Ушедший в историю 2020 год запомнился всем пандемией коронавируса, которая привела к многочисленным карантинным ограничениям, однако он не смог остановить развитие ракетно-космической отрасли России. В ней было достигнуто несколько важных результатов, давших ей импульс для дальнейшего роста.
SpaceХ нервно курит в сторонке
Прежде всего стоит отметить 17 пусков космических ракет, последний из которых прошел 28 декабря. Число космических аппаратов, выведенных на различные орбиты, достигло почти 120 штук.
Знаковым стал пуск 18 декабря с космодрома Восточный ракеты-носителя «Союз-2.1б» с 36 спутниками корпорации OneWeb. Они предназначены для формирования орбитальной группировки, которая обеспечит пользователям на Земле высокоскоростной интернет с помощью мобильной спутниковой связи.
Полет «Союз-2.1б» наглядно показал, что Роскосмос вряд ли уступит американской компании SpaceХ с ее ракетой Falcon рынок коммерческих запусков космических аппаратов.
Самым же быстрым в 2020 году стал полет космического корабля «Союз МС-17» с российскими космонавтами Сергеем Рыжиковым и Сергеем Кудь-Сверчковым и американским астронавтом Кэтлин Рубинс: он сумел долететь от Байконура до международной космической станции (МКС) всего за 3 часа 3 минуты.
Обычно для доставки космонавтов на МКС использовалась схема двухсуточного полета, в ходе которого пилотируемый корабль до стыковки с ней совершал 34 витка вокруг Земли в автономном режиме. «Союз МС-17» совершил всего лишь два витка, благодаря чему и был обеспечен рекорд скорости.
Перспективные разработки
14 декабря с космодрома Плесецк в рамках летно-конструкторских испытаний взлетела ракета тяжелого класса «Ангара-А5». В расчетное время, через 12,5 минуты после старта, от нее отделился орбитальный блок, выведший на геостационарную орбиту в 36 километров макет космического аппарата весом около 2,5 тонны.
«Ангара-А5» была разработана ГКНПЦ имени Хруничева, он же является ее производителем. Она предназначена для отправки в космос грузов массой до 24,5 тонны. В топливе для «Ангары-А5» не используются токсичные и агрессивные компоненты, позволяя тем самым повысить экологическую безопасность не только территорий, прилегающих к космодромам, но и мест падения отработанных ступеней.
Ударно в 2020 году инженеры Роскосмоса трудились над созданием перспективной двухступенчатой ракеты среднего класса «Союз-5» (еще известной как «Иртыш»). Ее планируется применять для запусков как с Байконура, так и с плавучего космодрома «Морской старт».
Ими были проведены экспериментальные работы в рамках создания четырехкамерного двигателя РД-0124МС для второй ступени носителя. Также они успешно провели два огневых испытания первой энергетической установки с укороченным соплом – двигателя РД-171МВ, подтвердившие устойчивость работы камеры сгорания при пониженном давлении.
По своей мощности РД-171МВ сопоставим с крупной электростанцией, поэтому он получил прозвище «царь-двигатель». Примечательно, что конструкторская документация на него представлена электронными 3D-моделями, а не традиционными чертежами на бумаге. На их основе составляются программы для современных многокоординатных станков, обеспечивающих изготовление деталей двигателя с большой точностью и за сравнительно короткие сроки с одновременным сокращением затрат.
Фото: Минобороны РФ
Итоги-2020: срывая маски