Завершается второй год действия мусорной реформы. За это время в стране должны были ликвидировать свалки и установить во всех дворах раздельные контейнеры для сбора мусора, а также определить региональных операторов. Сегодня чиновники и эксперты признают: реформа движется, но не такими темпами, как планировалось. Операторов созданы, контейнеры кое-где поставлены. Но свалки как были, так и остались. Одно лишь осталось неизменно: коммунальные тарифы растут строго по плану. Так чем же стала для страны мусорная реформа: спасением или провалом? Выяснял «ФедералПресс».
Благими намерениями
Мусорная реформа в России действует с января 2019 года. Власти, наконец, задумались о ликвидации незаконных свалок и переходе на раздельный сбор отходов и их сортировку, о переработке вторсырья. Старые полигоны должны рекультивировать, а на местах приемки отходов возвести сортировочные и перерабатывающие заводы. Всего по итогам реформы должно остаться не больше 300 полигонов. Убирать будут в первую очередь старые свалки, не включенные в госреестр объектов размещения отходов, а также расположенные возле аэропортов. Напомним, согласно нацпроекту «Экология», на комплексную систему обращения с отходами до 2024 года будет выделено 292,2 млрд рублей, в том числе для создания инфраструктуры для обращения с отходам 1-2 классов опасности 36, миллиарда.
Но радость экологов продлилась недолго. Осенняя проверка Счетной палаты показала, что мощности мусорных полигонов в 17 субъектах будут исчерпаны до 2022 года. Более 90% отходов по-прежнему отправляется на устаревшие полигоны.
При этом все объекты обращения с ТКО должны быть отражены в территориальных схемах субъектов и в федеральной схеме, которая до конца еще не доработана. По данным РЭО, в 34 субъектах процедуры завершены, «остались только сложные регионы, где есть конфликты в части строительства объектов». Например, в Свердловской области до сих пор не определена площадка для размещения отходов из екатеринбургской агломерации. Еще даже не выбран инвестор для строительства этой инфраструктуры.
Независимый эксперт Анатолий Кузнецов напоминает, что власти обещали выделить на организацию новой схемы обращения с бытовыми отходами 100 млрд рублей, а добирать необходимую сумму планировалось частными инвестициями. «Очевидно, что именно переработка требует самых больших вложений и, конечно, за счет уменьшения прибыли бенефициаров сферы обращения с отходами», – считает Кузнецов.
Бенефициарами эксперт называет семью экс-генпрокурора Юрия Чайки и главу Ростеха Сергея Чемезова. Так, на днях стало известно, что «Роснано» продаст «Ростеху» и его «дочке» «РТ-инвест» 33,9% доли в Первом экологическом фонде, который строит несколько крупных мусоросжигательных заводов в регионах страны.
По мнению председателя Межрегиональной экологической общественной организации «Зеленый фонд» Олега Иванова, правительство прилагает усилия для упорядочивания взаимоотношений внутри «мусорной» сферы, «в которой идет борьба технологий и лоббистов». «Пока отстраивается система вторичного использования полезных фракций ТКО, главный вопрос будет состоять в том, сжигать или захоранивать. Это перспектива ближайших десяти лет, поэтому требовать от 2020 года прорыва в мусорной реформе было бы наивно», – уверен Иванов.
Первые ласточки
Мусорная реформа обернулась во многих регионах скандалами и недовольством населения. Конечно же, все из-за резкого скачка тарифов. Да такого, что даже бизнес говорит: пора бы остановиться. Так, директор Ассоциации жилищных организаций Белгородской области Игорь Волабуев считает, что увеличение нормы на накопление мусора гражданами в ряде случаев необоснованное. «Мы видим, что порой начисляется плата, а в квартире никто не проживает, и мусор фактически не накапливается», – отметил Волабуев.
Кроме того, предприниматели предложили сократить тарифы за вывоз мусора для населения на 40%. Даже придумали, как: в ассоциации производителей упаковки, электроники и шин считают, что можно перенести расходы по переработке упаковки и товаров, отслуживших свое, на предпринимателей, сократив за счет этого коммунальную плату.
И чиновники услышали. Вице-премьер Виктория Абрамченко заявила, что граждане не должны столкнуться с повышением тарифов. Наоборот, по ее мнению, при правильном использовании технологии раздельного сбора мусора, тарифы для населения должны снижаться». А заместитель главы ППК «РЭО» Алексей Макрушин уже объявил, что с января тарифы на вывоз мусора повышаться не будут, а произойдет это 1 июля 2021 года.
Есть и другие положительные моменты в реализации мусорной реформы. Так, по поручению президента промзона Дзержинска в Нижегородской области избавилась от свалки промышленных отходов «Черная дыра», полигона ТБО «Игумново» и шламонакопителя «Белое море». И это лишь часть масштабных мероприятий, которые зафиксированы в нацпроекте «Экология». В целом, работы на нижегородских объектах стали своего рода полигоном для отладки механизма и поисков решения давно назревшей проблемы, который проверил контрольный орган.
Однозначным плюсом последних двух лет эколог Дмитрий Левашов считает экотехнопарки, созданные на предприятиях. «Правда, это не напрямую относится к мусорной реформе, – отмечает эксперт. – Бизнес как занимался санитарной очисткой населенных пунктов, чисткой и заготовкой вторсырья, так это и делает без серьезных вливаний со стороны государства».
Исполнительный директор национального центра эколого-эпидемиологической безопасности, член Общественного совета при Росприроднадзоре Владислав Жуков полагает, что «одним из основных позитивных показателей является то, что отрасль вышла из теневого сектора, в котором она «прозябала» с начала девяностых, по крайней мере, появилась в понятном правовом поле». Кроме того, сейчас рынок стал понятным. «Рынок обращения с отходами оценивается в сумму 200 млрд рублей в год. Мы знаем, сколько средств в обороте, кто игроки на рынке, и устанавливаем правила игры. Считаю это наиболее позитивным результатом хода реформы», – говорит эксперт.
По мнению независимого эксперта Анатолия Кузнецова, «наверху», наконец, занялись острейшей проблемой, а «внизу» растет гражданское экологическое сознание.
Ошибки надо исправлять
Между тем аудиторы Счетной палаты РФ, которые этой осенью представили доклад о реализации мусорной реформы, считают, что существенных изменений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) пока нет. Контрольное ведомство выявило ряд недоработок и в пилотных проектах, например, недостаточный объем проведенных работ.
Директор Ассоциации жилищных организаций Белгородской области Игорь Волабуев и вовсе считает мусорную реформу провальной. «Были намечены точечные дворовые проекты по раздельному сбору мусора. Управляющие компании разъясняли жителям необходимость сортировать мусор, им пообещали снизить оплату за обращение с ТКО. Но все это мгновенно прервалось, когда люди увидели, что все контейнеры с разделенным мусором загружаются в один мусоровоз с одной емкостью», – заметил Волабуев.
Эксперт также обратил внимание на нехватку обеспечения контейнерным парком, особенно в частном секторе. По новым правилам региональный оператор обязан сначала приобрести контейнеры. По словам Игоря Волабуева, регоператоры порой отказываются вывозить листву и ветки без дополнительной платы, хотя эти виды отходов входят в состав ТКО и в силу закона должны вывозиться бесплатно.
По мнению эколога Дмитрия Левашова, реформа провалилась, например, в плане снижения платежей при сдаче вторсырья, потому что полтора года только платили больше, а по качеству услуга лучше не стала. «Основная масса денег оседает в карманах регоператоров с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, – сообщил эксперт. – В целом ситуация далека от идеала, который нам был обещан, когда страна входила в мусорную реформу в январе 2019 года».
Эксперт Владислав Жуков рассказал об экономической проблеме. «Не хватает денег, которые можно привлечь к созданию индустриальной переработки отходов. Мы думали, что это прибыльный сегмент, но видим, что бизнес не горит желанием инвестировать в рискованную сферу сбора и переработки ТКО. Государство должно взять на себя основное бремя по созданию первоочередной инфраструктуры обращения с отходами», – считает Жуков.
И, конечно, проблема в кадрах. По словам Жукова, на каждом предприятии должны быть аккредитованные специалисты.
Не заработал до сих пор и принцип расширенной ответственности производителей (РОП). Владислав Жуков считает, что допущен ряд ошибок, в том числе разрешена индивидуальная переработка отходов для производителей. Это замедлило рост экологических сборов и создало спекулятивную возможность для недобросовестных предприятий.
Депутат Мосгордумы Евгений Ступин считает, что в сфере обращения с отходами стало даже хуже, чем до реформы. «Рынок в регионах монополизирован, что сказалось на качестве услуг. Где-то на местах вообще возник коллапс с вывозом мусора. Очевидно, что нужны были другие цели – переработка и предупреждение образования отходов, а также ответственность чиновников за несоблюдение этих требований», – убежден Ступин.
А административные проблемы идут с «головы». Как отмечает независимый эксперт Анатолий Кузнецов, глава РЭО Денис Буцаев, который, напомним, уже второй раз назначен на этот пост, «не смог привлечь инвестиции в достаточном объеме в силу недостатка аппаратного веса». «В итоге, региональные операторы в боях с местным населением осваивали с переменным успехом участки для новых полигонов. при этом зачастую не выполняя обещаний по рекультивации действующих свалок. По-моему, сегодня ни один регион так и не может похвастаться более-менее выстроенной технологической линией должного обращения с отходами», – считает Кузнецов.
Зампредседателя Российской экологической партии «Зеленые» Алексей Гусенков считает, что новая отрасль обращения с отходами, на которую надеялись эксперты, так и не появилась. «Сама пертурбация в руководстве РЭО показывает, что реформа удалась слабо. Наверное, на бизнесе нет необходимой ответственности. Нужно привлекать экологов для управленческих решений, а иностранных инвесторов – в саму инфраструктуру переработки ТКО», – полагает Гусенков.
Что дальше?
Толчком для активизации мусорной реформы, по мнению эколога Дмитрия Левашова, может стать снижение субсидирования регоператоров и улучшение закона о расширенной ответственности производителей. «Должен быть механизм, который заставит все заинтересованные стороны собирать и направлять на переработку упаковку и другие подобные отходы», – полагает эксперт.
Реперные точки определил эколог Владислав Жуков. «Понимаем, что в год образуется 70 млн тонн отходов. Ставим цель к 2024 году до 60% увеличить сортировку и до 30% возвращать на вторичное использование. Кроме того, надо принять закон о вторичных материальных ресурсах, который позволит создать условия для отходов как сырья, а не бесполезного мусора», – сообщил Жуков.
Зампредседателя «Зеленых» Алексей Гусенков, напротив, считает, что государство должно помогать бизнесу субсидиями, налогами и коммуникациями. Как отмечает председатель «Зеленого фонда» Олег Иванов, нельзя «подгонять» все регионы под общий шаблон в федеральной схеме обращения с отходами. Нужно выбрать наиболее оптимальные технологии для каждого субъекта. А, по мнению эксперта Анатолия Кузнецова, нацпроект «Экология» будет буксовать до тех пор, «пока не очистят от привычных «распилов» всю вертикаль операторов».
Фото: ФедералПресс / Юлия Иванцева
Мусорная реформа