Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Американские IT-компании переборщили на президентских выборах

Белый дом
Станет ли окончание холодной войны между Трампом и IT-гигантами Америки началом новой политической эры?

Президентские выборы в США навсегда войдут в историю как самые скандальные. Помимо самих кандидатов, масла в огонь постоянно подливали еще и крупнейшие IT-компании. Они решили, что на войне все средства хороши, и сами сделали то, что «всесильным», но так и не пойманным «русским хакерам» и не снилось: подарили 77-летнему Джо Байдену реальные шансы на победу. Правда, для этого им пришлось забыть об одной из главных ценностей американцев – свободе слова. Почему это будет иметь далеко идущие последствия – расскажем на «ФедералПресс».

Истоки противостояния

Победа Дональда Трампа на выборах в 2016 году не в последнюю очередь была обеспечена в социальных сетях. В отличие от своего соперника – Хиллари Клинтон и ее команды – Трамп понимал, какое виляние на общество оказывает интернет. Благодаря этому далеко не молодой, скандально известный и не самый популярный кандидат получил право представлять республиканцев на главных выборах страны. Ровно за год до выборов 2020 года у Трампа, по сути, не было ни одного реального конкурента, кроме самого себя.

Даже демократы это понимали, поэтому занимались внутренней борьбой. По первоначальным раскладкам Джо Байден был чисто техническим кандидатом, но в ситуацию вмешалась пандемия. Власти США сработали катастрофически: в стране заболело почти 10 млн граждан, 241 тысяча погибла. Из-за этих событий позиции президента серьезно пошатнулись, и американская интеллигенция вступила в войну с Трампом. Истеблишмент и так недолюбливал президента, но теперь его все откровенно ненавидели. И генералами на этой войне стали не звезды, известные спортсмены или лидеры мнений США, а крупные IT-компании.

экспертное мнение
Сергей Юхин
06.11.2020, 11:56

Политолог о выборах в США: «Голос» побоялся кусать руку кормящего

Конфликт между Трампом и IT начался еще до его избрания, но перешел в активную фазу после инаугурации. Он почти сразу объявил, что не откажется от своих идей по повышению безопасности страны и напомнил, что планирует подписать указ, на 3 месяца запрещающий въезд в США выходцам из семи мусульманских стран: Сирии, Ирака, Ливии, Йемена, Ирана, Судана и Сомали. Также на четыре месяца президент Трамп приостановил действие программы по приему беженцев из стран, находящихся в состоянии войны. Представители крупных IT-компаний высказались по этому поводу крайне негативно и напомнили, что многие первые лица отрасли – бывшие мигранты, в том числе Стив Джобс, Сергей Брин и Марк Цукерберг.

Но, вероятно, волновало их другое. Указ, связанный с мигрантами с Ближнего Востока, не должен был серьезно повлиять на работу IT-сферы. Они боялись, что за этим последуют и другие ужесточения, которые коснутся потенциальных сотрудников из Китая, Индии и Вьетнама, которые очень ценятся в Кремниевой долине. Это могло произойти потому, что Трамп также обещал сделать все, чтобы создавалось больше рабочих мест именно для американцев, так как он прорабатывал вопрос снижения уровня безработицы. А это не входило в планы гигантов IT-индустрии: на одних американцах успешный бизнес в сфере высоких технологий не создать.

И то негативное влияние на выборы, которое оказали IT-компании, трудно недооценить. По мнению первого заместителя председателя комиссии по развитию информационного общества Общественной Палаты РФ Александра Малькевича, Twitter, Facebook, YouTube (Google) фактически вмешались в американские президентские выборы и оказывают поддержку одному из кандидатов. Поэтому говорить о каком-то демократическом выборе народа нельзя. «Западный мир живет по явным двойным стандартам: по поводу нарушений в России – регулярные заявления и возмущения, но как только откровенный беспредел творится в самих западных странах – абсолютная тишина. Американские выборы – наглядный пример того, как никто не видит очевидных нарушений», – отметил Малькевич.

Но без борьбы Трамп сдаваться не намерен. Пока процесс подсчета голосов продолжается, он то и дело вбрасывает информацию о махинациях. Впрочем, сама система американских выборов крайне непрозрачна, поэтому такие вещи действительно могут иметь место.

Но против Трампа явно ополчился не только интернет. Так, несколько телеканалов (MSNBC, ABC, CBS, CNBC и NBC) прервали трансляцию речи Трампа, когда тот заявил, что победил на выборах, если считать только «законные голоса», и обвинил Демократическую партию и СМИ в махинациях с бюллетенями и соцопросами. Как пояснил ведущий CNBC Шепард Смит, трансляция была прервана потому, что канал посчитал речь президента «по большей части полностью неверной». То есть практически открыто заявили, что если информация им не нравится, признавать ее недостоверной может не суд, а сами СМИ. Таким образом интернет и телевидение объединились против «общего врага». Только очевидно, что пострадают от этого простые американцы, которые всегда гордо заявляли, что США – самая свободная страна с самыми чистыми выборами.

Twitter раздора

Любимой интернет-площадкой Дональда Трампа всегда был Twitter. Большинство жителей страны узнавали о новых инициативах президента, а также о его рабочих поездках из этой социальной сети. Там у него больше 88 млн подписчиков. Для него это повод для отдельной гордости.

Но в этом году ситуация на площадке всерьез обострилась: 27 мая Twitter впервые подверг цензуре два сообщения Трампа, пометив их как «потенциально недостоверные». Эти сообщения были посвящены голосованию американцев по почте. Действующий президент заявил, что это откроет путь к значительным махинациям. Основатель Facebook Марк Цукерберг раскритиковал Twitter за эти пометки, а сам Трамп пообещал строже регулировать работу социальных медиа.

В самом Twitter сложившуюся ситуацию объяснили тем, что посчитали информацию, которая была опубликована президентом, способной «привести избирателей в замешательство относительно того, что им нужно сделать, чтобы получить бюллетень и принять участие в избирательном процессе».

Ключевой проблемой является не столько сама пометка, сколько то, что она за собой несет. Контент, помеченный как недостоверный, не распространяется в социальной сети, а увидеть его можно лишь на странице автора, да и то только после нажатия на нужный твит. А значит потенциальная аудитория сообщения заметно снижается.

Как отмечает депутат Госдумы Антон Горелкин, социальные сети начали выполнять совершенно несвойственную им функцию. Они самостоятельно выискивают свою «правильную цензуру», но при этом будто игнорируют требования других участников всего интернет-сообщества.

Подобная ситуация повторяется и по сей день. Конечно, пометки о недостоверности получали не только посты Трампа о политике. Это касается и его отношения к COVID-19. Он не раз заявлял, что проблема сильно преувеличена, и что эта болезнь – тот же грипп. Такие посты подвергались цензуре не только со стороны Twitter. В начале августа Facebook, открыто порицавший Twitter за акт цензуры, и сам не отказал себе в удовольствии поправить президента. Руководство социальной сети удалило видео Трампа, в котором он настаивал на открытии школ в США, так как «дети обладают почти полным иммунитетом от коронавируса».

В октябре Twitter и Facebook вовсе объединились для того, чтобы удалить еще один пост Трампа на своих площадках. Выписавшийся из госпиталя президент США опубликовал в социальных сетях сообщение, в котором заявил, что США учатся жить с COVID-19 точно так же, как прежде научились жить с сезонным гриппом, который для подавляющего большинства людей не смертелен.

Член Общественной палаты Никита Данюк подчеркивает, что ключевую роль в успехах Байдена сыграли именно социальные сети. На их ангажированность по отношению к конкретному кандидату трудно было не обратить внимания. «Это говорит о том, что у власти в США фактически находятся IT-гиганты, которые создают полноценную корпоратократию, которая уже сейчас может назначать своих кандидатов. Они используют для этого ангажированные алгоритмы, которые моделируют информацию так, как это необходимо», – пояснил член ОП РФ.

И дальнейшем эти IT-гиганты, считает эксперт, будут стремиться к монополизации всего информационного пространства. «Именно поэтому нам необходимо создать в России условия, которые не позволят им оказывать существенное влияние на нашу страну. Сейчас нам лучше продолжать болеть за Трампа, так как победа развяжет IT-гигантам руки, и в дальнейшем они станут диктовать условия и в политическом, и во всем информационном поле. Такого допустить нельзя», – добавил Данюк.

Российский след

Впрочем, от цензуры страдал не только Трамп. Если желание не распространять недостоверную информацию о пандемии еще можно объяснить, то с абстрактным вмешательством России в политическую жизнь США все намного сложнее. 29 октября Twitter промаркировал сюжет RT о выборах в США сообщением о его недостоверности. Сам сюжет построен на заявлениях представителей различных организаций и политиков о том, что они обеспокоены легитимностью американских выборов. И это проблема намного шире, чем может показаться на первый взгляд. Ранее Роскомнадзор повторно направил в адрес Facebook, Google и Twitter требования по поводу цензурирования российских СМИ. По данным ведомства, интернет-компании ограничивают доступ к материалам около 20 российских СМИ, в том числе телеканалов RT, «Россия 1», РИА «Новости» и других.

Как отмечает Александр Малькевич, акты цензуры со стороны иностранных интернет-платформ показывают, что необходимы изменения и усовершенствования законодательства в сфере регулирования интернета. Эти изменения направлены на защиту прав российских граждан и создание для них безопасной и комфортной онлайн-среды. «Российские органы власти сегодня ведут активную работу не только по борьбе непосредственно с вопиющими нарушениями со стороны иностранных интернет-платформ, но и по разработке мер воздействия на компании с целью принуждения их к беспрекословному соблюдению действующего законодательства РФ. Как показывают выборы в США – эти действия своевременные и правильные», – пояснил член Малькевич.

Антон Горелкин так же считает, что Twitter, Facebook, Google под разными предлогами, но целенаправленно ущемляют интересы российских граждан, ангажировано и предвзято модерируют пользовательский контент, осуществляют на своих площадках цензурирование российских СМИ. Именно поэтому стоит озаботится решением юридических нюансов. «Акты цензуры со стороны иностранных интернет-платформ показывают, что необходимы изменения и усовершенствования законодательства в сфере регулирования интернета. Эти изменения направлены на то, чтобы защитить права российских граждан и обеспечить для них безопасную и комфортную онлайн-среду. Нам нужно законодательство обязать крупные международных IT-компании локализировать в России свои офисы. Twitter, Facebook, Google зарабатывают в России деньги»,– добавил Горелкин.

Кроме того, он предлагает модифицировать систему штрафов, увеличив их в сотни раз, чтобы они были ощутимы для IT-гигантов.

Фото: pxhere.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.