Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

«Гасить кредиты можно не спешить». Коронавирус загнал регионы в долговую яму

Табличка Министерства финансов
Регионам разрешили не платить за бюджетные кредиты до конца года

К октябрю 2020 года субъекты оказались в непростой ситуации. Во многих из них существенно вырос объем государственного долга. Ряд экспертов связывает это с пандемией коронавируса, борьба с которой потребовала дополнительных расходов. Впрочем, есть и те, кто считает, что наращивать долги регионы вынуждает общая ситуация в экономике. На сегодня в стране нет ни одного субъекта Федерации без долгов. Но картина везде разная. Подробнее о самых закредитованных регионах, причинах, вынуждающих губернаторов брать кредиты, и о том, что со всем этим делать Москве, – в материале «ФедералПресс».

«Кубышку» пополняют в кредит

Пандемия коронавируса, падение рубля и стоимости нефти и прочие непростые для экономики условия не могли не отразиться на бюджетных долгах. Руководитель Центра экономических исследований Института нового общества Василий Колташов считает, что причиной роста долгов субъектов является обвал мировой экономики в 2020 году и предшествующий этому спад китайской экономики, совпавший с карантинными мероприятиями. «Расходы бюджетов не уменьшились. Плюс возникла необходимость платить медикам, поддерживать малый и средний бизнес, приводить в порядок здравоохранение. Это тоже приводило к долгам», – пояснил Колташов.

Согласно данным Министерства финансов РФ, число кредитов, выданных федеральным казначейством под 0,1 %, выросло: на 1 февраля 2020 года было выдано 11 кредитов, а к 1 октября их количество выросло до 96 займов. В абсолютных цифрах увеличение произошло с 37 млрд до 321 млрд рублей. Речь идет о кредитах, выданных на пополнение остатков денег на региональных бюджетных счетах, чтобы «кубышка» совсем уж не схлопнулась.

По итогам 2019 года совокупный долг субъектов составил 2,11 трлн рублей, по данным на сайте Минфина. К 1 сентября 2020 года он вырос, но не «смертельно» – до 2,15 триллиона. Поэтому пока говорить о некой катастрофической ситуации с ростом обязательств в регионах не приходится. Но многое зависит от того, с какими показателями страна войдет в 2021 год. Доцент кафедры политологии и политического управления Школы политических исследований Института общественных наук РАНХиГС Михаил Мизулин считает, что из-за особенностей статотчетности «корректировку данных по итогам 2020 года можно увидеть в лучшем случае в 2022 году».

«ФедералПресс» составил топ самых закредитованных регионов по общему размеру государственного долга на основании данных, опубликованных на сайте Министерства финансов РФ.

Если сравнивать ситуацию за восемь месяцев текущего года, в большинстве субъектов задолженность выросла. Больше всего долгов у Московской области – почти 182 млрд рублей (1 января сумма была 167 миллиардов). Хотя Подмосковье входит в перечень с высокой долговой устойчивостью. Его доля за последние несколько лет особо не изменилась по отношению к общему числу налоговых и неналоговых доходов и составляет выше 30 %. А это относительно других субъектов совсем немного.

На втором месте по размеру долга – Краснодарский край. Но даже в условиях пандемии властям региона удалось снизить к 1 сентября объем долга с 99,5 млрд рублей до почти 89 миллиардов.

Третий в списке – Татарстан. И этот субъект, несмотря на долг почти в 96 млрд рублей, бедным никак не назовешь.

Перечень регионов по объему долга в абсолютных цифрах замыкают Алтайский край, Ненецкий автономный округ и Республика Алтай, которые задолжали меньше всех.

Близки к дефолту

Изучая ситуацию с региональными долгами, эксперты советуют обращать внимание не на абсолютные цифры, а на долю размера госдолга в общей сумме налоговых и неналоговых доходов. Чем выше этот процент, тем хуже дела у региона. Там, где доля долгов превышает сто процентов доходов, субъект находится в состоянии дефолта или близок к нему. Руководитель отдела макроэкономического анализа ГК «ФИНАМ» Ольга Беленькая привела пример, что если в России в целом это соотношение составляет 22,5 %, то для ряда регионов оно существенно выше 50 %.

Так, по данным Минфина, хуже всего дела обстоят у Республики Мордовия. В этом году долг превышает доходы региона аж в два раза – доля 211,2 %. Директор автономной некоммерческой организации «Институт реформирования общественных финансов» Владимир Климанов рассказал, что если накапливается объем долга выше ста процентов, регион «встает на карандаш» у федерального центра, который должен не допускать дефолтов субъектов из-за долговой политики. «Три года назад в такой ситуации находилось 14 субъектов. Благодаря усилиям федерального центра их число удалось сократить. В Мордовии же история более чем десятилетней давности, когда регион имел особое направление бюджетной политики, в том числе связанное с привлечением крупных налогоплательщиков в регион и предоставлением им льгот. Но когда крупные доходные источники исчезли, сохранился повышенный уровень расходных обязательств, которые увеличились после 2013 года из-за последствий экономического кризиса», – пояснил Климанов.

Во всех остальных регионах страны сумма долгов остается ниже ста процентов. Но близка к дефолту Республика Хакасия с долгом 98,4 % по отношению к совокупным доходам. Высокая закредитованность бюджетов в Псковской, Костромской и Орловской областях.

Впрочем, Владимир Климанов не считает ситуацию в Хакасии и Псковской области критической. Хотя в Хакасии и в Костромской области в 2017 году федеральное казначейство впервые было вынуждено ввести внешнее управление финансами – настолько плохо там обстояли дела. Костромской области удалось выровнять свои долги «в результате программы оздоровления региональных финансов». По мнению эксперта, в ситуации, близкой к дефолту, чаще всего оказываются депрессивные и старые промышленные регионы, такие, «где ранее был хороший экономический потенциал, но они не оказались конкурентоспособными в силу разных причин».

Страшна ли долговая яма?

Хорошо это или плохо, когда субъекты Федерации погружаются в долги? Однозначного мнения на этот счет нет. Но если на протяжении десятилетий регион не выбирается из долговой ямы, это отражается на всех сферах жизни: на строительстве, социальных обязательствах властей и т. д.

Экономист Владимир Климанов считает, что нужно ориентироваться на положение бюджетного законодательства, в котором отражены ограничения по отношению предельного объема долга к дефициту бюджета. «В последние два года применяются дополнительные технические требования к показателям долговой устойчивости, которые накладывают определенные обязательства по отношению к реализации мер бюджетной политики», – рассказал Климанов.

По его словам, потенциал привлечения кредитов у регионов еще есть. «В последние годы этот объем составляет чуть более 2 трлн рублей по отношению к 12–13 трлн совокупных доходов бюджетов регионов (в том числе коммерческих.– Прим. ред.)», – сообщил эксперт.

Впрочем, есть и такая точка зрения, что некоторым региональным чиновникам даже выгодно накапливать большие кредиты, поскольку они якобы находят способ получить с этого личную выгоду. Но такую версию лучше отдать на откуп правоохранительным органам. Экономист Василий Колташов отметил, что последние десять лет некоторые региональные чиновники «смотрели на инвестиции как на свои пирожки», а не как на возможность улучшать жизнь населения.

Остается надеяться, что самое страшное для регионов уже позади, а выровнять ситуацию поможет освобождение субъектов от платежей по бюджетным кредитам до конца 2020 года. Высвободившиеся деньги регионы смогут направить на ликвидацию последствий коронавируса. Кроме того, льгота на погашение кредитов распространяется и на последующие годы. Так, согласно постановлению правительства РФ, в 2021–2024 годах регионы будут выплачивать по 5 % задолженности ежегодно, а в 2025–2029 годах – остаток равными долями с возможностью погашения досрочно.

Политолог Михаил Мизулин считает, что выравнивание бюджетной обеспеченности регионов невозможно сделать простой централизацией потоков. Для этого нужна политическая воля.

По мнению экономиста Василия Колташова, необходимо увеличивать бюджетные расходы на образование и здравоохранение, что поможет оздоровить ситуацию в регионах. «Учителя и врачи в бюджетном секторе должны получать по 50 тысяч рублей и больше за одну ставку. За ними подтянется внебюджетный сектор. Появится новый класс покупателей, что будет стимулировать частный сектор. Это отразится на бюджетах регионов и поможет не наращивать долги», – пояснил эксперт.

Как отметила представитель группы компаний «ФИНАМ» Ольга Беленькая, регионам с высокой долговой нагрузкой надо искать возможности для ее снижения. При этом гасить долги всем и сразу нет необходимости, считает эксперт. Напротив, на фоне снижения ключевой ставки Центробанка РФ у регионов с устойчивым финансовым положением «в этом году есть благоприятные возможности для рефинансирования долга».

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский

Сюжет по этой теме
15 декабря 2020, 13:22

Итоги-2020: срывая маски

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.