Top.Mail.Ru
Экономика
Нижегородская область
1

«Золотая Хохлома» – народное достояние России. Как спасали народные промыслы от коронакризиса

Хохломская роспись является народным достоянием России
Хохломская роспись является народным достоянием России

Одной из отраслей, пострадавших от последствий пандемии, стали народные художественные промыслы. Это логично, так как сувенирка тесно связана с туристическим кластером. А нет туристов – нет и продаж. Кроме мастеров, работающих индивидуально и производящих продукцию в малых объемах, под ударом оказались и крупные предприятия, на которых работают сотни людей. Одним из таких оказалась «Хохломская роспись» – старейшее предприятие Нижегородской области, имеющее вековую историю. Как выживают мастера сейчас и что было сделано для спасения – в материале «ФедералПресс».

«Товар их легок, чист, крепок и светел»

Первое упоминание о довольно необычном промысле относится к XVII веку. Архивные записи боярина Морозова, датированные 1659 годом упоминают о сборе с заволжских вотчин оброка в виде «блюда разных размеров и братины». Посуду с необычной росписью должны были прислать крестьяне «селишка Семеновское».

Толчок к развитию промысла дала Макарьевская ярмарка, крупнейшая торговая площадка Заволжья, вошедшая в силу в XVIII веке. Посуда, изготовлявшаяся в селах Хохлома и Скоробогатовское уже Семеновского уезда была популярна: «... товар их легок, чист, крепок и светел».

Так, стиль росписи по месту промысла получил и название – «Хохломская».

Первоначально ее охотно скупал простой народ, но во второй половине XIX века в высшем обществе в моду входит «русский стиль». Хохломская роспись органично вписалась в ее культурный контекст. В 1853 году изделия мастеров – посуда и игрушки, выполненные в узнаваемом стиле, были представлены на Всероссийской промышленной выставке в Москве, где получили залуженное признание.

Слава о необычно красивой росписи мгновенно распространилась как в обществе, так и на последующих выставках в Париже, Петербурге, Нижнем Новгороде. Продукция мастеров получала заслуженные похвалы.

Хохломской посудой заинтересовалась царская семья. К примеру, восхищенная творчеством народных мастеров императрица Мария Федоровна в 1882 году наградила мастера Михаила Красильникова золотыми часами.

После получения Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1889 году хохлома становится статьей российского экспорта. Но революция и гражданская война на время прекратила все производство. Только в 1924 году создается объединение «Кустарь-художник». В 1931 году оно преобразовывается в артель «Экспорт». Спустя три года для сохранения традиций в Семенове организуется музей кустарно-художественных изделий.

Мастерские села Хохломы

Великая Отечественная война не прошла мимо художников. Мужчины ушли на фронт, и многие из них геройски погибли, защищая родину. А фабрика перепрофилировалась и стала выпускать продукцию, необходимую фронту: лыжи, ящики для боеприпасов и ложки для солдат. Но война заканчивается, и художественные промыслы возрождаются. Мало того, появляется новый стиль – тенденция к усложненности росписи, нарядности.

В 1960 году артель преобразована в фабрику «Хохломская роспись». Было произведено техническое переоснащение, открыты новые цеха. Хохлома вновь становится частью экспорта СССР, а многочисленные награды, завоеванные на всемирных выставках лишь подтверждали качество продукции и популяризировали ее в мировом масштабе.

На рубеже XX - XXI веков на предприятии открываются подразделения по производству матрешки, мастерская миниатюрной росписи и участок живописи. А в 2014 году городу Семенову присваивается статус «Столица Золотой хохломы». Тогда же и начинается Международное фестивальное движение «Золотая хохлома». В 2015 году запускается новое направление производства модных аксессуаров с элементами хохломской росписи.

Сегодня «Хохломская роспись» – это более 600 сотрудников, из 340 мастеров 25 имеют звание «Заслуженный художник РФ» и «Заслуженный мастер НХП». В ассортименте фабрики более 2000 изделий, которые, помимо России, продаются в 20 странах мира.

Красиво, но убыточно

Сейчас АО «Хохломская роспись» представляет собой холдинг, включающий в себя, помимо самого производства, два музейных комплекса, фирменный магазин в Нижнем Новгороде и представительство в Вене. Фабрика является крупнейшим производителем изделий народно-художественных промыслов (НХП) в России. Хохлома стала визитной карточкой не только Нижегородской области, но и всей страны. А семеновская матрешка – символом России во многих странах.

При этом отрасль НХП очень чувствительна к экономическим кризисам и крепко завязана на туристических потоках. Поэтому любое снижение покупательского спроса может значительно отразится на прибыли предприятия. И если до 2014 года предприятие показывало рост выручки (она была зафиксирована на 263 млн рублей), то после этого начался спад, а с 2018 года – крутое пике. Выручка упала до 217 млн рублей (-40 млн рублей за год).

Пропорционально падению доходов снижалась и прибыль. И если в 2013 году она составила 18 млн рублей чистыми, то 2018 был закончен с убытком в 20 млн рублей.

При этом предприятие регулярно выигрывает тендеры на поставку сувенирной продукции, малых архитектурных форм и даже мебели для детских садиков. Среди основных заказчиков – управление делами правительства Нижегородской области и региональное Законодательное собрание, местный Историко-художественный музей, администрации муниципалитетов Нижегородской области и других субъектов РФ, детские сады и лагеря, а также аппарат Совета Федерации Федерального собрания РФ.

До разразившейся пандемии предприятие чувствовало себя более или менее устойчиво. Уставной капитал составлял почти 28 млн рублей. Материальные активы представляли собой цеха: первый и второй художественный цех, столярный, сушильно-заготовительный, экспериментальный, прессовый, транспортный, тарный, а также склад материалов и цех комплектации готовых изделий, расположенные на территории площадью 11 га.

У «Хохломской росписи» были далеко идущие планы. В конце прошлого года предприятие приняло участие во всероссийской выставке НХП «Ладья. Зимняя сказка» в Москве, организованной по инициативе Ассоциации народно-художественных промыслов. И поскольку проект входит в дорожную карту по возрождению и развитию НХП (разработана по поручению президента РФ), то на мероприятии присутствовало много представителей властных структур.

Одним из главных событий выставки стал фестиваль народного костюма «Сарафан», в рамках которого прошел показ коллекции аксессуаров Дома моды «Lada&Liza». Сумочки и бижутерию в хохломском стиле представили нижегородские мастера. Амбассадором коллекции выступила Полина Диброва, жена телеведущего Дмитрия Диброва. Она же, проникшись красотой изделий, пообещала заняться продвижением бренда.

Организатор «Сарафана» Ольга Макарова высоко оценила работу мастеров «Хохломской росписи» по сохранению традиций и интеграции старинного промысла в современность. «Пять лет назад такого интереса к народным художественным промыслам не было. Он появился позднее, когда стало понятно, что промыслы – не только наше прошлое, но и настоящее, и будущее. Это наша Шанель, наш Диор. Коллекция очень яркая, запоминающаяся. Я знаю, что в следующем году она будет показана в Милане», – поделилась тогда планами Макарова.
Но в связи с пандемией, охватившей мир, планы пришлось отложить.

Надо спасать

Кризис, вызванный пандемией, ожидаемо затронул сувенирную отрасль. Предприятие, не относящееся к сфере жизненно-необходимых, было закрыто вместе с объявлением режима повышенной готовности по противодействию коронавирусной инфекции. Продажи в интерне-магазине тоже упали, фирменная точка была закрыта. Сувениры оказались не нужны в столь трудный период: нет туристов, нет денег, нет подарков.

На бедственное положение отрасли обратил внимание губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Он обратился к правительству РФ с просьбой включить предприятия НХП в перечень системообразующих предприятий. В регионе действовало 22 предприятия НХП, и хотя во время пандемии они перепрофилировались на выпуск СИЗ, без господдержки было не обойтись.

Российское правительство прислушалось к предложению и приняло положительное решение.

«Включение предприятий НХП в перечень наиболее пострадавших – важный шаг на пути восстановления этой отрасли. Нижегородская область занимает лидирующую позицию по количеству сохраненных народных художественных промыслов в России, мы должны были помочь нашим предприятиям», – заявил Глеб Никитин.

Глава региона отметил, что на рост покупательского спроса в ближайшие полгода или год рассчитывать не стоит. Пока не восстановится устойчивый туристический трафик и не стабилизируется экономическая обстановка, промыслам придется тяжело.

«Сувениры не являются товарами первой необходимости, но имеют особую ценность и значимость для нашего региона. Мы приложим максимум усилий, чтобы сохранить наше национальное достояние», – заключил Глеб Никитин.

В список системообразующих предприятий, пострадавших от пандемии, кроме «Хохломской росписи», вошел и «Павловский завод художественных металлоизделий им. Кирова». Региональное правительство выделило для поддержки предприятий НХП 3,2 млн руб.

Фото: goldenhohloma.com

Сюжет по этой теме
27 марта 2020, 16:03

Компания/персона недели

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.