Экология все более значимой становится в жизни общества. И события на горе Куштау в Башкирии в очередной раз это доказали. Экологическая повестка набирает вес и в политической жизни страны. Не случайно в ближайших выборах в заксобрания регионов участвуют «зеленые», и политологи неплохо оценивают их шансы. Казалось бы, на фоне пандемии коронавируса и связанного с ней экономического кризиса экология должна утратить свою актуальность. Почему наблюдается прямо противоположная картина, разбирался «ФедералПресс».
Любовь к природе – от хорошей жизни
«Зеленые» уже не одно десятилетие имеют значительный вес в политической жизни европейских стран. В частности, Германии. Как считает кандидат политических наук, исполнительный директор международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок, Россия вышла на новый уровень развития и поэтому экологическая составляющая теперь будет все больше оказывать влияние на политическую жизнь в России. «Экологическая повестка становится актуальной в тот момент, когда базовые требования большей части общества удовлетворены. Голод и холод жителям не грозит, зато есть быстрый и дешевый интернет. В такой ситуации люди начинают требовать большего, чем требовали раньше. В частности, повышенное внимание обращается на состояние экологии», – отметил Бышок в интервью «ФедералПресс».
По его словам, все сильные экологические движения возникают в странах достаточно высокого уровня развития. И то, что в последние годы в России экологическая тематика все активнее входит в политику, свидетельствует, что страна растет и в плане гражданского общества, и в плане экономического развития. При этом, конечно, имеет место и региональная специфика, и споры хозяйствующих субъектов.
Как показала история с Шиесом и той же Куштау, власть готова учитывать мнение протестующих. Хотя, например, в 1990-е годы, когда не раз экологии протестовали против вырубок зеленых зон в разных регионах страны, таких компромиссов достигнуть не удавалось. «Общество взрослеет, и власть как часть общества взрослеет вместе с ним, – говорит Станислав Бышок. – Руководители регионов живут в тех же самых городах, что и все мы. Понятно, что завод, который не только портит внешний вид, но и воздух, не понравится никому, включая мэров и губернаторов. Я бы сказал, что экология – это та сфера, в отношении которой большая часть общества, в том числе и чиновники, по одну сторону баррикад».
Ясно, что сегодня никто из политиков и чиновников, желающих сохранить свои посты, не скажет жителям: дышите чем хотите, есть противогазы на крайний случай – у того, кто так заявит, будут большие проблемы с дальнейшей карьерой. «И, конечно, наши политические активисты смотрят на опыт европейских стран. Все знают, что «зеленые» имеют довольно большое влияние в политической системе Германии, Швеции, Финляндии и других стран. Можно даже говорить о моде на экологию: не случайно появляются целые сети магазинов с экопродуктами», – считает собеседник «ФедералПресс».
По его мнению, в России, как и в Европе, все большую часть электората будут под себя забирать экологические партии. Да и все традиционные партии, помимо политических и социальных требований, будут обращать внимание и на экологию.
Экология – только форма
Тема экологии зачастую, по мнению директора Центра политологических исследований Финансового университета Павла Салина, становится формой, в которую выливается недовольство людей тем, что их мнение не учитывается при принятии разного рода решений. «У граждан растет потребность быть услышанными, влиять на процессы управления. А обратная связь между властью и обществом нередко отсутствует», – считает эксперт.
При этом российское общество все больше ментально становится городским. А для городского общества важна тема комфортной окружающей среды, в том числе и нормальная экология. «В целом экологическая повестка в России становится более актуальной, чем это было 10 лет назад. Но все же часто за экологическими протестами проглядывает целый комплекс проблем», – отметил собеседник «ФедералПресс».
Вопрос, будет ли это институализироваться в политике, – спорный. В России давно существует экологическая партия «Зеленые», есть партии, которые включают экологическую повестку в свою программу, и она становится значимой частью их позиционирования (например, партия «Яблоко»). Но механистическое апеллирование к экологическим проблемам не приносит существенных политических дивидендов, считает эксперт. «Защита экологии должна совпадать с защитой прав и интересов граждан. А если говорить о запросах граждан, то экология среди них не на первом месте. Больше всего волнует защита социальных прав, а экология в этом списке занимает, по-видимому, третье-четвертое место», – сказал Павел Салин.
Чисто экологические партии в России, по его мнению, могут рассчитывать не на массовый, а на нишевый электорат, то есть либо им придется удовлетворяться несколькими процентами голосов избирателей, либо включать экологическую повестку в более широкий контекст.
Упреждать протесты
Очевидно, что в обществе в последние месяцы усилилось напряжение, связанное с экономическим спадом, увеличением безработицы в отдельных регионах. По мнению руководителя Центра экономики и окружающей среды Высшей школы экономики Георгия Сафонова, на эти проблемы накладывается то, что значительная часть общества требует, чтобы при реализации крупных промышленных проектов чиновники советовались с обществом. А это, как видно на примере той же Куштау, происходит далеко не всегда. Власти пора учитывать не только запрос на чистый воздух, но и важность сакральных мест для людей в том или ином регионе, считает Сафонов.
По его мнению, такие истории, как в Шиесе или Башкирии, говорят, что власть реагирует на экологические проблемы ситуативно. «Если где-то вспыхивает протест, его учитывают и иногда идут на попятную. Однако необходимо, чтобы существовала система мониторинга, чтобы экологическая экспертиза на стадии разработки промышленных проектов носила максимально открытый для общества характер. Только это позволит избежать разного рода эксцессов», – констатировал собеседник «ФедералПресс».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Экологическая карта конфликтов