На совещании с правительством президент Владимир Путин поручил вице-премьеру Татьяне Голиковой отправить в регионы специальные комиссии, чтобы разобраться с жалобами на фоне борьбы с коронавирусом. Наиболее проблемные регионы намеренно не назывались публично – видимо, чтобы в тонусе были руководители всех субъектов, а не только те, чьи трудности сейчас на слуху у всей страны. Как власти собираются улучшать ситуацию на местах и что увидят «ревизоры» Голиковой – «потемкинские» больницы или реальную ситуацию? «ФедералПресс» разбирался в ситуации.
Накануне пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заверил: в Кремле нет повода не доверять данным властей из регионов по борьбе с коронавирусом, но обращения недовольных граждан – «повод для обеспокоенности», ведь «ситуация крайне напряжена». Про Омск, например, знает вся страна. Но ведь и в других субъектах ситуация непростая. По словам Татьяны Голиковой, в 38 регионах наблюдается устойчивая тенденция роста заболеваемости. Пока властям на местах поручено провести анализ и внимательнее изучить обстановку в своих вотчинах. А потом отчитаться правительству. Вопрос лишь в том, что это будут за отчеты и насколько они будут соответствовать реальности.
И если в других округах, по некоторым данным, президент обратил внимание на отдельные регионы, то ДФО и ПФО взяты во внимание полностью. Мы решили разобраться, что же там происходит. Ведь, судя по всему, в самые проблемные точки и отправятся столичные «ревизоры» разбираться с ситуацией.
«В коридорах трупы, а рядом – пациенты»
Самарская область не самая отстающая в борьбе с коронавирусом среди регионов округа. В оперштабе Роспотребнадзора отчитываются о выздоровевших, о показателях заболеваемости (5,06 на 100 тысяч, когда по России – 11,05), о тестировании и койках.
Однако жители жалуются на огромные очереди в приемных отделениях, невозможность попасть на КТ или на прием к врачу, отсутствие лекарств в аптеках и скорые, которых приходится ждать больше суток. По их мнению, столь долгое ожидание бригад врачей – из-за неправильной маршрутизации, недостатка врачей и ошибок в управлении системой здравоохранения. Ситуацию «ФедералПресс» прокомментировал областной министр здравоохранения Армен Бенян.
«Маршрутизация и работа по увеличению коечного фонда у нас на особом контроле. Вместе с тем около 30 % пациентов приходят в больницы своим ходом. В настоящее время маршрутизация осуществляется по принципу: тяжелые пациенты сразу доставляются бригадой скорой помощи в стационары, где есть компьютерные томографы. А легкие и среднетяжелые – в амбулаторные центры, расположенные на базе негосударственных медицинских организаций», – отметил чиновник.
По его словам, в ближайшее время планируется запуск еще одного компьютерного томографа в Самарской городской больнице № 6 и перенос одного аппарата из больницы имени Середавина на площадку Самарской городской больницы № 4. Туда и будут равномерно распределяться тяжелые и среднетяжелые пациенты.
В Оренбургской области жители массово жалуются на слишком длительное ожидание результатов тестов на ковид – до 10 дней: пациентов держат в больницах, не выписывая, в итоге выздоровевшие не могут выйти на работу.
По словам министра здравоохранения Татьяны Савиновой, в регионе заработала единая информационная система по результатам тестов на коронавирус. Но, по свидетельствам граждан, тестируют только семейных контактных и сотрудников по заявке работодателя.
Нехватку врачей попытались компенсировать студентами Государственного медицинского университета, но с первых же дней они стали болеть сами – в том числе из-за контактов с больными COVID-19. По словам проректора по учебной работе Татьяны Чернышевой, на сегодняшний день 30 % студентов находятся на больничном. При этом они работают бесплатно и очень много.
А областной минздрав вместо СИЗов и расходников в сентябре объявил странные тендеры, например на стандартные оптические микроскопы по 700 тысяч рублей за штуку. А больницы вынуждены закупать маски, перчатки и прочее за свой счет.
По мнению политтехнолога Кирилла Шкилева, ситуация складывается катастрофическая: лекарств не достать, врачей не хватает, все кругом болеют, а официально – все в порядке.
«Заксобрание Оренбургской области отказалось заслушать отчет министра здравоохранения, при этом большинство региональных парламентариев сидели в зале без масок. При этом один из возрастных депутатов поинтересовался у министра, когда он сможет получить вакцину. Сама по себе ситуация, конечно, абсурдная, – говорит эксперт. – Министр «пикируется» с депутатами, призывает население не закупать впрок лекарства, но эти же люди отказываются носить маски и воюют с продавщицами в супермаркетах».
По мнению политолога Алины Жестовской, в Ульяновской области курс на амбулаторное лечение, судя по всему, направлен на то, чтобы «народ тихонько чах в своих квартирах, глотая парацетамол, который еще по карману». По ее словам, ситуация только усугубляется.
«Какое впечатление произвели облетевшие всю страну кадры из ульяновской ЦК МСЧ им. Егорова, где в коридорах стояли каталки с трупами, а по соседству на импровизированных кушетках из составленных в ряд стульев лежали пациенты?» – возмущается Жестовская.
При этом местные власти отчитываются о том, что продолжают наращивать коечный фонд, что прием пациентов в центральной городской клинической больнице Ульяновска прекращен. А губернатор Сергей Морозов занят в основном профилактическими мерами, да и те не превышают общероссийских.
Врачей нет, да и студентов не хватает
На Дальнем Востоке ситуация с коронавирусом и правда близка к критической. Цифры заболевших почти во всех регионах выше, чем были весной. Система здравоохранения работает на износ, и сколько она протянет в таком режиме, сказать сложно.
Тяжелая ситуация наблюдается, к примеру, в Приморском крае – даже несмотря на то, что регион занимает лидирующие позиции по числу выздоравливающих. Сейчас коечный фонд забит почти под завязку. Некоторым медицинским учреждениям приходится перепрофилировать под палаты служебные помещения и буфеты. И на этом фоне – отток врачей. К слову, в Амурской области за время пандемии уволилось почти 400 врачей. Как рассказала «ФедералПресс» врач одной из городских больниц, это связано с повышенной нагрузкой.
«Это прямое ограничение прав пациентов». Правозащитник – о реформе системы здравоохранения и ОМС
«Работы стало в несколько раз больше. Постоянный завал. Плюс строгие санитарные требования. Деньги за работу в «красной» зоне, конечно, платят, но многие решают: мое психическое здоровье дороже. Это же действительно большой стресс. У нас уже уволилось несколько сотрудников; скорее всего, в будущем таких случаев станет больше», – рассказала наша собеседница.
Непросто все и в Забайкальском крае. Коечный фонд заполнен на 90 процентов, развернуто 11 госпиталей-моностационаров, половина из них находится в Чите, но этого, скорее всего, не хватит: ежедневно в крае фиксируют более 200 новых случаев.
«Правительство ведет переговоры с военными, чтобы они помогли с оборудованием новых госпиталей. Кратно возросла нагрузка на врачей. Больницы активно задействуют студентов – некоторые из них работают даже в «красной» зоне и реанимационных бригадах при наличии специального документа», – рассказала «ФедералПресс» пресс-секретарь забайкальского правительства Ксения Гусенцова.
Такую же практику активно используют в Хабаровском крае: местный медицинский университет направляет на помощь врачам студентов и ординаторов.
«В регионе не хватает 170 врачей-стажеров. Ресурс ординаторов ДВГМУ практически исчерпан. Дополнительно вышли для оказания медицинской помощи 22 преподавателя, 73 уже трудятся в поликлиниках и больницах края. Сейчас прорабатываем вопрос трудоустройства студентов старших курсов», – рассказал ректор ДВГМУ Константин Жмеренецкий.
Не менее важным является вопрос: а что делать дальше? При сохранении текущих темпов заболеваемости здравоохранение может не выдержать. На это обращают внимание и в правительстве России.
«Все регионы каждый день плотно общаются с Минздравом. Сейчас действительно прорабатываются меры по уменьшению сроков пребывания людей в больнице. Речь идет о том, чтобы избежать перегруженности медицинских заведений», – пояснила Ксения Гусенцова.
По ее словам, одно из предложений – выписывать поправившихся пациентов до получения результатов второго анализа на коронавирус. По правилам нужно, чтобы у пациента было два отрицательных результата на COVID-19.
«Тем более сейчас лаборатории просто перегружены. Будет прорабатываться вариант, когда поправившихся людей будут выписывать чуть раньше. Само собой, они подпишут бумаги о том, что будут соблюдать строгую самоизоляцию», – пояснила Ксения Гусенцова.
Пока речь идет только о предложениях – какие-то конкретные меры будут принимать чуть позже. Однако обойтись без них вряд ли получится. В том же Хабаровском крае почти закончились койки для больных ковидом – загруженность больниц составляет 95 процентов. Даже несмотря на то, что больных принимает крупнейший госпиталь в Анастасьевке (до 400 мест). Как пояснили в пресс-службе правительства, сейчас под больницу переоборудуют одно из медицинских общежитий в Хабаровске. Там будут лечиться пациенты, которым не требуется аппарат ИВЛ.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий
Пандемия коронавируса