Рынок недвижимости Челябинска в пандемию жил жизнью, отличающейся от тенденций других регионов. Сказались политика местной власти, большие объемы вводимого в прежние годы жилья и низкая стоимость квадратного метра. Чему научил местную отрасль коронавирусный период и что ждет ее на следующих этапах, челябинские застройщики и риелторы обсудили в формате Public talk на «ФедералПресс».
Казус Челябинска
Челябинск всегда отличался низкими ценами на квадратные метры жилья при далеко не самых низких зарплатах в сравнении с другими городами-миллионниками. Эта парадоксальная особенность всегда вызывала недоумение у местных застройщиков и риелторов, которым приходится работать в условиях этой константы. Сейчас, во время пандемии, и с учетом новых тенденций, в принципе зарождающихся на рынке недвижимости, эта черта сыграла не в пользу города.
По словам председателя совета директоров ГК «Компаньон», вице-президента Российской гильдии риелторов Арсена Унаняна, сейчас покупатели стали ориентироваться не только на стоимость квадратных метров, но и на качество жилья. Качественные челябинские застройщики (названия компаний не были названы. – Прим. ред.) стали приближаться к цене 50–60 тысяч рублей за «квадрат». Но пока в городе предлагается дешевое жилье с ценой 32 тысячи за квадратный метр, а средняя цена по городу остается на уровне 42 тысяч. Покупателям психологически сложно сориентироваться на более дорогое, хотя и более достойное предложение. И это тормозит рынок.
«Челябинск долгое время не мог выбраться из нищеты, оставаясь рабочим городом. А когда миллионник – самый дешевый по цене квадратного метра в России, это не дает развиваться застройщикам. И это нехорошо, ведь застройщики – это не только жилье, это новые магазины, детские садики, школы, аптеки и так далее. И когда в Челябинске средняя цена за квадрат 42 тысячи, а в соседнем Екатеринбурге – 70, мы даже не то что деревня, эта цена не дает никакого развития городу», – сказал эксперт.
Но ситуация начинает меняться: участники Public talk отметили, что растет процент покупателей, которые понимают, что достойное жилье должно стоить дороже. Кроме того, по словам коммерческого директора СК «Легион» Натальи Кузьминых, покупатели стали оценивать свои будущие квартиры с точки зрения того, а смогут ли они пережить там коронавирус. И состояние дворов, инфраструктуры на расстоянии 100 метров от дома (расстояние, на которое разрешалось уходить от дома в период ограничительных мер. – Прим. ред.) – критерии, которые стали важными при выборе.
«Зумы всем надоели»
В целом до того, как в игру вступили меры господдержки, челябинский рынок недвижимости этой весной переживал такие же трудности, как и другие регионы. В марте, до пандемии, был отмечен небольшой подъем, в апреле рынок рухнул и по новостройкам, и по вторичке. По словам Арсена Унаняна, на вторичном рынке спрос до сих пор не восстановился, по строящемуся жилью рост начался с мая. В июне по сравнению с прошлым годом объем продаж вырос на 15 %. Причина тому – дешевые ипотечные ставки. «Государственные ипотечные программы (программы льготной, семейной и сельской ипотеки. – Прим. ред.) сильно подогрели рынок», – отметил эксперт.
При этом и ажиотажа, которого следовало бы ожидать при таких ставках, из-за пандемии не возникло. Причиной тому послужила смена режима работы МФЦ и Росреестра, который к тому же перешел на новое программное обеспечение и стал существенно затягивать сроки выдачи документов.
Риелторы и застройщики тоже были вынуждены перестроиться. По словам начальника отдела по экономике и финансам АО «ЮУ КЖСИ» Алексея Овчинникова, кризис научил застройщиков работать только с проверенными поставщиками и подрядчиками и в условиях дефицита иностранной рабочей силы. К счастью, в отличие от других регионов, на Южном Урале деятельность строительных компаний на период пандемии, за исключением одной недели, не останавливалась, поскольку местные власти признали ее экономически значимой и системообразующей отраслью.
По словам Натальи Кузьминых, застройщики научились быстрее договариваться с банками, обратили внимание на работу онлайн-сервисов, за счет которых удалось облегчить клиенту процесс покупки квартиры. При этом зум-конференции, как призналась эксперт, безумно всем надоели. В этом ее поддержали другие участники беседы.
Риелторы, как отметил Арсен Унанян, стали больше ценить и уважать свою работу, потому что, как выяснилось, онлайн-показы оказались не так хороши, как многие говорят. «Недвижимость – это не картошка, и если речь не идет о типовой студии в Сочи, которую можно купить на этапе строительства без отделки, чтобы потом перепродать, то клиенту важно пощупать стены, оценить квартиру вживую. Никак онлайн это все не передаст», – сказал эксперт.
Также Арсен Унанян отметил, что агентства недвижимости сейчас получили возможность улучшить кадровый состав, поскольку из-за сокращений в эту сферу начался приток сотрудников из банковского сектора и страховой сферы. «Это люди с хорошим образованием, хорошим опытом работы и с пониманием этики и регламента», – отметил участник конференции.
Что будет осенью
От предстоящей осени эксперты отрасли ждут активности, что связано с характерной для россиян чертой все делать в последний момент: многие захотят под занавес воспользоваться госпрограммой льготной ипотеки, срок которой истекает 1 ноября. Спрос на новостройки будет подстегиваться и низкими ставками по другим программам на жилье в этом сегменте.
При этом эксперты оказались солидарны в том, что едва ли стоит ждать дальнейшего понижения ставок. «Скорее всего ни у банков, ни у государства не будет ресурса сделать их еще более низкими. Есть альтернативный вариант – программа субсидирования за счет застройщиков, которые могут компенсировать ставку за свой счет. Конечно, это влияет на маржинальность. Поэтому местные застройщики тоже не в ресурсе субсидировать ипотечные ставки до бесконечности», – сказала Наталья Кузьминых.
Также эксперт указала на то, что новостройки будут дорожать. Застройщики вынуждены идти на это, потому что растут цены на стройматериалы и потому что с процентами нужно отдавать средства, выделенные отрасли в рамках проектного финансирования.
Ожидается, что осенью в Челябинске продолжится рост спроса на загородную недвижимость, который перерастет в настоящий бум в следующем году. Эксперты отметили, что никогда среди местных жителей не было такого интереса к этому сегменту.
При этом рынок готовится и ко второй волне пандемии. По словам Арсена Унаняна, эта ситуация ничего хорошего не сулит. «Первый опыт показал, что власти не могут справиться с карантинными мерами. На примере Челябинска – у нас в городе был бардак. Какое-то время все соблюдали карантин, а потом народ распоясался и пошел на улицы», – сказал руководитель «Компаньона».
В любом случае, как признали участники Public talk, если будет вторая волна, никто уже не будет морально рассредоточен и растерян, как было весной. Все уже знают, как работать в таких условиях.
Фото: ФедералПресс / Елена Мицих
Системообразующие предприятия России