На выплаты малому и среднему бизнесу из числа наиболее пострадавших отраслей экономики будет дополнительно направлено 23,2 млрд рублей. Безвозмездную финансовую помощь на заработную плату сотрудникам за апрель и май смогут получить предприниматели, которые сохранили не менее 90 % трудового коллектива. Поможет ли выжить малому бизнесу эта мера поддержки, спорят эксперты «ФедералПресс».
Размер выплаты рассчитывается исходя из числа занятых в компании, на каждого работника полагается 12 130 рублей в месяц. С учетом того, что власти уже направили 81 млрд рублей компаниям на компенсацию зарплаты за два весенних месяца, общий размер помощи составит 104 миллиарда. Необходимость выделения дополнительных средств обусловлена расширением списка пострадавших отраслей экономики. В настоящий момент в утвержденный правительством список входят 12 сфер деятельности, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции. Им в первую очередь оказывается адресная поддержка. По информации кабинета министров, более 1,7 млн компаний и индивидуальных предпринимателей могут рассчитывать на прямые выплаты.
Приоритет – рабочие места
Первый вице-президент объединения предпринимателей «Опора России» Азат Газизов отмечает, что помощь оказывается не всем пострадавшим, а только тем, кто взял на себя ответственность сохранить не менее 90 % трудового коллектива.
Эксперт в сфере занятости, руководитель сервиса для работодателей «HR-mnenie» Андрей Попов считает, что это условие является слишком жестким и не ведет к оздоровлению экономики в сфере малого и среднего бизнеса. «Только в глазах государства бизнес существует с двумя целями – платить налоги и обеспечивать рабочие места. С точки зрения бизнеса все намного сложнее. Выплата зарплат вообще не является основной задачей для предпринимателя. Предпринимателю постоянно приходится оценивать все риски и принимать иногда непопулярные решения для того, чтобы сохранить свое дело и определить правильный путь для развития. Если компания принимает решение сохранить общую численность на уровне 90 %, но при этом не имеет возможности платить за аренду помещений и своевременно перечислять налоговые платежи, перспектив сохраниться у нее будет немного. Если уж правительство приняло решение оказать помощь бизнесу в таких объемах, есть прекрасные инструменты – налоговые льготы, компенсация или отмена арендных платежей. Именно эти факторы постоянно давят на бизнес и ставят перед вопросом – развиваться дальше или сворачивать производство», – считает Попов.
Помощь получат не все
Малый бизнес в сфере услуг оказался наиболее пострадавшим в период пандемии коронавируса, но почти половина предпринимателей не могут рассчитывать не только на выплаты по данному конкретному постановлению, но и вообще на госпомощь, которая выделялась по другим направлениям. Как показал опрос Торгово-промышленной палаты, 48 % субъектов малого и среднего бизнеса не воспользуются мерами поддержки правительства, поскольку по применяемой правительством системе кодов ОКВЭД не попали в категорию пострадавших от пандемии. При этом 46 % малых и средних компаний были вынуждены полностью остановить свою деятельность.
«Так и должно быть в социальном государстве». Глава Торгово-промышленной палаты о поддержке бизнеса
Азат Газизов считает, что от такой классификации необходимо отказаться. «Критерии отнесения к пострадавшим отраслям по ОКВЭДам, которые являются не более чем уведомительно-справочной системой, не самый удачный выбор правительства. Нужно применять более сущностные критерии, например оказывать помощь всем, у кого выручка упала на 30 и более процентов, или применять другие, более значимые показатели. Я последовательно выступаю за то, чтобы помощь оказывалась практически всем предпринимателям, поскольку вся сфера обслуживания за небольшим исключением переживает сложные времена и мы все находимся в одной лодке. Движение в этом направлении есть, например зарплатные кредиты с субсидированной ставкой 2 % оказались одной из самых востребованных мер поддержки. Вначале таких кредитов было выдано на сумму 250 млрд рублей, но этого оказалось недостаточно. Мы добились того, что правительство добавило еще 100 миллиардов. Но и этого, по нашим оценкам, недостаточно. Эксперты называют суммы льготных кредитов, которые позволят пережить кризис малому и среднему бизнесу, – от 500 миллиардов до триллиона рублей», – полагает представитель общественной организации «Опора России».
Андрей Попов считает, что не только система кодов ОКВЭД ограничивает круг получателей помощи, но и посредничество банковской сферы многих лишает возможности воспользоваться поддержкой государства. «На практике далеко не все компании, которым стоило бы дать эту помощь, реально ее получат. У нас есть старый добрый механизм, когда правительство объявляет об оказании помощи и направляет деньги в банки, которые дальше должны их как-то распределять по бизнесам. К сожалению, наша банковская система выстроена так, что у нее слишком много дыр. В огромном количестве случаев мы сталкиваемся с намеренными проволочками со стороны банкиров, которые приводят к тому, что эти деньги просто не доходят до получателей. Из примерно 300 организаций, с которыми мы взаимодействуем практически каждый день, я могу назвать только несколько десятков, которые государственную помощь реально получили, притом что претендовала на ее получение примерно половина компаний. Кто-то не прошел по ОКВЭДам, но большинство не смогло преодолеть банковский фильтр», – утверждает руководитель сервиса HR-mnenie.
Неделя на сборы – это реально?
Одним из наиболее спорных моментов в постановлении правительства оказались сроки, в которые необходимо уложиться претендентам для подачи документов на получение помощи, – до 1 июля 2020 года. Азат Газизов полагает, что времени для сбора документов у предпринимателей вполне достаточно. «Конечно, сроки, которые были обозначены правительством на подачу документов, предельно сжатые. Но с учетом того, что наша налоговая инспекция является одной из самых высокотехнологичных в мире, подать за отведенное время пакет документов практически не составляет труда. Предприниматели, которые ранее обращались к нам за помощью, на подготовку пакета документов тратили не более нескольких дней. Полагаю, что сроки обусловлены тем, что деньги нужны уже здесь и сейчас. Если бы правительство стало затягивать этот процесс, мы бы первыми выразили свое недовольство», – утверждает Газизов.
Андрей Попов, напротив, считает, что большинство компаний просто физически не успеют вовремя оформить документы. «Это вообще не реально, барьер в виде недели на сбор документов отсечет большинство претендентов на получение помощи. Реально на подготовку пакета, получение необходимых справок может уйти месяц. Для того чтобы этим решением правительства смогло воспользоваться достаточно большое число предпринимателей и предоставленная помощь могла бы реально повлиять на ситуацию, нужно установить срок хотя бы до первого сентября. Можно только надеяться, что правительство, если оно только реально хочет помочь бизнесу, продлит действие документа», – считает Попов.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Экономический кризис