Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Как «Роскосмос» пытается обогнать Илона Маска. Песни, гжель и абразивы

Космос
Государственная корпорация оказалась неконкурентоспособной по сравнению с частной компанией

Государственная корпорация «Роскосмос», отвечающая за развитие космонавтики в нашей стране, стала предметом критики и со стороны простого населения за популистские действия ее главы Дмитрия Рогозина, и со стороны руководителей государства за невыполнение взятых обязательств. Что творится в «Роскосмосе» и почему он проигрывает космическую гонку SpaceX Илона Маска, разбирался «ФедералПресс».

Тихо и без лишней помпы

Вечером 15 ноября с космодрома на мысе Канаверал в США стартовала ракета-носитель Falcon 9 с пилотируемым кораблем Crew Dragon. На нем находились четыре астронавта NASA, направившиеся на Международную космическую станцию (МКС), где им предстоит работать в течение ближайших шести месяцев. Сегодня корабль пристыковался к станции, и они перешли на ее борт.

На следующий же день руководитель директората пилотируемых полетов NASA Кэти Лудерс заявила о ведущихся с «Роскосмосом» переговоров по поводу отправки в следующем году на МКС российского космонавта именно на Crew Dragon: «Мы надеялись, что сможем что-то сделать к весне, но <…> это будет, скорее всего, в конце лета».

В настоящее время NASA и «Роскосмос» обсуждают бартер: россияне будут летать на МКС на Crew Dragon, американцы – на наших «Союзах». По сути же это является провалом конкуренции между «Роскосмосом» и компанией SpaceX Илона Маск (именно она успешно разработала Falcon 9 и Crew Dragon) и свидетельством несостоятельности ее критики со стороны инженеров «Роскосмоса»: если бы у американских кораблей не было никаких преимуществ перед «Союзом», не было бы и смысла договариваться с NASA о бартерных полетах.

«Планы отправить российского космонавта к МКС на корабле Crew Dragon говорят о намерении получить соответствующий опыт, изучить возможность такой отправки в будущем, если это потребуется. Полученные в результате такого полёта знания помогут при создании новых космических кораблей, обогатят опыт сотрудничества между разными странами, участвующими в проекте МКС. Запуск к МКС космонавтов на российских кораблях продолжится, так будут доставляться и граждане других стран», – говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт «Финам Менеджмент».

Из одного авто в другое

Зато сам «Роскосмос», точнее его генеральный директор Дмитрий Рогозин, потряс общественность впечатляющим «достижением» на почве управления российской космонавтикой: оказывается, управленческий аппарат «Роскосмоса» был серьезно уменьшен, заодно снизились и зарплаты его сотрудников.

«Сейчас у нас режим максимальной экономии, урезаны на 15–20% раздутые в прошлые годы зарплаты менеджмента, на сто человек сокращен аппарат», – написал Дмитрий Рогозин на своей странице в соцсети Facebook.

По его словам, также проводится снижение численности аппарата во входящей в состав «Роскосмоса» Объединенной ракетно-космической корпорации, занимающейся управлением непрофильными активами. Он будет сокращен со 100 до 15 человек.

Однако увольнения менеджеров – ничто по сравнению с общей ситуацией во всем «Роскосмосе»: в нем с мая 2018 года было уволено 10,4 тыс. человек. Согласно сведениям заместителя генерального директора по административным и корпоративным вопросам «Роскосмоса» Ивана Харченко, изменения в основном коснулись непроизводственного персонала.

В январе же следующего года руководящий состав «Роскосмоса» чуть ли не в полном составе перестанет пользоваться служебными автомашинами и пересядет на такси.

Песни о главном

Бесспорно, реформирование штаб-квартиры «Роскосмоса» назрело давно, только заявил об этом Дмитрий Рогозин сейчас, когда объем критики в его адрес растет прямо на глазах. Причем он сам уже умудрился в нынешнем месяце подлить масла в огонь – на сайте «Роскосмоса» появился раздел с песнями о космосе. Пять из них были написаны на стихи Дмитрия Рогозина, одна – на стихи его жены Татьяны.

В пресс-службе «Роскосмоса» данный факт объяснили стремлением к популяризации космической деятельности, эффект же получился иной: создалось впечатление, что Дмитрий Рогозин – главный космический поэт-песенник в России и ему больше нечем заняться.

«Пропагандировать космонавтику важно и нужно, но вообще главе такой огромной государственной корпорации, как «Роскосмос», платят не за поэтическое творчество. Ему платят зарплату из государственного бюджета, формируемого за счет наших налогов, за конкретную работу. Да и потом, где же элементарная скромность у человека, находящегося на столь ответственном посту? заметил промышленный эксперт Леонид Хазанов. – Я внимательно прослушал его песни, и лишь одна, под названием «Над Россией», мне понравилась. Тем не менее меня в ней смутили следующие слова: «И ласкают берег тихо океана виры». Непонятно, что за виры имелись в виду. Насколько я помню, вира – это штраф за убийство в Древней Руси и команда на подъем при такелажных работах».

С щепетильностью в «Роскосмосе» дела, похоже, обстоят туго, иначе бы в нем не собирались после пандемии коронавируса провести музыкальный конкурс работников подведомственных предприятий.

Патент на одно слово

Еще «Роскосмос», очевидно с согласия своего креативного главы, подал заявку в Федеральную службу по интеллектуальной собственности на патентование товарного знака «Поехали!», представляющего собой знаменитое слово Юрия Гагарина, сказанное в самом начале его бессмертного полета в космос. Список упомянутых в заявке товаров широк и потрясает воображение: среди них есть абразивы и ароматизаторы воздуха, блестки для губ и ногтей, туалетная вода и жидкости для пола, массажные свечи и соли для ванн, алюминий, бериллий и гафний, колокола и колокольчики, строительная арматура, яды, наковальни и стальные шары.

«Это просто удивительно! Неужели в «Роскосмосе» не придумали ничего лучше, чем запатентовать обыденное слово русского языка? Интересно, какую же тогда продукцию с ним в «Роскосмосе» собираются выпускать для широких масс. Надеюсь, что не яды», – иронизирует Леонид Хазанов.

Дмитрий Баранов допускает, что за патентной заявкой может стоять стремление «Роскосмоса» заработать денег.

«Намерение создать новый бренд и выпускать под ним разные товары может объясняться следующим образом. Во-первых, целью может быть дополнительный доход, ведь в состав «Роскосмоса» входит много предприятий, им нужно зарабатывать, не только выполняя профильные заказы. Создавая продукцию под новым брендом, они увеличат поступления в бюджеты разных уровней, часть денег от продажи таких товаров может пойти в отрасль, что уменьшит ее зависимость от выделяемых средств и позволит решать более сложные задачи. Во-вторых, многие предприятия ракетно-космической промышленности являются предприятиями ОПК, выпускают военную продукцию, но поставлена задача о постепенном повышении производства ими гражданской продукции: так, к 2025 году она должна составить до 30 %, а к 2030 году – до 50 % в общем объеме производства, – перечисляет он. – В-третьих, не исключено, что решение выпускать товары под новым брендом может быть связано с желанием сохранить работоспособными предприятия отрасли. Как известно, космическая программа страны меняется, есть приоритеты, и какие-то направления в отрасли временно остаются в тени. Чтобы предприятия, которые выпускают соответствующую продукцию, не стали банкротами, их могут загрузить выпуском такой продукции».

С гжелью к звездам

Ранее, в августе, Дмитрий Рогозин тоже «отжег», предложив «инновационный» способ окраски ракет-носителей. По его мнению, их следует или раскрашивать под хохлому, гжель или федоскино (популярные народные промыслы), или изображать на них гербы городов Золотого кольца, рекламируя подобным образом внутренний туризм. Увидеть такую раскраску ракет смогут люди, приезжающие на космодромы Байконур и Восточный, чтобы полюбоваться на пуски.

В основной же деятельности «Роскосмоса» особых прорывов пока не видно. Наоборот, есть проблемы. Взять хотя бы создание пилотируемого корабля «Орел» (он же «Федерация»). Его проектирование началось в 2009 году, то есть задолго до назначения Дмитрия Рогозина на должность генерального директора «Роскосмоса», Crew Dragon – в 2004-м. Спустя десять лет SpaceХ представила Crew Dragon на суд NASA, а «Роскосмос» за аналогичный срок даже не сделал опытный образец «Орла». Crew Dragon уже летает в космосе, «Орел», может быть, отправится туда без людей в 2023 году, с экипажем – в 2029 году.

Их характеристики также несопоставимы. У «Орла» стартовая масса – 14,4 тонны, у Crew Dragon – 12 тонн. Масса полезного груза грузовой версии у них – 2 и 6 тонн соответственно, продолжительность полета в составе станции – год и два года. Crew Dragon выводится на орбиту вышеупомянутой ракетой Falcon 9, «Орел» – «Ангарой-А5», пока не прошедшей до конца летно-конструкторские испытания.

Мышь обгоняет слона

Обогнать же SpaceХ «Роскосмосу» не удается в силу разных масштабов, влияющих на качество управления: в SpaceХ трудится порядка 8 тысяч человек, в «Роскосмосе» – около 170 тысяч. Для решения любого вопроса, скажем с изменением какой-нибудь детали, в SpaceХ достаточно провести одно, максимум два совещания с инженерами, в «Роскосмосе» – десятки, если не сотни. Поэтому за счет малочисленности SpaceХ обходит «Роскосмос», словно болид «Формулы 1» тихоходный каток.

Нет у SpaceХ и вороха трудностей «Роскосмоса». По мнению Дмитрия Баранова, среди них – нехватка кадров (в том числе молодежи), высокий уровень износа основных фондов и недостаточные темпы их обновления, слабый интерес частных инвесторов.

И, наконец, владелец SpaceХ Илон Маск стихи не пишет и не фантазирует на тему покраски ракет. Он отличный инженер и менеджер, прекрасно понимающий, что, если он не выполнит хотя бы один пункт по контрактам с NASA (от нее SpaceX получает государственное финансирование), его успешная карьера быстро закончится и никто не станет с ним иметь дело.

Дмитрию Рогозину такой сценарий не грозит, и критика со стороны высших должностных лиц государства проблем ему не создает. В январе 2019 года тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании, посвященном финансово-экономическому состоянию «Роскосмоса», сказал открытым текстом: «Надо заканчивать с прожектерством. Хватит болтать о том, куда мы полетим в 2030 году. Надо работать, меньше говорить и больше делать, активно заниматься коммерциализацией нашей космической отрасли и увеличением доли России на международном рынке».

Недавно на похожем совещании президент России Владимир Путин напомнил, что «Роскосмосу» было поручено подготовить ряд перспективных программ – на разработку ракеты сверхтяжелого класса, создание группировки спутников в рамках проекта «Сфера» – и до сих пор они не утверждены.

Значит, «Роскосмос» по-прежнему буксует и со SpaceХ ему никак не сравняться. Зато ракеты у нас будут сплошь в хохломе.

Фото: pxhere.com

Сюжет по этой теме
15 декабря 2020, 13:22

Итоги-2020: срывая маски

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.