Экспорт товаров из Тюменской области после роста второй год подряд показывает спад. Изменился не только объем продаваемых товаров, но и их структура. Что продают за границу тюменские производители и реально ли увеличить число экспортеров вдвое, как это задумали власти, разбирался «ФедералПресс».
Активнее продавать местное
Про развитие экспорта в Тюменской области в последние годы говорят много. Тренд – на его наращивание. В новой инвестиционной стратегии, работа над которой продолжается, экспорту уделяется ключевое место. Для развития региональной экономики, уверены эксперты, нужно ориентировать бизнес за пределы региона. Чем дальше – тем лучше.
Президент торгово-промышленной палаты Тюменской области Эдуард Абдуллин во время обсуждения новой инвестстратегии заявил, что проекты, которые претендуют на государственную поддержку, должны быть ориентированы на внешнюю торговлю.
«Ни один новый инвестиционный проект не должен появиться, если он не ориентирован на экспорт. Если он будет продолжать ориентироваться только на внутритюменское потребление, он обречен. Конкуренция только нарастает, покупательская способность при этом остается примерно на одном уровне. Для развития нужно продавать больше. А для этого ориентировать экономику на экспорт», – считает Абдуллин.
Что по факту? Ежегодный торговый оборот региона с зарубежными странами исчисляется миллиардами долларов США. Максимальный товарооборот за последнюю пятилетку зафиксирован в 2018 году: 5,3 миллиарда. Объем экспортируемых товаров в этот период в 2,5 раза превысил объем импортируемых: 3,8 млдр против 1,5 млрд соответственно. Положительное сальдо превысило 2,2 млрд долларов США. Начиная с 2019 года сальдо имеет отрицательное значение. Это видно на инфографике.
«Садьдо это как индикатор экономического развития региона. Обычно более сильные регионы больше экспортируют (сальдо положительный – Прим. Ред.). То есть товары в регионе более конкурентоспособны. Понимаете, продать продукцию всегда проще внутри страны. А чтобы реализовать заграницу, товар должен обладать конкурентными преимуществами», - объясняет значение показателя экономист, доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики ФЭИ ТюмГУ Иван Вилков.
«Снижение по экспорту по сравнению с 2018 годом произошло в связи со статистическими данными по экспортной выручке таких крупных тюменских предприятий-экспортеров, как СИБУР, Антипинский НПЗ, Тюменский фанерный завод. Объемы производства компаний не изменились, но произошли изменения по схеме отправки продукции на экспорт и учету таможенной статистики», - поясняет тренд директор департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Леонид Остроумов.
Так, Антипинский НПЗ поменял собственника и условия контрактования. Теперь экспорт не учитывается в экспортной статистике региона. Фактически продолжается отгрузка продукции с предприятия на экспорт, но в декларациях указывается регион, в котором зарегистрирован новый собственник - грузоотправитель предприятия. ООО «СОКАР-Энергоресурс» зарегистрировали филиал в Тюменской области и в 2020 году планируется скорректировать статистику.
Контрактодержателем по экспортным проектам Тюменского фанерного завода также стал новый собственник – ООО «Свеза» (г. Санкт-Петербург). Наблюдается аналогичная ситуация. Власти проводят переговоры с компанией по корректному заполнению таможенных документов.
Объемы производства тобольской площадки СИБУР не снижались, объемы поставок на экспорт увеличились. Но случилась смена транспортной компании, которая занимается данными поставками. Отчетность по таможенной статистике нуждается в корректировки, поясняет Леонид Остроумов.
Ориентация – на несырьевой экспорт
На протяжении последних пяти лет в структуре экспортируемых товаров – больше половины занимала продукция ТЭК (нефть и нефтепродукты), около трети – продукция химпрома (органические химические соединения и полипропилен). В прошлом году, по данным Уральского таможенного управления, Тюменская область продала минеральных продуктов и топливно-энергетических товаров на 1,1 млрд долларов США, продукции химпрома – на почти 0,6 миллиарда, а машин, оборудования и транспортных средств – на 76,9 млн долларов США.
Власти региона ставят перед собой задачу «максимально содействовать изменению структуры экспорта, всячески способствовать развитию производств, нацеленных на экспорт готовой продукции и востребованных услуг», рассказали в департаменте инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства.
В несырьевом неэнергетическом экспорте в 2019 году рост показали продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – их продали на 59,7% больше, чем годом ранее; машин, оборудования и других ТС - на 67,3% больше.
«Несмотря на введенные ограничения, в первом полугодии 2020 года отмечается рост экспорта по ряду товаров: древесины и целлюлозно-бумажных изделий на 28%; продовольственных товаров и сельхоз сырья на 19%; металлов и изделий из них — на 39%; текстильных изделий на 2%», - уточнили в департаменте.
Перед властями стоит амбициозная цель – увеличить число компаний-экспортеров в регионе вдвое к 2024 году. По силам ли, можно судить по тенденции последних лет: если в 2016 году таких предприятий было 138 (80 из них – субъекты МСП), то в 2019 – 218 (143 – субъекты МСП).
И дело не только в количестве, но и в качестве компаний. А они показывают себя вполне конкурентоспособными. Так, в текущем году ряд местных предприятий заняли призовые места в окружном этапе конкурса «Экспортер года», две из них стали лучшими в своих номинациях. Это ИП Муратов В.К. в номинации «Экспортер года в сфере АПК» в категории МСП. Компания производит стартовые кормы для всех видов рыб и креветок, не имеющие аналогов в России. Доля экспорта в выручке составляет 90%. За последний год объем поставок за рубеж вырос на 10%. Появились новые направления – Индия и Вьетнам.
В номинации «Прорыв года» победила компания «Тюменские аэрозоли». За прошлый год объем экспорта вырос на 40%. Продукцию поставляет в три десятка стран. В прошлом году добавились Казахстан и Болгария.
Пережить кризис
Этот год куратор внешнеторговой деятельности Леонид Остроумов называет «особенным»: он показал, что все очные встречи, которые важны для экспортеров, могут исчезнуть. Поэтому компании готовятся для работы на международных электронных торговых площадках, онлайн-выставках и переговорах.
«В перспективе мы видим рост экспорта, особенно в сфере электронной торговли. Актуальным становится развитие экспорта услуг, когда предприятия, не покидая регион, могут экспортировать свои услуги. Предприятиям, которым удалось быстро подстроиться под новую реальность и не потерять или даже найти новых иностранных заказчиков, будет проще работать в новых условиях», - уверен Леонид Остроумов.
Иван Вилков отмечает еще один урок пандемии: легче переживают трудные времена те страны и регионы, где ориентируются не только на экспорт или только на внутреннее потребление, а грамотно сочетают. Эксперт приводит пример экспортно-ориентированного Китая, где власти в кризис приложили массу усилий, чтобы стимулировать внутренний спрос и поддержать экономику.
Стратегию тюменских властей по развитию несырьевого неэнергетического экспорта экономист Иван Вилков считает верной. В регионе крайне важно сохранять баланс добывающих и обрабатывающих мощностей - это придает устойчивость экономике.
«Когда цены на сырье растут, регион на этом зарабатывает, цены на сырье падают - он зарабатывает на обрабатывающих производствах. Более диверсифицированная экономика получается. Опять же: чем больше глубина переработки, тем больше денег остается в регионе. Добыли ресурс – заработали на этом три рубля, переработали его – еще два рубля сверху заработали», - объясняет Иван Вилков.
С продажей ресурсов на экспорт в Тюменской области все неплохо, а вот что касается более сложной продукции - у региона есть серьезные точки роста, уверен эксперт.
Фото: Правительство Тюменской области; инфографика - ФедералПресс / Елена Майорова
Итоги-2020: срывая маски