Top.Mail.Ru
Экономика
Самарская область
0

Перспективы закрытия торговых центров в Приволжье. Онлайн-кризисный формат для самоизоляции

Торговые центры после пандемии сменят форматы
Торговые центры после пандемии сменят форматы

Во время пандемии торговые центры переживают далеко не лучшие времена. Онлайн-торговля во время самоизоляции сделала фантастический рывок, некоторые из крупных игроков заявляли о 200 % роста. Магазины же в это время стояли закрытые, собственники торговой недвижимости считали убытки. И вроде бы всем стало понятно, что интернет победил. Но так ли это на самом деле? Сколько на самом деле у нас покупают через интернет-магазины и когда начнут сносить торговые центры – в материале «ФедералПресс».

Приволжье в топе по числу ТЦ

В апреле после введения локдауна и ряда жестких ограничений – запрет на работу кафе, фудкортов, кино, развлекательных зон и части магазинов – многие заявили о смерти формата «торговый центр».

В регионах Приволжья количество покупок и средний чек упали в среднем на 5 %. Меньше всего пострадала Саратовская область – здесь оборот снизился всего на 0,8 %. Зато в Татарстане – на 8,4 %, в Башкирии – на 6 %.

При этом Приволжье всегда было в лидерах по торговым площадям. Самара занимала второе место по России среди городов с население более 300 тысяч человек – 676 кв. м на 1000 жителей, уступая только Краснодару. И строительство ТЦ продолжалось, в 2019 году ввели в строй очередной молл – «Эль Рио», хотя покупательская способность населения падала.

В Нижнем Новгороде показатель обеспеченности торговыми площадями – 478 кв. м на 1000 человек, в Оренбурге – 470 кв. м на 1000 человек. Это в два раза выше среднего по России.

В 2018 году в России открылось 6 ТЦ (крупные), в 2019 году – 4. В 2020 в стране анонсировалось открытие 10 моллов, около 1 млн кв. м, 5 из них – в Приволжье. В Татарстане ждали открытия «РаМус Молл» в Нижнекамске и «Казань Молл» в республиканской столице, в Кирове – «Макси Молл», в Нижнем Новгороде – «Океанис» и в Перми – «Спеши Love». Все, кроме «Казани Молл» откроются намного позже, во втором – третьем квартале 2021 года.

Локдаун почти убил торговлю?

экспертное мнение
Андрей Березовский
02.12.2020, 08:05

Эксперт о нарастающей цифровизации. «Людям важно знать, что она не нанесет ущерба свободе и здоровью»

После частичного снятия ограничений в мае торговые центры попытались восстановить утерянные позиции. Но не все «якорные» арендаторы (те, которые арендуют большие площади и дают основную выручку) пережили кризис.

Так, сильно пострадал сегмент «премиум» – продажа ювелирных украшений, дорогой бижутерии, меховых изделий. Падение выручки составило 85 – 95 %. Соответственно, оборот упал на 94 %. Генеральный директор ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин сообщал в мае, что оборот упал на 94 %, за каждый месяц простоя ретейлеры теряют порядка 20 млрд рублей. Ювелирная компания Sokolov заявляла о падении продаж на 95 – 97 %. На 80 % упал оборот сети «Снежной королевы».

В целом рынок fashion упал до 75 %, россияне просто перестали покупать одежду и обувь, сосредоточившись на необходимом. Весенние и летние сезоны были полностью сорваны.

В середине лета спрос начал частично восстанавливаться, был даже небольшой всплеск, но в целом покупательская способность держится на крайне низком уровне.

Также большой проблемой для торговых центров остается ограничение или полное закрытие фуд-кортов, кафе, ресторанов, кинотеатров и развлекательных площадок. Они давали до 60 % трафика посетителей, которые попутно посещали магазины и делали покупки.

Кто же не пострадал во время пандемии? Меньше всего продажи упали в продуктовом ретейле, магазинах, торгующих товарами для ремонта. Но они, как и магазины спорттоваров, электроники, аптечные сети, сумели быстро адаптироваться и перейти на онлайн-площадки с доставкой. Поэтому снижение трафика покупателей на них отразился в меньшей степени и стратегические площади в моллах они сохранили.

Онлайн: продаем все, от хлеба до авто

В связи с запретом на выход из дома и посещение торговых центров интернет-торговля стала во время локдауна практически единственным каналом. Доля продаж онлайн взлетела до 10 % в общем объеме покупок. Это в 10 раз больше, чем в 2015 году, и на 4 % выше, чем в 2019-м.

В первую очередь, выросли продажи продуктов питания. Если в прошлые годы мало кто покупал хлеб или молоко через интернет, то во время изоляции для многих это был единственный выход. Крупные ретейлы смогли быстро организовать логистику и доставку, используя собственные ресурсы, и добились значительного роста – уже в мае 2020 года обороты онлайн-площадок стали показывать такие цифры, на достижение которых ранее уходило 6 - 7 лет. Согласно рейтингу INFOLine Forbes, на первом месте оказался X5 Retail Group с оборотом 2,37 млрд рублей, за ним «Сбермаркет» – 2 млрд рублей, третий – старейший сервис «Утконос», 1,9 млрд рублей.

WildBerries увеличила количество продаж за 9 месяцев на 114%, до 108 млрд рублей. Самыми крупными региональными продавцами в Приволжье стали предприниматели из Нижегородской области (3,5 млрд руб., +122 %) и Татарстана (1,3 млрд руб., +380 %). Ozon по итогам I полугодия 2020 вырос на 152 % год к году, до 77,4 млрд рублей.

Существенно увеличилось число покупок в интернет-магазинах электроники – этот сегмент вырос на 60 %. Так, по данным DNS продажи онлайн составили 28 % от всех покупок, рост – почти в три раза. В «М.Видео» это показатель еще выше, 56 %, что на четверть выше, чем годом ранее.

Ожидаемо, увеличились и продажи лекарств. По данным агентства Ipsos, во II квартале этого года 18 % россиян покупали лекарства через интернет.

Что же касается продаж через интернет, например, автомобилей, то здесь доля продаж не превысила 1 %. Если в 2020 году было продано около 1 миллиона автомобилей, то интернет-площадки продавали по нескольку десятков тысяч.

Впрочем, некоторые энтузиасты считают, что за продажами автомобилей в интернете – будущее.

«Пока в это сложно поверить, но именно за удаленными продажами будущее. Дело в том, что многие продавцы сейчас увидели: можно сократить многие издержки, если перевести продажи в онлайн. Я и сам совсем недавно не мог представить, что в таком формате можно продавать не только бананы, хлеб и молоко, но даже автомобили», – уверен технический директор одной из автокомпаний Поволжья Михаил Пальмов.

По его словам, они начали применять видеопоказ автомобиля покупателю, готовили удаленно необходимые документы и заключили сделку. «Думаю, что в ближайшие несколько лет львиная доля продаж будет проходить именно так – это избавит нас от необходимости арендовать огромные шоу-румы. А ведь именно на аренду в нашем бизнесе уходят значительные средства», – заключает Пальмов.

Смерть торговых моллов неизбежна?

По данным CBRE, в регионах 25% изначально запланированного девелоперами объема нового ввода площадей в 2020 году уже перенесено на следующий год. Инвестировать в новые объекты пока тоже никто не спешит, так как покупательская способность вряд ли восстановится в ближайший год. Отрасль поставили на паузу. Но это хороший шанс пересмотреть в принципе поход к дальнейшему развитию формата торговых центров.

В более благополучных регионах скорее всего сменится 10 – 15 % арендаторов, в депрессивных – до 30 % уйдут или разорятся.

Управляющим ТЦ придется искать новые форматы для привлечения посетителей после снятия ограничений. Уже до кризиса из торговых центров уходили магазины по продажам книг, мебели и электроники, то есть, всего того, что легко можно приобрести через интернет. При этом значительно выросла доля кафе и ресторанов, интерактивных зон для детей. Специалисты полагают, что перспективы есть у «Концепт стор» – это магазин, который предлагает уникальные товары, связанные общей темой. Такой формат привлекает своих покупателей, готовых приехать из соседних районов. Уже сейчас успешно работает во многих сферах торговли – от одежды до автомобилей – система Showroom. Покупателям все равно надо потрогать, понюхать, посидеть, примерить. «Pop-up store» – магазин временного формата, сезонная или тематическая ярмарка, специальные мероприятия брендов – также набирает обороты.

И все же скорая смерть моллов, которые в российских регионах являются местом для комплексного досуга для жителей спальных районов, вряд ли возможна. Под угрозой закрытия или сноса находятся либо старые, не приспособленные к новым требования ТЦ, либо моллы, расположенные вдали от основных мест проживания покупателей.

Эксперты имеют на этот счет противоположные мнения. Политолог Александр Семенов считает, что следующий год переживут немногие торговые центры.

«В первую очередь, закроются те ТЦ, которые делали ставку на сдачу площадей в аренду МСБ под бутики, центры, салоны красоты и т.д. В провинции это фактически каждый второй ТЦ. Пока устоят те, которые делали ставку на работу с представителями крупного ритейла. Но и у них будут серьезные проблемы со снижением выручки и прибыли», – уверен Семенов.

С ним согласен экономист, доцент РАНХиГС Сергей Хестанов, который указывает, что и пандемия, и рост популярности онлайн-торговли, и налоговая нагрузка - все это ставит под вопрос выживаемость значительной доли торговых центров в России. «Пока трудно оценить, какая часть этого бизнеса, скорее всего, закроется. Реалистичная оценка 20 – 30 %. Проблема усугубляется тем, что многие ТЦ строились на кредитные деньги, и арендные платежи служили основой для выплат по кредитам», – считает Хестанов.

Маркетолог Алексей Малышев считает, что процесса умирания торговых центров в России, конечно, не избежать, но проходить он будет постепенно и значительно медленнее, чем, например, в США. «В первую очередь этот процесс стартует в мегаполисах, а лишь затем в регионах. Это связано и со слабым развитием интернета, и со сложившимся менталитетом. Многим людям по-прежнему психологически важно прийти в магазин, потрогать товар руками, примерить его. К новации быстрее адаптируется молодежь, люди постарше будут еще долго пользоваться ТЦ», – считает эксперт.

О том, что процесс будет медленный, говорит и экономист Ирина Романова. «Торговые центры будут постепенно исчезать. Конечно, этот процесс уже наблюдается и сегодня, однако в провинции он проходит медленнее. Это связано с тем, что население в регионах менее продвинуто, далеко не все еще освоили формат дистанционной торговли. Однако специалисты сходятся во мнении, что этот тренд уже силен, огромные моллы будут уходить в прошлое. Хотя, конечно надо признать, что отдельные категории товаров сложно продавать в удаленном режиме – людям надо посмотреть продукт «вживую», как говорится, потрогать его руками», – делится она мнением.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Сюжет по этой теме
2 декабря 2020, 16:23

Прогнозы-2021

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.