Почти половина предпринимателей Югры убеждена, что конкуренция в их среде развита слабо, а ведению существующего бизнеса или открытию нового мешают высокие налоги, сложность получения доступа к земельным участкам и коррупция. «ФедералПресс» вместе с экспертами выяснил, какой на самом деле должна быть конкуренция и почему соперничество компаний не всегда оборачивается выгодой для потребителя.
Борьба за место на рынке
По данным Федеральной налоговой службы, на 1 октября 2020 года в Ханты-Мансийском автономном округе осуществляли деятельность 79 191 субъект предпринимательства. На первый взгляд, цифры для округа немалые. Но если сравнить с данными 2016 года, когда на территории Югры действовало 87 549 субъектов предпринимательства, то получается, что за неполных четыре года «сошли с арены» 8358 из них. При этом основное снижение произошло за счет сокращения количества юрлиц – с 38 538 до 30 560.
Председатель комиссии по экономическому развитию, поддержке предпринимательства и социальной ответственности бизнеса Общественной палаты Югры Дмитрий Медведев считает, что экономическая ситуация в автономном округе «оставляет желать лучшего».
«Буквально вчера вновь усилены противоэпидемические меры, они пока прямо не сказались на бизнесе, но экономическая обстановка будет сложной. Предприниматели уже столкнулись с проблемой удаленной работы многих муниципальных органов. Это усложняет решение ряда вопросов по приему документов или встрече с необходимыми специалистами», – рассказал Дмитрий Медведев.
Он отметил отрицательную динамику по числу зарегистрированных предпринимателей.
«Количество бизнесменов за время пандемии сократилось. И есть мнение, что это связано с конкуренцией, однако сокращения незначительные, поэтому и соперничество не сильно выражено. Для того чтобы развивать конкуренцию, нужен более высокий спрос или выход на рынок новых игроков», – считает Дмитрий Медведев.
По его словам, меры поддержки, предоставляемые властями, реализованы не в том объеме, который бы хотели получить действующие предприниматели.
«Выбраны наиболее пострадавшие отрасли, но пострадали все предприниматели, и все они испытывают давление, поэтому и закрывают производства и бизнес. На восстановление экономики до коронавирусного состояния потребуется минимум два года», – уверен эксперт.
Микроскопические налоги не помогут
В июне-июле 2020 года департамент экономического развития Югры провел среди предпринимателей опрос по поводу конкуренции. Выяснилось, что 13,3 % бизнесменов вообще не видят в своей сфере конкуренции. Слабой или умеренной конкуренцию на своем рынке признали 37,8 % респондентов, высокой и очень высокой – 26,7 %.
При этом только четверть предпринимателей Югры заявили об отсутствии административных барьеров. Те же, кто считают, что барьеры есть, больше всего недовольны законодательством и налогами.
«В числе наиболее существенных препятствий для ведения текущей деятельности или открытия нового бизнеса в автономном округе были названы: нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность (данный барьер выделили 32,4 % опрошенных), высокие налоги – 31,7 %, сложность получения доступа к земельным участкам – 21,3 %, коррупция – 21,3 %», – пояснил директор департамента экономического развития Югры Николай Милькис.
К позитивным моментам можно отнести то, что предприниматели редко указывали на ограничения инициатив со стороны власти по организации совместной деятельности малых предприятий, – всего 4,4 %, на ограничение или сложность доступа к поставкам товаров, оказанию услуг и выполнению работ в рамках государственных закупок – 4,4 %, на силовое давление со стороны правоохранительных органов, в том числе угрозы, вымогательства, указали 2,4 %.
Руководитель Центра политэкономических исследований института нового общества Василий Колташов уверен: в России конкуренция стала жестче, поскольку становится меньше предприятий, многие просто не пережили последствия коронавируса. На рынке труда сейчас похожая ситуация, количество хорошо оплачиваемых рабочих мест невелико. И для того чтобы получить хорошую позицию, нужно бороться за место.
«Конкуренции сейчас слишком много. И хорошо было бы, если бы она стала мягче», – подчеркнул Василий Колташов.
Он также отметил, что в Ханты-Мансийском автономном округе совершенно иная история: «Если мы говорим про удаленные регионы, как Югра, то в них конкуренция менее выражена. Это связано с тем, что бизнес несет большие издержки и не так просто выйти на рынок и тем более – удержаться на нем».
Что касается недовольства предпринимателей налогами, то, по мнению Василия Колташова, этот факт не является решающим.
«На самом деле налоги в России довольно низкие – и для предприятий, и для физических лиц. Не было такой ситуации в истории, чтобы предприниматели не жаловались на налоги. Даже если налоги сделать микроскопическими, бизнесмены все равно будут недовольны», – заявил экономист.
Удовлетворенность с приставкой «не»
По данным департамента экономического развития Югры, около 50 % потребителей удовлетворены качеством товаров, работ, услуг на 17 товарных рынках. Это если говорить языком официальным и позитивным. А если взглянуть на ситуацию более пристально, получается, что качество товаров и услуг, предлагаемых предприятиями и учреждениями разных форм собственности, лишь наполовину удовлетворяет жителей округа. Количество недовольных потребителей сопоставимо с количеством предпринимателей, заявивших об отсутствии конкуренции и слабой конкуренции в сфере, которую они представляют.
Директор крестьянско-фермерского хозяйства «Башмаков» Владимир Башмаков рассказал, что разведением молочного крупного рогатого скота и производством сырого молока занимается с 1996 года. Сегодня на ферме насчитывается 1200 голов КРС.
«Конкуренция на рынке есть всегда. Для нас она наиболее сложна, потому что мы работаем в социальной сфере, которая ранима. Сами понимаете, с марта 2020 года детские сады и школы не работали. Сейчас каникулы, периодически детские сады закрывают. Поэтому для нас проблема не произвести товар, а продать его. Есть знакомые предприниматели, которые не выдержали натиска пандемии и закрыли производство», – пояснил Владимир Башмаков.
Он также отметил: чтобы удержать бизнес на плаву, приходится брать кредиты.
«Это только по телевизору говорят красиво про бизнес. Но когда дело просаживается, а у тебя крупное предприятие и штат сотрудников, которым надо платить зарплату, тут не до радости. Тем более что на рынке труда – дефицит специалистов, поэтому если мы своих упустим, то потом не найдем», – сказал Владимир Башмаков.
Предприниматель сообщил, что в этом году его предприятие оформило кредит на 25 миллионов рублей, чтобы автоматизировать процесс работы. Подобные мероприятия проводились пять лет назад, тогда на технологическое переоснащение оборудования потребовалось 75 миллионов. Несмотря на большие затраты, фермер не собирается брать отсрочку по налогам или субсидию на заработную плату сотрудникам.
«А какой смысл брать льготные каникулы? Тебя на пять месяцев освободят от налогов, а потом в следующие пять месяцев заставят заплатить как за десять», – заявил бизнесмен.
Потребитель – случайный получатель выгоды
Экономист Василий Колташов уверен, что у всех участников рынка – власти, предпринимателя и потребителя – существует искаженное представление о конкуренции.
«Для нас она «хорошая» там, где похожа на соревнование за привлечение клиентов. На самом деле это не имеет отношения к реальной экономике. Реальная конкуренция – жесткая борьба за монополию, а потребитель – случайный получатель выгоды», – пояснил Василий Колташов.
Он также отметил: когда конкуренция повышается, потребитель чаще имеет информацию о банкротствах предприятий, чем конкретные приобретения. Именно поэтому, когда идет жесткое соперничество, рынок завоевывается быстро и также быстро исчезают все преимущества для потребителя. И для того чтобы конкуренция вновь возникла, необходимо увеличение спроса и упрощение выхода на рынок новых игроков, которые будут бороться за место на рынке.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин, инфографика: Алена Ткачева