Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Почему биржевые цены на бензин рекордно высоки?

Почему дорожает бензин
Оптовые цены на бензин в России достигли двухлетнего максимума

В июне оптовые биржевые цены на бензин в России достигли двухлетнего максимума. При этом мировые котировки на нефть по-прежнему остаются на низком уровне. Редакция «ФедералПресс» разобралась в ситуации и узнала, стоит ли ожидать дефицита бензина и роста розничных цен.

В июне биржевая оптовая стоимость бензина «Аи-95» на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) достигла двухлетнего рекорда. Торговые сессии демонстрировали максимумы три дня подряд: так, 18 июня оптовая цена бензина с поставкой в Европейской части России достигала 57,828 тыс. рублей за тонну – рост на 2 % за сутки. По итогам торгов в четверг цена составила 51,025 тыс. рублей за тонну, что стало максимумом с июня 2018 года.

В пятницу, 19 июня, цена по итогам торгов перешла к снижению на 0,16 % – до 50,944 тыс. рублей за тонну. Однако сложившейся ситуацией уже заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба РФ. ФАС начала проверку рекордного роста биржевых цен – ведомство допускает, что возможен сговор на рынке.

Ждать ли дефицита бензина и роста цен?

Согласно данным СПбМТСБ, в июне ряд крупнейших компаний существенно сократил объем биржевых продаж нефтепродуктов. Так, «ЛУКойл» снизил поставки на 37 % по сравнению с маем 2020 года (и на 30 % год к году), «Сургутнефтегаз» снизил показатель на 22 % по сравнению с предыдущим месяцем и на столько же год к году. «Роснефть» реализовала на бирже 17 % автобензинов (при установленном нормативе 5 %).

Как отметил пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев, в количественном выражении «Роснефть» поставила в июне на биржу 111 тыс. тонн моторных топлив. В непростых условиях компания не стала сокращать объемы производства – по словам Леонтьева, в июне «Роснефть» вышла практически на те же показатели, что и в мае прошлого года. «Сургутнефтегаз» и «ЛУКойл» реализуют через биржу около 12–13 % доли своих топлив, однако в числовом выражении доля этих компаний на российском рынке не столь велика – около 15 и 40 тыс. тонн соответственно.

Данные ЦДУ ТЭК также показывают, что многие российские производители переориентировали свои поставки на экспорт. Так, в мае 2020 года «Сургутнефтегаз» увеличил экспорт топлив почти на 26 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, «Газпромнефть» увеличила экспорт на 107 %, а «ЛУКойл» – почти на 210 %. Как отмечают эксперты, такое решение компании приняли на фоне волатильности валют – как правило, экспортные контракты оплачиваются в долларах и евро, и на фоне ослабления рубля гораздо выгоднее продавать топливо заграничным покупателям.

В условиях, когда в стране сжалось производство топлива ввиду неопределенности спроса в условиях коронавируса, экспортные поставки усилили «вымывание» автобензинов с внутреннего рынка. Фактически «Роснефть» как крупнейший поставщик России, доля которого оценивается в 40 %, подхватила выпадающие объемы, отметил в беседе с «ФедералПресс» гендиректор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев.

«Сейчас, когда производители топлив ринулись зарабатывать на экспорте, «Роснефть» фактически взяла на себя всю социальную нагрузку, обеспечивая россиян топливом. Себестоимость производства бензина в России традиционно высока из-за налоговой нагрузки, а сейчас ситуация осложняется на фоне ситуации с коронавирусом», – прокомментировал Танкаев.

К счастью, по мнению экспертов, в настоящий момент опасаться роста розничных цен не стоит. «Отмена жестких ограничительных мер в России привела к росту спроса на сырье, к чему НПЗ были явно не готовы: на протяжении последних месяцев они стабильно снижали объемы выпуска на фоне падения спроса. Таким образом, резкий рост оптовых цен на бензин является временной реакцией на фундаментальные изменения, и в скором времени, по мере наращивания производства и устранения дефицита топлива, ситуация должна стабилизироваться», – отметил директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев.

С этим мнением согласно и Минэнерго РФ. В ведомстве сообщили, что рост оптовых цен на бензин не представляет рисков для потребителей и является нормальной реакцией на восстановление отраслей экономики.

Почему нефть дешевая, а бензин дорогой?

Эксперты называют ситуацию на российском рынке парадоксальной. Несмотря на низкие мировые цены на нефть, оптовые цены на нефтепродукты бьют рекорды стоимости. По мнению специалистов, у роста цен на бензин на бирже есть целый комплекс причин.

В первую очередь рынок отыгрывает непрогнозируемое увеличение спроса на фоне отмены режима самоизоляции. Спрос также вырос и в связи с сезонным фактором: в период летних отпусков россияне начали активно передвигаться на личном транспорте. Производители не ожидали такого резкого восстановления спроса, снизив объемы производства в апреле – мае. Кроме того, часть нефтеперерабатывающих заводов вышли на плановые летние ремонты, что также привело к сокращению предложения. В результате на рынке сложился дефицит предложения.

Ситуация усугубилась существующими в России налоговыми механизмами – в частности, необходимостью выплат по демпферу. Изначально механизм демпфера был призван «снять сливки» с производителей нефтепродуктов в государственный бюджет: в случае, если цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем, нефтяники должны перечислять в бюджет часть своей прибыли от продаж.

Однако сейчас, по мнению представителей отрасли, низкие экспортные котировки и необходимость демпферных отчислений в бюджет делают производство нефтепродуктов низкорентабельным.

«В себестоимости бензина на нефть приходится лишь около 30 %, тогда как остальное – на налоги. Именно они не позволяют топливу реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Теоретически чем ниже будет налоговая составляющая, тем гибче станут цены, а значит, и у розницы появится возможность сокращать цены», – пояснил директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев.

«На текущий момент политика регуляторов не совсем дальновидная, а также их достаточно упорное нежелание слышать голоса– как независимых участников, так и крупных нефтяных компаний. Необходимо менять существующую систему налогообложения в части демпферов, в части переноса акцизов, плюс значительный рост экспорта теми же крупными нефтяными компаниями по сравнению даже с прошлым годом», – прокомментировалвице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев.

Стоит отметить, что недовольство независимых розничных игроков звучит именно тогда, когда ситуация на рынке вынуждает их выходить из зоны комфорта. В первом квартале 2020 года независимые АЗС получили сверхприбыли благодаря обвалу мировых цен на нефть. Экспортная пошлина снизилась и как следствие «потянула» за собой и цены в опте. При этом в рознице цена оставалась неизменной. Получается, покупали за дешево, а продавали выгодно.

Тем не менее на конечном потребителе текущая ситуация на бирже не отразится, уверен вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев.

«У нас от 2018 года принята четкая позиция – стоимость бензина на стеле может изменяться, грубо говоря, квартально не больше, чем на инфляцию, плюс изменения входящих в бензин налогов – НДС, акциз. Цены как шли максимально на уровне инфляции, так и будут идти– максимум 6 % в течение года будет подъем», – подчеркнул Дмитрий Гусев.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.