Экономика
  1. Бизнес
  2. Экономика
Экономика
Свердловская область
0

«Остановка НЛМК нормализует рынок». Наводнение в маленьком городе удружило всем металлургам

Наводнение в Нижних Сергах может стать выгодным для производителей стального проката
Наводнение в Нижних Сергах может стать выгодным для производителей стального проката

Из-за наводнения в Нижних Сергах Свердловской области полностью встало производство на «НЛМК-Урал». Вернуться к прежнему режиму работы завод, по официальной версии, сможет не раньше последних чисел июля. Такой простой предприятия, входящего в число крупнейших поставщиков стального проката, да еще и в самый разгар строительного сезона, по мнению экспертов, может изменить текущие процессы на этом рынке. Какие перемены намыла стихия – в материале «ФедералПресс».

10 дней и не больше?

В Нижних Сергах третьи сутки идет ликвидация последствий сильнейшего наводнения. В результате ЧС в городе были разрушены несколько жилых домов и мостов. В зоне подтопления оказались сотни зданий.

От стихии пострадал и местный металлургический завод «ММК-Урал» (входит в группу НЛМК), куда также хлынула вода. Здесь срочно пришлось отключить электро- и газоснабжение и остановить производство. «Сердце» предприятия – прокатный стан мощностью около 1 млн тонн стальной арматуры и катанки в год – был остановлен на неопределенный срок.

В сообщении на сайте предприятия от 21 июля говорится, что оценить срок запуска производства можно будет позднее. В сообщениях СМИ со ссылкой на пресс-службу компании в тот же день говорилось о сроке в 10 дней.

Спустя двое суток, 23 июля, пресс-секретарь «НЛМК-Урал» Марина Сайфиева в разговоре с «ФедералПресс» снова повторила информацию про 10 дней: срок, по крайней мере декларированный, нисколько не сократился. Но и представитель завода сделала оговорку, что эта оценка дана предварительно. «В настоящее время на «НЛМК-Урал» в Нижних Сергах продолжаются аварийно-восстановительные работы, идет расчистка территории прокатного цеха. По предварительным оценкам, производство может быть возобновлено через 10 дней», – сказала Марина Сайфиева.

В экспертном сообществе меж тем начались скептические рассуждения о том, что две недели в такой ситуации – это самый оптимистичный прогноз, поскольку еще нужно просушить все помещения и коммуникации. А предприятие оказалось перед угрозой не выполнить имеющие заказы и потерять часть клиентов. В пик сезона, когда строительная отрасль (главный потребитель продукции «НЛМК-Урал». – Прим. ред.) только начала оживать после пандемии, это означает потерю части доходов.

По словам промышленного эксперта Леонида Хазанова, в этой ситуации предприятие действительно может потерять какую-то часть заказчиков, тем более что тем есть из кого выбирать. В качестве альтернатив специалист назвал «Евраз», «Тулу-Сталь» (управляется Промышленно-металлургическим холдингом), металлургический завод «Балаково», Ростовский и Абинский электрометаллургические заводы, Челябинский металлургический комбинат (входит в «Мечел»). Кроме того, потребитель всегда может обратиться к трейдерам.

«У «НЛМК-Урал» на запуск оборудования есть две недели, и не больше. И то это очень много. Даже когда прокатный стан останавливают на ремонт, потребителей предупреждают заранее», – сказал Леонид Хазанов. При этом эксперт не исключил, что кто-то из заказчиков, возможно, согласится подождать, поскольку из-за карантина стройки во многих городах были приостановлены.

Арматуру НЛМК-Урал активно используют при строительстве. Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин

Старший директор АКРА Максим Худалов, напротив, отметил, что 10-дневный простой для завода не несет каких-то серьезных убытков. «У большинства крупных предприятий есть запасы, поэтому, условно говоря, в ближайшее время компания сможет работать со склада. К тому же это электросталеплавильный завод, а значит там легко смогут восстановить объемы после окончания наводнения. Плюс не забываем, что у НЛМК основная площадка – это не Нижние Серги, а Калуга, откуда, конечно, не очень комфортно вести на Урал, но и стоимость перевозки всего на полпроцента-процент повышает стоимость проката», – отметил эксперт.

По мнению Максима Худалова, ситуация с «НЛМК-Урал» не повлечет критических последствий для рынка. «Сейчас на рынке избыток строительного проката, поэтому какого-то дефицита, который бы резко остановил строительные работы, я не ожидаю. Кроме того, в регионе активно присутствуют другие игроки: прежде всего ЧМК (Челябинск), «Евраз НТМК» (Нижний Тагил), ММК (Магнитогорск). Поэтому для региона какого-то дефицита я не ожидаю», – подытожил эксперт.

По мнению аналитика ГК «Финам» Алексея Калачева, в худшем случае предприятие может простоять до конца лета. Это связано с тем, что при наводнении в районе были повреждены линии электропередач и газовые трубопроводы. Подачу электричества восстановили оперативно, но газоснабжение обещают восстановить только к осени.

«Однако не думаю, что предприятие надолго потеряет постоянных заказчиков. Все-таки есть авторитет марки и качество продукции. Корпоративные связи, сложившиеся производственные цепочки быстро восстановятся, если, конечно, завод не простоит слишком долго», – добавил эксперт.

На предприятии «ФедералПресс» сообщили, что склад готовой продукции не пострадал и 22 июля была возобновлена ее отгрузка. «Кроме того, в состав дивизиона «НЛМК-Сорт» входит еще два прокатных производства: в Березовском (арматура в бунтах) и на «НЛМК-Калуга» (арматура в прутках), что дает возможность оперативно перераспределить заказы», – уточнила Марина Сайфиева.

Выгода от простоя

Собеседники «ФедералПресс» также высказали предположение, что приостановка предприятия НЛМК на Урале в какой-то степени может поспособствовать некоторой нормализации цен на рынке стального проката.

«Этот год для отрасли ознаменовался очень резким снижением спроса из-за карантина. Этот упадок сталелитейной промышленности из-за карантинных действий прослеживается во всем мире. И цены ниже, чем в прошлом году. Неожиданный дефицит продукции (если таковой возникнет) из-за простоя крупного предприятия, может быть, нормализует ситуацию на рынке. По крайней мере образуется некоторое повышение цен», – сказал Максим Худалов.

Заказчики могут обратиться на другие металлургические предприятия Урала на время остановки НМЛК. Фото: ФедералПресс/Елена Мицих

С этим мнением согласен Леонид Хазанов: «Вынужденный простой «НЛМК-Урал» может повлиять на цены, приведя их к временному росту, особенно на Урале, вызвав дефицит, который постараются быстро устранить другие производители».

По словам эксперта, цена арматуры марки диаметром 12 мм обвалилась с почти 44 тыс. рублей за 1 тонну в конце марта (когда в российских регионах стал вводиться режим самоизоляции) до 42 тыс. рублей во второй половине мая (тогда начали смягчать карантинные меры). Потом стала восстанавливаться, и 22 июля была уже примерно на уровне 43,1–43,4 тыс. рублей за тонну. «Вроде бы немного, но в начале нынешнего года она стоила 41,1–41,3 тыс. рублей за тонну, а на сопоставимую дату июля 2019 года – 47,7 тыс. рублей. Это говорит о том, что, с одной стороны, ситуация в отечественном строительстве сейчас хуже, чем годом ранее, поэтому закупки арматуры могли снизиться, с другой – после карантина стройки стали оживать, поэтому спрос на металл по сравнению с предшествующими месяцами все-таки подрос», – сказал Леонид Хазанов.

Алексей Калачев также отметил, что остановка «НЛМК-Урал» может повлиять на российский рынок. «Дефицита строительной арматуры мы не ожидаем, но цены могут подрасти, особенно на региональном рынке, – пояснил эксперт. – С начала года цена строительной арматуры в основном снижалась из-за спада в строительстве, особенно в период действия эпидемических ограничений. В последний месяц она восстанавливалась и вернулась примерно на уровень апреля. Это, правда, данные по московскому рынку арматуры, возможно на Урале динамика несколько отличается. Полагаю, приостановка такого крупного производителя, как «НЛМК-Урал», не останется незамеченной рынком, и цены еще подрастут».

«В наводнении виновен завод»

Помимо экономических рисков в результате наводнения, «НЛМК-Урал» мог получить и риски репутационные. По одной из версий, тиражируемой соцсетями и рядом СМИ, наводнение в Нижних Сергах могло произойти по вине предприятия.

Дело в том, что одна из местных рек – Заставка, в вечер наводнения вышедшая из берегов, – частично протекает по территории завода. В обязанности сотрудников предприятия входит чистка решеток под мостом, которые препятствуют попаданию воды в заводские помещения. По конспирологической версии, замусоривание этих решеток и послужило тому, что образовался затор, уровень воды стал подниматься и река вышла из берегов.

Эта гипотеза высказывалась на заседании оперативного штаба по ликвидации последствий ЧС, но не получила поддержки. Официально власти придерживаются версии, что наводнение в городе произошло из-за сильных дождей. В сообщении прокуратуры Свердловской области, которая сейчас проводит проверку в связи с подтоплением домов и размывом дорог в Нижних Сергах, также говорится, что выход рек из берегов произошел «в результате сложных метеорологических явлений на территории города».

Ущерб от наводнения в Нижних Сергах составляет десятки миллионов рублей. Фото: Группа «Подслушано/Нижние Серги» «ВКонтакте»

На предприятии «ФедералПресс» сообщили, что производственная площадка завода находится гораздо ниже по течению реки Заставки, чем место затопления и территории основных разрушений. «Река вышла из берегов примерно в нескольких километрах от территории «НЛМК-Урал». Само русло реки Заставки на территории завода всегда поддерживалось в надлежащем состоянии и не было ничем засорено», – сказали на предприятии.

Напомним, наводнение произошло вечером 20 июля. Из-за обильных осадков и резкого повышения уровня воды в реках произошло подтопление более двух десятков частных домов. В городе был введен режим ЧС. Сумма ущерба предварительно составила несколько десятков миллионов рублей.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Компании
НЛМК
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1