Top.Mail.Ru
Общество
Самарская область
0

Какую удаленную медпомощь получают пациенты ПФО. Консультация по телефону – это не телемедицина

Телемедицина позволяет врачу консультировать пациента в дистанционном формате
Телемедицина позволяет врачу консультировать пациента в дистанционном формате

«Телемедицина» стала крайне популярным словом в период пандемии. Проблема в том, что существует множество разночтений – а что, собственно, ею считать? Да и сам термин «теле-» смотрится устаревшим, с учетом того, что у нас smart-устройства размером с телевизор, ноутбуки и смартфоны. Цифровая, виртуальная, удаленная – более точные определения. Но как бы не назывался новый вид медицинских услуг, пациенту важнее другое – насколько эффективно такое лечение? Подробности – в материале «ФедералПресс».

Консультации по телефону вместо врача

Чиновники, радостно отчитывающиеся о модных фишках, часто пишут о «телемедицине». Так, в сентябре 2020 года крупнейшая в России телемедицинская компания «Доктор рядом» заявила о запусках пилотных проектов в трех регионах Приволжья – Татарстане, Нижегородской и Ульяновской области.

«Дистанционные медицинские консультации с терапевтами и врачами узких специальностей стали доступны бесплатно всем жителям, у которых есть полис ОМС. Дистанционный прием пациентов поможет снизить нагрузку на врачей и сократить физические контакты для предотвращения распространения коронавируса. Пациенты же получат возможность консультироваться с врачами в удобном для них формате», - говорилось в сообщении.

Член думского комитета по охране здоровья, кандидат медицинских наук Алексей Куринный считает, что телемедицина - очень перспективное и востребованное направление. «В настоящее время активно применяется и в части получения консультаций специалистами по своему профилю в вышестоящих медорганизациях, и в части динамического наблюдения (за больными с коронавирусной инфекцией, хроническими заболеваниями), и в части проведения регулярных медосмотров в труднодоступных местностях. Будущее очень радужное, но каждый шаг, каждое новое направление должны делаться с максимальной осторожностью с учётом всех рисков», – рассказал депутат «ФедералПресс».

Об удаленном консультировании в том или ином формате отчитались все губернаторы ПФО.

Врач уролог-андролог высшей квалификации Руслан Корнилов считает, что на самом деле онлайн-консультация – хороший способ получить то, что необходимо. По его мнению, плюсов немало: не надо ждать в очереди и тратить время на дорогу, это хорошая возможность проконсультироваться удаленно, когда в месте проживания нет специалистов, можно практически сразу приступить к лечению, чтобы не запустить болезнь, всегда есть возможность получить альтернативное мнение и нет необходимости приходить на приём.

«Особенно это важно в период эпидемии, когда следует меньше контактировать с людьми. Есть, конечно, и минусы: нет возможности провести осмотр больного, не всегда можно установить контакт с больным для лучшего соблюдения назначений», – резюмирует Корнилов.

Проблема в том, что разговор по телефону или, в лучшем случае, по видеосвязи не является «телемедициной». Это самая простая наименьшая часть комплекса. К слову, частные клиники по всей России внедрили ее давно, никакого ноу-хау в этом нет.

Вместо врача – искусственный интеллект?

Что же такое телемедицина в полном смысле этого слова? Это, в первую очередь, технологии BigData, когда все сведения о пациенте оцифрованы и внесены в единую федеральную базу, все назначения, госпитализации и прочее вносятся в цифровой профиль вместе с заключениями врачей.

BigData должна стать основой асинхронной телемедицины, когда врач и пациент могут не встречаться. То есть, сведения о пациенте доступны любому врачу с доступом в любой точке мира, и получить консультацию он может в любое время, даже не участвуя в приеме. Специалисты могут провести консилиум без него. Это позволяет оперативно принимать решения о лечении, получать консультации специалистов различного уровня. Второе неявное, но перспективное направление – обучение искусственного интеллекта. Точнее, создание алгоритмов для постановки диагнозов на основании анализа похожих случаев. С учетом того, что объем загруженной в облачные хранилища информации будет исчисляться петабайтами, ИИ должен будет заменить докторов.

На данный момент эта часть активно используется в онкологии, радиологии, дерматологии, офтальмологии. Это хороший выход для маленьких больниц и удаленных районов. Но так как единая база данных еще не создана, то доктора обходятся пересылкой снимком по электронной почте, что нельзя назвать телемедициной. Скорее, одним из способов обмена информацией.

Наиболее продвинутой частью оказался мониторинг. Вот здесь уже придумано и внедрено практически все: есть приложения в часах и на смартфоне, которые синхронизируются с ноутбуком и отправляются врачу автоматически. Таким образом предлагается следить за уровнем сахара диабетикам (правда, здесь нужен специальный трекер), пульсом, давлением.

Надо учесть, что это недешевое удовольствие, так как и пациент, и врач должны иметь современные гаджеты и специальное программное обеспечение.

Ну и третья часть, собственно, то самое консультирование врачом пациента или синхронная телемедицина. Здесь обязательное требование – создание специального кабинета для телемедицинских визитов, чтобы обеспечить конфиденциальность, правильное освещение и звук. То есть, никаких «домашних» консультаций и coll-центров, которые сейчас открываются.

Как правило, такими образом консультируют терапевты или педиатры. Узкие специалисты предпочитают очные приемы.

Врач Сергей Фролов указывает на то, что телемедицина, в частности базы пациентов, могут стать добычей хакеров – как и другие системы, предусматривающие хранение данных и подверженные хакерским атакам.

«Есть и ряд технических проблем. Например, провайдеры должны быть обучены, как правильно обслуживать телемедицинские системы. Для регионов цена внедрения такого вида услуг может быть слишком высокой. В частности, техническая платформа должна отвечать жестким требованиям, иметь высокое качество изображения, потому что зачастую от этого зависит жизнь пациента, а все это стоит довольно дорого», – считает Фролов.

Заявки лидеров

Собственно, экосистема виртуальной медицины сейчас на стадии создания. Серьезную заявку сделала компания «Доктор рядом», пройдя процедуру слияния с сервисом Doc+, в который инвестировал «Яндекс». Технологическая платформа будет выглядеть для пациентов как мобильное приложение с функциями вызова врача, удаленной консультации, записи на прием, электронной медкартой, интеграцией с медицинскими лабораториями и аптеками. А для врачей и поликлиник это облачные сервисы с множеством интеграцией, то есть заявка на BigData. Платформа находится в стадии доработки.

Многие бренды, занимающиеся выпуском смартфонов, смарт-браслетовсоздали приложения, которые замеряют пульс, давление и даже сатурацию, что для многих мнительных граждан в период пандемии стало актуальным.

Ну и конечно же, Минздрав РФ не мог обойти тему с коронавирусом. На днях министр цифрового развития Максут Шадаев заявил о запуске совместного проекта с «Госуслуги.COVID трекер». После скачивания пользователь может указать, что у него обнаружили COVID-19, тогда push-уведомление придет другим пользователям приложения, с кем он оказывался рядом за последние 14 дней. Правда, для этого надо постоянно держать включенным Bluetooth. Министр утверждает, что дело это добровольное, но эффективность проявится только после того, как его установит несколько миллионов людей. Но остается открытым вопрос о том, куда уйдут сведения, как это отразится на социальном статусе гражданина, есть ли тут нарушение медицинской тайны.

На самом деле грустно

Как обстоят дела в регионах Приволжья на самом деле? В Кировской области вся документация о пациенте вносится в единую информационную систему, лекарства назначают в электронных листах и только на конкретного пациента. К системе подключены государственные аптеки, выдающие лекарства льготникам. И это наиболее близкий к телемедицине вариант.

В Самаре открыли центр телемедицины для ковид-пациентов на базе СамГМУ. Суть – врач мобильной бригады может проконсультироваться со специалистом во время визита, если есть вопросы. В Оренбурге в качестве «телемедицины» презентовали оригинальный проект: 60 врачей, которые находятся на лечении дома, будут консультировать пациентов.

Также во многих регионах запущены coll-центры, в которых работают студенты. Они опрашивают обратившегося по протоколу и принимают решение о направлении на лечение.

Это, конечно, немного повышает скорость и разгружает больницы. Но снижает качество медицинской помощи и никак не решает кадровый вопрос – врачи должны разрываться между реальностью и виртуальностью.

Врач одной из клиник рассказал редакции «ФедералПресс» о минусах такого подхода: «Лично я слабо могу представить, как можно лечить серьезные заболевания в онлайн-режиме. Мне кажется, чаще всего это превращается в профанацию. Специалисты в режиме телеконференции дают какие-то рекомендации, которые необходимо перепроверять».

По его опыту, такие консультации оборачиваются лишь тратой средств. «Более того, зачастую такие онлайн-консультации оказываются опасными: лично знаю случаи, когда люди длительное время лечились, после чего им становилось значительно хуже, и они были вынуждены обращаться за экстренной помощью. Одни мои знакомые в таком режиме пытались решить репродуктивные проблемы. Закончилось это лишь потерей времени. Онлайн-консультации возможны лишь в ограниченном числе случаев», – заключил он.

Эксперт в сфере безопасности Александр Колесников согласен, что даже кадровый вопрос таким образом не решить.

«Конечно, телемедицина в ряде случаев может спасти человеческую жизнь. Однако говорить о том, что это панацея, я бы не стал. Во-первых, телемедицинские услуги в большинстве случаев требуют очного приема у врача, во-вторых, они не решают кадровой проблемы. В-третьих, эта сфера уже в ближайшее время заполнится мошенниками и лжеврачами. Подобные случаи уже фиксируются – в частности, людей консультируют те, кто не имеет медицинского образования. Вопрос авторизации специалистов стоит сейчас крайне остро. Тут много подводных камней», – поясняет он.

Применять в условиях войны и пандемии

Пожалуй, телемедицина точно стала драйвером развития одного из направлений медицины – психологического. Согласно данным «Авито», спрос на услуги психологов в России вырос в 2020 году на 89 % по сравнению с прошлым. И это именно та область, где консультации по телефону или скайпу эффективны.

По словам кризисного психолога Павла Пономарева, за время пандемии психологическое здоровье россиян ухудшилось. «Люди, пережившие утрату, а их только по официальной статистике насчитывается более 32 тысяч человек, нуждаются в квалифицированной психологической помощи. Страдающий депрессией не всегда имеет возможность прийти на очную консультацию, поэтому психологи широко используют гаджеты и соответствующие программы, сервисы. Возрос спрос и на услуги «телефонов доверия» граждан», – рассказал он.

Онлайн консультирование широко применяется в ситуации катастроф, войн, для того чтобы помочь людям справится с мыслями, что ситуация никогда не закончится, ничего не будет позитивного.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.