Выступая на заседании правительства в середине сентября, премьер-министр Михаил Мишустин заявил о повышении налогов. По его словам, принимать участие в решении проблем должны все. Эксперты, опрошенные «ФедералПресс», рассказали, почему решение правительства о балансировке налоговой нагрузки – рациональная и долгосрочная стратегия.
«Важно помнить, что бюджет – это документ не о цифрах, а о людях. Мы считаем, что в ситуации, когда трудно, все должны принимать участие в решении проблем, стоящих перед страной, перед людьми. Это наша осознанная политика», – заявил Михаил Мишустин. Повышение налогов в России необходимо для обеспечения доходов бюджета, чтобы власти могли исполнять социальные обязательства перед населением.
Спор за 148 миллиардов. Чем закончится для «Норильского никеля» суд с Росприроднадзором
Глава Федерации бокса Умар Кремлев купил бизнес в Екатеринбурге
Росстат зафиксировал спад в металлургии
«Интерес может быть в диверсификации». Могут ли ТМК и ЧЭМК образовать стратегический альянс
Андрей Белоусов проведет совещание по увеличению налогов для металлургов
Накануне стало известно, что правительство собирается повысить ряд налогов со следующего года. В Минфине полагают, что таким способом удастся снизить дефицит российского бюджета.
Основная налоговая нагрузка приходится сейчас на нефтяную отрасль. По словам старшего аналитика WMT Consult Валерия Андрианова, налоги составляют порядка 60 % от цены на нефть. На втором месте газовая отрасль, где доля налогов в сфере сырья, добываемого «Газпромом», достигает 40 %, у независимых производителей газа не превышает 23 %. В металлургии, золотодобыче и алмазной отрасли доля налогов в цене реализации продукции не превышает 10 %. И, что принципиально важно, в отличие от нефтянки, формула НДПИ для других рентных отраслей не зависит от цены на продукцию.
Как показывают расчеты компании VYGON Consulting, нефтяная отрасль обеспечивает 44 % поступлений в госбюджет. При этом Минфин постоянно стремится «подкрутить» налоговое регулирование нефтянки, чтобы обеспечить пополнение бюджета и сделать фискальное ярмо для отрасли еще более тяжелым. Необходимость стратегического развития нефтяной промышленности при этом абсолютно не принимается во внимание. Учитывая значительное ухудшение ресурсной базы, это может привести к серьезным проблемам для экономики страны и бюджета.
Сверхприбыли металлургов
О структурном перекосе в российской экономике говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. «Объявленное правительством выравнивание уровней налогообложения различных отраслей вызвало волну критики: как же так – повышать налоги в кризис? Однако при всей кажущейся очевидности макроэкономических соображений они полностью игнорируют глубочайший структурный перекос, накопленный в российской экономике. Его суть – концентрация едва ли не всей налоговой нагрузки на одной-единственной нефтяной отрасли при снятии ее с других высокорентабельных отраслей, в особенности также сырьевых и продукции первого передела. В результате нефтяные компании платят налогов впятеро больше, чем все остальные сырьевые отрасли. Доля нефтяной промышленности в бюджете неизмеримо выше ее доли в экономике, в первую очередь из-за колоссальных налоговых диспропорций», – отмечает эксперт.
«Мизерное налогообложение сырьевых отраслей помимо нефтянки обеспечивает колоссальные денежные потоки, которые направляются не на инвестиции, а прежде всего на выплату дивидендов, выводимых, насколько можно понять, в офшоры. Такие металлургические компании, как «Норникель», НЛМК, ММК, пересмотрели недавно свою дивидендную политику и направляют отныне весь свободный денежный поток на выплаты акционерам. Напомню при этом, что до 90 % уставного капитала этих компаний принадлежит иностранным акционерам. Большинство в совете директоров того же «Русала» составляют «независимые» американцы, – сказал Делягин. – При этом цены на продукцию металлургов систематически повышаются без какого-либо учета реальной ситуации в стране, становясь важным фактором блокирования ее экономического развития».
Доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Леонид Крутаков рассказал, что доля иностранных акционеров в некоторых металлургических холдингах достигает 99 %, что является одним из способов легального ухода от налогов и вывода средств за границу, при этом предприятия не инвестируют капитал в развитие производства, предпочитая увеличивать цены на продукцию. «Размер дивидендных выплат в компаниях металлургического и золотодобывающего секторов достиг 100 % свободного денежного потока. Так, в 2019 году «Полюс Золото», НЛМК, «Норникель» и ММК, до 90 % уставного капитала которых принадлежит иностранным акционерам, выплатили акционерам порядка 470 млрд рублей, направив на дивиденды весь СДП», – сообщил эксперт.
«Налоговые диспропорции сложились исторически при вступлении России в ВТО в 2012 году. В последующем они только нарастали в связи со снижением вплоть до обнуления экспортных пошлин на ряд сырьевых товаров, включая никель, алюминий, медь и другие», – отмечает Крутаков.
«Вместо того чтобы балансировать налоговую нагрузку, Минфин предпочитал ранее добавлять фискального груза на хребет нефтяной отрасли. К чему это привело? Может быть, прочие сырьевые секторы, прежде всего металлургия, использовали такую благоприятную ситуацию и направили «недоплаченные» в бюджет деньги на модернизацию производств, создание новых мощностей, повышение зарплат работникам? Отнюдь. Деньги решили поделить и проесть», – сказал Валерий Андрианов.
Привести к общему знаменателю
Для балансировки российской экономики государству необходимо установить равные налоговые условия для различных отраслей, которые будут способствовать оптимальному развитию экономики, не акцентируя внимание лишь на нефтяной индустрии, считает инвестиционный стратег УК «Ари Капитал» Сергей Суверов. Введение прогрессивного налога на НДПИ для компаний, деятельность которых связана с добычей и экспортом природных ресурсов, позволит снять дополнительную фискальную нагрузку с нефтяников, которая на данный момент лишь вредит отрасли.
Валерий Андрианов также предлагает увеличить фискальные изъятия для компаний, не инвестирующих в развитие бизнеса в Российской Федерации и ориентированных на максимизацию дивидендных выплат акционерам с выводом их в офшорные юрисдикции. «У этой очевидной и здравой идеи есть противники. Нетрудно предположить, что против усилий правительства сбалансировать налоговую нагрузку будут активно выступать в публичном поле. Необоснованные сверхдоходы, которые есть у тех же металлургов, позволят покрыть любые пиар-бюджеты!» – сказал Андрианов.
«Для понимания, о каких суммах бюджетных потерь идет речь, приведу простейшие арифметические расчеты, буквально на коленке. Если привязать ставки НДПИ к экспортному нетбэку выручки сырьевых отраслей страны, то годовой эффект для бюджета составит 1,2 трлн рублей», – подчеркнул Леонид Крутаков.
«Было бы действительно справедливо, чтобы все сырьевые отрасли, которые так же, как и нефтяная, приносят ресурсную ренту, распределили между собой нагрузку, – отметила директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК VYGON Consulting Дарья Козлова в эфире телеканала «Россия-24». – Как показывает наш анализ, за последние 5 лет в среднем в отраслях цветной металлургии, в добыче удобрений, особенно калийных, средняя рентабельность, EBITDA была около 50 %, в то время как у нефтяной отрасли ниже тридцати. При этом налоги на добычу природных ископаемых при добыче руд существенно ниже, чем при добыче нефти. С каждого добытого барреля государство забирает порядка 60 %. Для сравнения: с каждой тонны добычи комплексных руд в Красноярском крае государство забирает менее 2 %. Хотя, например, в прошлом году мы видели достаточно существенный рост цен на тот же самый никель. А ставка для руд фиксированная, просто в рублях за тонну. В отличие от нефтяной отрасли, в которой ставка определяется по формуле, зависящей от курса, зависящей от цен на нефть, в результате получается: чем выше цена, тем государство больше изымает. При этом в других отраслях так называемую конъюнктурную ренту – просто за счет роста цен на мировых рынках – государство никак не изымает».
Как отмечают аналитики VYGON Consulting, конъюнктурные сверхдоходы могут формироваться не только в сырьевых отраслях, но и в других секторах экономики. Серьезным источником дополнительных доходов может стать и увеличение налогообложения банков. По словам экспертов, объем фискальных платежей двух крупнейших российских банков эквивалентен лишь 1 % доходов федерального бюджета. В то же время уровень реальных процентных ставок в России, несмотря на снижение ЦБ РФ ключевой ставки на 2 % с начала года (c 6,25 до 4,25 %), по-прежнему остается одним из самых высоких. Негативный эффект высоких реальных процентных ставок усиливается запредельным уровнем процентной маржи крупнейших российских банков: в разгар кризиса прибыль банков, заметим, существенным образом росла. «Финансовые успехи наших ведущих банков обратно пропорциональны экономическим проблемам страны, – говорит Делягин. – И только за счет увеличения ставки налога на прибыль для банков с 20 до 40–50 % (фактически единственный налог, который платят финансовые учреждения, освобожденные от уплаты других налогов) дополнительный ежегодный бюджетный эффект мог бы составить не менее 500 млрд рублей».
Банки и телекоммуникационные компании получают дополнительную маржу на разнице процентных ставок или благодаря олигопольному положению на рынке. В России из-за олигопольного положения на рынке рентабельность по EBITDA телекомов в среднем за последние 5 лет составляет около 38 %, что заметно превышает аналогичные показатели зарубежных компаний.
По словам экспертов VYGON Consulting, в 2018 году средняя рентабельность прибыли до налогообложения банковского сектора достигла 51 % – это рекордное значение за последние 5 лет. Во многом этому способствовала денежно-кредитная политика ЦБ по сохранению высоких значений ключевой ставки.
Если нормировать рентабельность банковского сектора в 2016–2018 годах к среднему уровню предыдущих периодов в 19 %, то в среднем за те же 5 лет сверхдоходы составили порядка 450 млрд рублей. А корректировка показателей рентабельности отечественных телекомов до уровня США может позволить изъять еще 115 млрд рублей. Таким образом, отмечают в VYGON Consulting, общий потенциал дополнительных изъятий сверхдоходов может составить до 1,7 трлн рублей.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева