«Норильский никель» приходит в себя после ряда экологических аварий, произошедших на его предприятиях. Ему начислен огромный штраф за разлив дизельного топлива на ТЭЦ-3 в Норильске, и могут выписать еще несколько. Между тем экологические проблемы «Норильского никеля» никуда не исчезли. Что может там случиться и вынесло ли его руководство уроки из произошедших бедствий, разбирался «ФедералПресс».
Во встрече нет необходимости
21 июля Государственная дума приняла в третьем чтении законопроект, вносящий поправки в Бюджетный кодекс России. В соответствии с ним штрафы за загрязнение водных объектов (ручьев, рек, озер и т. д.) будут в полном объеме поступать в федеральный бюджет. Новая правовая норма напрямую затрагивает «Норильский никель», отличившийся за последние пару месяцев чередой экологических аварий.
Кстати, вчера «Норильский никель» должен был провести совет директоров для обсуждения на утверждения на нем лимитов и контрагентов по сделкам, проводимым компанией. Поскольку местом нахождения «Норильского никеля» официально считается город Дудинка, где находится одноименный порт, через который переваливаются грузы для Заполярного филиала «Норильского никеля», возникло предположение, что совет директоров может состояться именно в ней, хотя в то же время его можно провести непосредственно в Норильске или Москве.
Также нельзя было скидывать со счетов возможность обсуждения на совете директоров экологических проблем, связанных с деятельностью «Норильского никеля». В пользу подобной версии говорил произошедший 12 июля прорыв трубопровода его дочернего предприятия «Норильсктрансгаз» в районе поселка Тухард. Из трубопровода вылилось 44,5 тонн авиационного топлива, загрязнившего расположенные рядом безымянное озеро и вытекающий из него ручей.
Однако на запрос «ФедералПресс» руководитель пресс-службы «Норильского никеля» Татьяна Егорова сообщила, что совет директоров проводится в заочной форме и в соответствии с повесткой. Его результаты будут объявлены на сайте «Норильского никеля».
То есть выходит члены совета директоров «Норильского никеля» остались на своих местах и никуда не поехали; что именно они обсуждали, тоже неизвестно.
Опасное предприятие
Тем не менее экологическая безопасность деятельности «Норильского никеля» привлекла внимание общественности и государственных органов. Возьмем, например, вышеупомянутый «Норильсктрансгаз», перекачивающий природный газ с месторождений, разрабатываемых «Норильскгазпромом», до потребителей в Дудинке и Норильске.
Помимо всего прочего, «Норильстрансгаз» занимается транспортировкой метанола из резервуаров, находящихся в Тухарде, до месторождений «Норильскгазпрома»: он используется для борьбы с образованием гидратов – соединений воды с различными веществами. При добыче газа они могут отлагаться на стенках буровых скважин и магистральных газопроводов, резко уменьшая их пропускную способность.
Метанол является опаснейшим ядом, способным отправить на тот свет большое количество людей. Да и для фауны и флоры Севера он не безопасен, если попадет в воду или выльется на землю. Впрочем, 12 июля в природу попало авиационное топливо из разгерметизировавшегося трубопровода, и оно может долго разлагаться в природе, убивая все живое.
Хотя на сайте «Норильсктрансгаза» про трубопровод информацию найти не удалось и пресс-служба «Норильского никеля о нем никаких сведений не предоставила, мы можем все-таки предположить, что его длина была сравнительно небольшая и по нему топливо перекачивалось с нефтеналивных барж в резервуарный парк Тухарда. Оттуда его, скорей всего, закачивали в вертолеты, доставляющие людей и грузы (Тухард по сути – перевалочная база «Норильскгазпрома») на газовые месторождения. Вряд ли злосчастный трубопровод был новым, он мог давно не ремонтироваться.
Заговор молчания
К сожалению, Татьяна Егорова не предоставила сведений о ходе работ по сбору разлившегося авиационного топлива в районе Тухарда. Зато на официальном портале администрации Долгано-Ненецкого автономного округа сообщается, что завершилась перевозка собранной на месте аварии топливно-водяной смеси в пункт ее временного хранения (всего 83 кубометра).
Продолжаются обработка сорбентами поверхности водных объектов и мониторинг экологической обстановки. В месте чрезвычайной ситуации трудится 31 человек и 11 единиц техники. Ранее привлеченные к ликвидации ее последствий сотрудники Мурманского спасательного отряда вернулись домой.
На сайте же «Норильского никеля» и «Норильсктрансгаза», кроме официальных пресс-релизов про разрыв трубопровода, нет ни слова про ход сбора вытекшего топлива. Также прекратилось обновление информации по поводу устранения загрязнения из-за разлива солярки из резервуара ТЭЦ-3 в Норильске. Имеется только датированная 13 июля презентация на английском языке. Создается впечатление, что все граждане России поголовно владеют языком Шекспира и Черчилля и ручьи, озера и тундра чисты, как белоснежная простыня после стирки.
Повторение не за горами
Напротив, «Норильский никель» радостно сообщил про проведенное 10 июля первое заседание рабочей группы совета директоров по экологии. На нем Андрей Бугров, недавно назначенный старшим вице-президентом, курирующим вопросы защиты окружающей среды, представил собравшимся последние данные о ходе работ, и они дружно обсудили, как указано в пресс-релизе, «общие подходы к улучшению экологической ситуации в регионах присутствия, обсудили текущую ситуацию и наметили планы на будущее».
Более того, председатель совета директоров «Норильского никеля» Гарет Пенни заявил: «Хотелось бы отметить четкие и адекватные действия менеджмента в ходе ликвидации аварии на ТЭЦ-3. Большую часть разлившегося топлива – почти 90 % – уже удалось собрать. Именно своевременно предпринятые усилия позволили избежать угрозы экологической катастрофы».
«По нашему опыту, при авариях подобного масштаба за такой срок получается собрать только около 10 %, – говорит Виолетта Рябко, руководитель медиаотдела Greenpeace Russia. – Последствия аналогичной катастрофы на Аляске видны спустя 30 лет».
Похоже, Гарет Пенни считает, что загрязнение дизельным топливом рек Далдыкан и Амбарная и озера Пясино экологическим бедствием не является. Ученые же уже сейчас предупреждают о возможности повторения аварии. По словам заместителя директора Федерального исследовательского центра информационных и вычислительных технологий Андрея Юрченко, был проведен анализ информации, полученной с радаров спутников, показавший наличие опасных процессов в зоне нахождения разрушенного хранилища и трех соседних с ним емкостей. Там тает вечная мерзлота и проседает грунт, и если не принять необходимых мер, то следует ожидать их разрушения и новых разливов (цитируется РИА «Новости»).
Денег потребуется много
Теперь «Норильскому никелю» Росприроднадзор может выписать приличный штраф, не считая ранее озвученного им в размере почти 150 млрд рублей, или свыше 2 млрд долларов. Добавим к ним возможные штрафы за несанкционированный сброс 28 июня оборотной воды с Талнахской обогатительной фабрики и за разлив отходов из разорвавшегося 13 июля трубопровода на Надеждинском металлургическом заводе (про него «Норильский никель» скромно умолчал).
«Масштаб этой аварии несопоставимо меньше того, что произошло под Норильском. В Турхарде вытекло 44 тонны керосина, а из хранилища Норильской ТЭЦ-3 вытекла 21 тысяча тонн дизельного топлива. Несопоставимы и масштабы ущерба, и вероятные размеры штрафа. Если по аварии в Норильске компании насчитали более 147 млрд рублей ущерба плюс она сама потратит более 10 млрд рублей на устранение последствий, то авария в Турхарде обойдется «всего» в 100–150 млн рублей», – оценивает Алексей Калачев, аналитик «Финам».
На фоне череды экологических инцидентов в «Норильском никеле» активизировался его «заклятый» акционер «Русал». В своем заявлении он предложил поменять менеджмент, перевести головной офис в Норильск и поменять отношение к экологии.
«На мой взгляд, перенос офиса – это интересное предложение. Действительно, практика управления крупным опасным предприятием из Москвы оказывается не всегда правильной. Нахождение на промплощадке здорово дисциплинирует менеджмент и помогает ему лучше чувствовать региональные проблемы», – считает Максим Худалов, старший директор АКРА.
«Перенос офиса в Норильск не дает преимуществ при нынешних средствах коммуникации. Желание загнать топ-менеджмент за Полярный круг отдает простым популизмом. При этом сам «Русал» имеет регистрацию на острове Джерси (Великобритания), головной офис – на Кипре, а акции размещал в Гонконге. И это не мешает руководить алюминиевыми заводами в Сибири», – указывает Алексей Калачев.
Справедливый штраф
«Обеспокоенность» «Русала» вполне объяснима – штрафы могут повлиять на дивиденды «Норильского никеля». По итогам 2019 года чистая прибыль «Норильского никеля» составила около 6 млрд долларов. В марте 2020 года мировые цены на цветные и драгоценные металлы обрушились, и с тех пор не спеша восстанавливаются. Значит, чистая прибыль может быть поменьше. Потратить 30 % чистой прибыли (или больше) на выплату штрафов (только за разлив дизельного топлива на ТЭЦ-3, как мы уже сказали, придется выложить 2 млрд долларов) – ощутимая финансовая потеря для «Норильского никеля» и его акционеров.
Естественно, в «Норильском никеле» не согласились с расчетами Росприроднадзора: мол, они базируется на принципах, приведших к искажению, и нуждаются в корректировке. В общественной экологической организации Greenpeace Russia, напротив, считают размер ущерба окружающей среде, названный Росприроднадзором, справедливым.
«Вполне справедлив. Этот ущерб сравним с тем, что компенсировала компания Exxon, допустившая аналогичную катастрофу в 1989 году у берегов Аляски. Тогда авария на танкере привела к утечке около 40 тыс. тонн нефти, и компании был выставлен счет примерно в 6 млрд долларов», – отметила Виолетта Рябко.
За кадром остается вопрос о личной ответственности президента «Норильского никеля» Владимира Потанина. Формально он ни причем, есть непосредственные исполнители, отвечающие за безопасность на тех или иных объектах «Норильского никеля». В то же время даже руководитель такой огромной компании, как «Норильский никель», должен все-таки нести ответственность за случившееся, тогда порядка было бы больше.
И ему не мешало бы быть в курсе реального состояния дел, не полагаясь на доклады подчиненных, и уделять пристальное внимание своевременным ремонтам на производстве и предотвращению его вредного воздействия на окружающую среду, не тратя в противном случае немалые средства не ликвидацию последствий аварий и уплату штрафов.
Фото: Росприроднадзор