«Алейскзернопродукт им С. Н. Старовойтова» – крупное перерабатывающее предприятие из Алтайского края, имеющее филиалы за пределами не только СФО, но и РФ. На первоначальном этапе оно было включено в список системообразующих, однако в более поздних вариантах документа организация из перечня пропала. Что компания представляет собой сегодня, почему она изменила форму собственности и может ли нынешний экономический кризис стать стимулом для ее развития – в материале «ФедералПресс».
Затерялся между листами
Правительство РФ продолжает поиск способов поддержки бизнеса, переживающего непростые времена на фоне коронавируса. Одной из первых инициатив стало утверждение предварительного списка системообразующих предприятий. В марте нынешнего года власти назвали 646 организаций, которые отнесли к этой категории. Компании представляли самые разные отрасли экономики и различные регионы страны. Сибирь тогда фигурировала в списке скромно, занимая не боле 40 строчек перечня, причем это с учетом тех холдингов, которые зарегистрированы в столичных городах, но имеют основные активы в СФО.
Тем не менее среди сибиряков фигурировали игроки даже таких неожиданных отраслей, как сельское хозяйство. Одним из немногих представителей стало алтайское ЗАО «Алейскзернопродукт им. С. Н. Старовойтова».
В дальнейшем первоначальный список подвергся критике. Эксперты утверждали, что перечень формировался исключительно на основе оборота компаний, из-за чего в него попали некоторые сомнительные организации, например букмекерские конторы.
В дальнейшем было решено в принципе отказаться от создания общего для страны документа, перейдя к отраслевым спискам, формированием которых должны заниматься профильные министерства и ведомства. На сегодняшний день, согласно документации Минэкономразвития РФ, составлены списки 15 ведомств, включающие в сумме 1137 организаций. Однако, несмотря на то что перечень компаний фактически расширился вдвое, места для «Алейскзернопродукта» в нем не оказалось. В списке Минсельхоза значится 95 участников рынка, но сибирское представительство в сравнении с первоначальным вариантом в нем уменьшилось.
В кого пошла дочка?
«Алейскзернопродукт» действует в виде акционерного общества с 1992 года, однако история предприятия намного длиннее. Еще в 1928 году здесь был запущен элеватор с тремя деревянными зерновыми складами, несколько лет спустя построена мельница, а уже в 60-е годы – комбикормовый завод. Но запуск основных мощностей приходится на новейшую историю предприятия: выпуск ржаной муки, мельзавод, овсозавод, цех макаронных изделий и так далее. С 2002 года компания носит имя Сергея Старовойтова, возглавлявшего ее в 80–90-е годы прошлого века.
Сегодня «Алейскзернопродукт» – это мощный зерноперерабатывающий комплекс с полным технологическим циклом, от переработки зерна до производства и упаковки продукции. Согласно информации на официальном сайте организации, предприятие включает 11 производственных линий, специализирующихся на выпуске как продуктов питания, включая макароны, крупы, масло, так и комбикормов, премиксов, собачьих кормов, мешкотары. Также в структуру организации входят собственный лабораторный комплекс, пункт приемки зерна, склады.
Кроме того, «Алейскзернопродукт» имеет в качестве дочернего предприятия птицефабрику «Комсомольская» в Алтайском крае и ряд торговых и сервисных «дочек» в Иркутской области, Бурятии и в Пекине – она курирует продвижение продукции в Восточной Азии. Есть и совместная российско-монгольская торговая компания «Алейск-Импекс», зарегистрированная в Улан-Баторе.
Ежегодный выпуск продукции здесь оценивается в 220 тысяч тонн муки, 200 тысяч тонн комбикормов, 12 тысяч тонн круп и 2 тысячи тонн масла.
Закрылись, чтобы работать
Согласно базе данных Rusprofile.ru, уставной капитал «Алейскзернопродукта» составляет почти 11 млн рублей. Основные показатели предприятия за минувшее десятилетие выросли, однако на этом пути случались и периоды спада. Выручка с 2011 по 2018 год выросла с 4,9 до 6,4 млрд рублей. При этом максимальный показатель за это время был отмечен в 2016 году – до 7,1 млрд рублей, после чего произошел спад. Данные за 2019 год пока не обнародованы.
Все эти годы компания ни разу не вышла в зону убыточности, однако размер прибыли колебался. В 2011 году этот показатель был 159 млн рублей, а в 2018 году – 184 млн рублей, однако самым прибыльным оказался 2017 год – 368 млн рублей. Стоимость актива планомерно росла: с 1,4 млрд рублей в 2011 году до 2,8 млрд рублей в 2018-м.
Компания активно участвовала в закупочных процедурах: упоминается 52 государственных контракта на сумму 9,3 млн рублей, где «Алейскзернопродукт» выступал поставщиком. Причем самыми активными покупателями по ним упоминаются структуры ФСИН.
Нынешний список акционеров точно неизвестен: после преобразования ОАО «Алейскзернопродукт» в ЗАО предприятие, согласно закону, ограничило публикацию отчетности. В предыдущие годы основным владельцем называли руководителя предприятия Сергея Старовойтова, скоропостижно скончавшегося в 2002 году. В дальнейшем его возглавила его жена Алла Старовойтова, которая по сей день занимает должность генерального директора. Сам процесс «закрытия» акционерного общества тогда связывали с необходимостью защиты от недружественного поглощения.
«Я проработала к тому времени более 20 лет на предприятии и была в курсе всех дел. Кому-то хотелось после смерти мужа представить ситуацию в мрачном свете. Начали поступать предложения (кстати, поступают и по сей день как из края, так и из других регионов, вплоть до Москвы) о продаже части акций или вообще всего предприятия. В тот момент руководство проявило твердость и поставило точку в этом вопросе. «Алейскзернопродукт» – частное предприятие. Контрольный пакет акций неприкасаем, собственник предприятия определен давно. Привлекать инвестиции за счет продажи акций предприятия нет никакой необходимости, точно так же, как и искать иностранные инвестиции», – прокомментировала тогда Алла Старовойтова ситуацию сибирскому журналу «Стратегии успеха».
Болезнь как лекарство
На запрос «ФедералПресс» о ситуации на предприятии в условиях коронавируса и о списке системообразующих предприятий в «Алейскзернопродукте» к моменту сдачи материала не ответили, телефон организации также не отвечал. По словам профессора, академика РАСХН Юрия Лачуги, сельскохозяйственная отрасль и зернопереработка страдают от систематического недофинансирования. Кризис, вызванный коронавирусом, с одной стороны, усложняет положение таких организаций, с другой, может стать стимулом для властей заняться решением этой продолжительной проблемы.
«Уровень недофинансированности отрасли я бы оценил в 5-6 раз, и сложности усугублялись с каждым годом. В этом смысле коронавирус хоть и затруднил положение, но не является первопричиной. Поэтому если господдержка все же появится, это можно только приветствовать. Основное направление, которое нужно стимулировать,– это повышение уровня переработки, помощь в технологическом оснащении. И если это произойдет, то предприятия, уже работающие в направлении переработки, окажутся в выигрышном положении», – отмечает он.
Фото: пресс-служба «Алейскзернопродукта»
Компания/персона недели