Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

От ЦБ ждут очередного снижения ключевой ставки. Как это отразится на жизни россиян

К чему приведет снижение ключевой ставки
Снижение ключевой ставки придаст импульс экономическому развитию

Банк России на заседании в пятницу, 19 июня, рассмотрит вопрос о ключевой ставке, которая сегодня составляет 5,5 %. Это минимальный уровень за все время существования показателя, любое новое снижение приведет ставку к историческому минимуму. Но никто из аналитиков не сомневается, что в очередной раз ставка будет снижена. Интрига лишь в том, как сильно она упадет. Эксперты разошлись во мнении – одни уверены, что ставка будет снижена до 5 %, другие допускают, что снижение возможно до 4,5 % годовых. Как это событие отразится на жизни обычного гражданина страны? Приведет ли это к удешевлению кредитов и повышению деловой активности? Своим мнением с «ФедералПресс» поделился экономист, доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян. Полную версию интервью вы найдете в видео.

Кредиты станут доступнее, но доходность вкладов может сохраниться

Мартиросян считает, что решение ЦБ – это прямой сигнал для банков к изменению кредитной политики, но принимать реактивные решения вслед за Центробанком они не обязаны. «Центральный банк показывает всему рынку, что ставку я снижаю целенаправленно, планомерно, долгосрочно. И таким образом банки могут подготовиться к изменившейся кредитной политике и принять верное решение. Но говорить о средневзвешенной ставке как по кредитам, так и по депозитам как о чем-то существенном не имеет смысла, поскольку разные банки ведут себя совершенно по-разному. Получая денежные средства от Центробанка по ключевой ставке и от вкладчиков по ставкам депозитов, банки формируют свою маржинальность. Топовые и системообразующие банки обычно играют на опережение и корректируют ставки еще раньше, чем принимает решение ЦБ. Вторая категория банков, которые помимо вложения средств в кредиты имеют еще капитальные инвестиции, будут инерционно снижать эти ставки в течение полугода после решения ЦБ. Третья группа банков вообще не будет это делать, они предпочитают рискованную игру. Помимо того, что регулятор к таким банкам в любой момент может применить меры административного воздействия, они рискуют переполнить портфель «плохими» кредитами и вместо получения сверхприбыли завершить свою деятельность банкротством. Поэтому я бы не рекомендовал никому хранить свои сбережения в таких банках, даже если они предлагают очень выгодные условия», – отмечает он.

Сегодня, чтобы банковскому бизнесу уверенно себя чувствовать, необходимо наряду с выдачей кредитов, что является основной деятельностью банков, проводить капитальные инвестиции. И банки этой деятельностью активно занимаются, компенсируя снижение доходов от маржи. «Я не удивлюсь, если мы впервые увидим ситуацию, когда доходность банков от капитальных инвестиций превысит их доход от выдачи кредитов. В таких условиях какая-то часть банков сможет сохранить и доходность по вкладам, и снизить ставки по кредитам. Поэтому, прежде чем отправляться в банк за дешевым кредитом, нужно четко представлять себе не только цели, на достижение которых вы занимаете средства, но и какой из банков подходит для этого больше всего», – говорит Мартиросян.

Экономист напомнил, что после того как Центральный банк в очередной раз снизит ключевую ставку, в теории это автоматически должно повысить доступность кредитов и еще больше снизить привлекательность банковских вкладов. Но на практике ситуация может развиваться иначе. В 2019 году ЦБ пять раз принимал решение о снижении ключевой ставки, в 2020 году ожидаемое решение будет уже третьим. В результате за полтора года ставка снизилась на 2,25 процентных пункта – с 7,75 % до нынешних 5,5 %. При этом коммерческие банки при каждом новом решении ЦБ начали снижать ставки заблаговременно. Причем снижали ставки преимущественно по вкладам, тогда как кредиты для населения дешевели крайне неохотно. Сегодня, по данным ЦБ, средняя ставка по рублевым депозитам колеблется вокруг отметки 5,2 %, и за год она снизилась на целых два процентных пункта. А ставки по кредитам могут в разы отличаться в зависимости от целей кредитования и категории заемщика. По данным ЦБ, средневзвешенная ставка по кредитам для физических лиц за год снизилась на 0,5 %, для коммерческих организаций – на 1,75 %.

Стоит ли ожидать повышения цен?

Мартирорсян полагает, что опасности повышения цен нет. «Инфляция – это превышение денежной массы над товарной. Если компании получат возможность за счет более дешевых кредитных ресурсов производить больше товаров и услуг, то в условиях конкуренции никаких предпосылок для повышения цен у них не будет. Поэтому на первом этапе решение Центробанка будет способствовать замораживанию цен, на втором, когда завершится производственный цикл и товары окажутся на рынке, их снижению. Но это не гарантирует того, что отдельные компании не будут повышать цены. Например, мы периодически наблюдаем рост цен на бензин. Но это уже не никак не связано с величиной ключевой ставки, а объясняется особенностями нашего рынка», – говорит Мартиросян.

Безработица снизится, но не везде

В теории снижение ключевой ставки должно привести к снижению количества безработных. Взаимосвязь здесь прямая – дешевые кредиты позволят предприятиям произвести и продать больше товаров и услуг, появится дополнительный спрос на рабочую силу, что неминуемо приведет к появлению новых рабочих мест и снижению уровня безработицы. Эмиль Мартиросян полагает, что не все так однозначно. Зависимость уровня безработицы от величины ключевой ставки, безусловно, есть, но на этот процесс влияют еще и другие факторы. «На мой взгляд, безработица – это показатель конкретной индустрии, если даже не конкретный компании. Если в стране существует, к примеру, 80 различных видов индустрий, то это означает 80 различных видов безработицы. С одной стороны, кредиты по сниженной ставке нужны компаниям, чтобы нарастить товарооборот, инвестировать в маркетинг, в производство. С другой стороны, это все хорошо работает только тогда, когда на рынке есть платежеспособный спрос. Если компании будут брать кредиты, выпускать продукцию, наращивать объемы хранения, но продать это будет невозможно, то какой бы низкой ни была процентная ставка, все это будет как мертвому капельница. На рынке многое, если не все зависит от наличия платежеспособного спроса. Мне что-то подсказывает, что в связи с пандемией структура спроса будет сильно изменена. На первый план сейчас выходят базовые потребности – продукты питания, медикаменты, одежда, жилье, которое также относится к базовым потребностям человека. Компании, которые работают на этом рынке, при наличии дешевых кредитов смогут действительно быстро нарастить производство и создать новые рабочие места. Банки такие компании будут с удовольствием и без риска кредитовать. Но компании, которые производят товары и услуги, приобретение которых можно отложить на потом, будут испытывать жестокий кризис, и ключевая ставка не окажет на объемы производства этих компаний никакого влияния. Получение даже очень дешевых кредитов будет только усугублять их экономическое состояние. Для выживания они будут применять совершенно другую тактику – сокращать объемы и увольнять сотрудников. Спрос после окончания пандемии постепенно начнет восстанавливаться, но этот процесс будет проходить постепенно и медленно. По моему мнению, он может занять полтора-два года. Сотрудникам этих отраслей я бы порекомендовал серьезно оценить все риски и свои возможности и принять для себя оптимальное решение», – отмечает Эмиль Мартиросян.

Фото: РАНХиГС

Сюжет по этой теме
3 октября 2021, 11:50

Мультиформаты «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.