отраслей.
ВСМПО-АВИСМА не отказалась и от инвестпрограммы, сообщил Валерий Борисов в интервью «Новатору»: даже после оптимизации ее объем в 2020-2021 годах составит $150 млн. При этом корпорация договаривается с поставщиками оборудования о возможной рассрочке оплаты.
«Заводу важно, чтобы его сотрудники и их семьи, а это две трети города, жили в безопасных и комфортных условиях, а город зависит от заводских налоговых поступлений и финансовой помощи. Мы, скоординировав политику финансирования муниципальных проектов, продолжим поддерживать муниципалитет. Часть проектов чуть растянется или перенесётся во времени, но рано или поздно они реализуются», – заверил Максим Кузюк.
«Возможен широкий комплекс мер поддержки»
Пока у уральских титанщиков есть резервы для получения финансирования. В частности, за прошлые годы скопилось большое количество готовой и незавершенной продукции, предназначенной для реализации долгосрочных контрактов. Сейчас именно она будет реализована в первую очередь – это позволит снизить производство и соответствующие затраты, сохраняя необходимый уровень продаж. Кроме того, ВСМПО-АВИСМА должна получить деньги от целого ряда субподрядчиков, работающих на авиа- и двигателестроительных гигантов.
Титанщики планируют воспользоваться и государственной поддержкой на правах системообразующего предприятия.
«Остановки ВСМПО-АВИСМА не будет». Эксперт о переменах в титановой корпорации
«Мы направили заявку на кредит в рублях с субсидированной кредитной ставкой. В течение июня будет принято решение, и если оно окажется положительным, то в июле поступят денежные средства. Дополнительно мы обратились к государству и по определённой поддержке в части налогов», – сообщил Валерий Борисов.
У правительства есть различные возможности для поддержки уральской корпорации в трудное время, рассказал корреспонденту «ФедералПресс» промышленный эксперт Леонид Хазанов.
«Государственная поддержка корпорации ВСМПО-АВИСМА может предусматривать широкий комплекс мер, начиная от предоставления временных льгот по различным налогам, сборам и энерготарифам и заканчивая помощью в реструктуризации кредитов, взятых ранее на модернизацию производства. Возможно и предоставление заказа на закупку титана в государственные резервы, а также продвижение продукции корпорации на мировом рынке, в частности, в Китае», – заявил он.
Фото: ВСМПО-АВИСМА
Компания/персона недели