Изменения в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» вступили в силу с 1 января. Теперь появились правовые основания для инициативного бюджетирования. Активисты смогут строить дороги, благоустраивать детские площадки и скверы совместно с властями. За чей счет? Придется ли самим людям вкладывать кровные рубли, искать спонсоров или за все заплатит бюджет (собственно, и он из народных денег)? Подробности читайте на «ФедералПресс».
Чиновникам не отвертеться
Идею инициативного бюджетирования в России вынашивали давно, и она не уникальна. В мире такую форму участия граждан называют партисипаторным бюджетированием. По данным экспертов РАНХиГС, эта практика внедрена более чем в 40 странах мира. Крупнейший эксперимент был реализован в китайском городе Чэнду. Там было одобрено свыше 50 тысяч проектов по сельскому хозяйству, развитию культуры и бизнеса. В американском Чикаго на партисипаторное бюджетирование было выделено свыше миллиона долларов, а в Нью-Йорке – шесть миллионов.
В России вынести инициативный проект может не меньше десяти граждан старше 16 лет, которые проживают в определенном городе или поселке, а также ТОС либо староста населенного пункта. Но нельзя просто подать идею. Нужно обоснование: документ с описанием проблемы и ожидаемого результата, представление сроков реализации проекта. Следует также предварительно рассчитать расходы и предоставить сведения о том, как могут помочь заинтересованные лица – финансово, имущественно либо своим трудом. Форму и способ участия решают региональные власти. Но обычно людям придется собрать хотя бы 5% от суммы строительства, например, детской площадки. Остальное уже предоставит бюджет.
Социолог и урбанист Вадим Безвербный идею оценил положительно. «Я встречался с мэрами, которые говорили, что у них «скованы руки» из-за бюджетных ограничений. В то же время помню случаи, когда люди, самостоятельно отремонтировавшие дорогу, были обвинены чуть ли не в нарушении закона. Так что для меня инициативное бюджетирование – это шаг навстречу людям, которые могут не только официально предлагать идеи по улучшению городов, но и принимать конкретные решения», – отмечает Безвербный.
Схожее мнение и у руководителя Центра политэкономических исследований Института нового общества Василия Колташова. По его словам, порой местные чиновники в свои годовые планы не включают мелкие вопросы. Или же появляется инициатива в середине года. Например, люди хотят сделать какую-то особенную детскую площадку либо придать уникальное наполнение парку. И есть инициатива снизу. В этом случае, по мнению Колташова, частичная бюджетная поддержка будет полезной и приведет к результату. Причем местные чиновники будут обязаны вовлечься в решение этого вопроса.
И.о. главы муниципального округа Молжаниновский Москвы Сергей Самойлин считает, что такой закон расширяет возможности местного самоуправления. Население сможет непосредственно участвовать в тех проектах, которые действительно ему нужны. «Мы и сейчас проводим обсуждение, встречаемся с жителями и стараемся учесть их мнение при реализации тех или иных мероприятий в районе. Но если рассматривать региональный уровень, будут более масштабные проекты», – сообщил Самойлин.
По мнению эксперта, введение инициативного бюджетирования позволит сделать систему прозрачнее. Также Сергей Самойлин считает, что закон позволит развивать и территориальное общественное самоуправления, которое в России пока работает слабо, да и со скепсисом воспринимается властями. «ТОС позволит подавать идеи горожан с нормальными расчетами. Как правило, такие структуры создаются в домах и кварталах, что позволяет быстро собрать инициативную группу. Закон также обеспечит объективный контроль над расходом государственных и муниципальных средств со стороны граждан», – считает Самойлин.
Ложка дегтя в бочке бюджетного меда
Как в любой системе, в инициативном бюджетировании есть и свои минусы. Например, по словам Сергея Самойлина, не все активные граждане имеют профессиональную подготовку в вопросах финансов, строительства и права. Соответственно, если создается инициативная группа, нужно ее обучить. «Люди должны понимать, что такое вопросы местного значения, и как они исполняются в рамках 131-го федерального закона. Проблема с подготовкой и у муниципальных депутатов. Подающие идею должны быть компетентными. От этого во многом будет зависеть эффективность инициативного бюджетирования», –полагаетэксперт.
Другой минус в том, что какой-нибудь бизнесмен захочет получить деньги, чтобы, к примеру, переделать территорию возле своего магазина. Для этого найдет нужных людей, соберет инициативную группу. По крайней мере, «на бумаге», говорит экономист Василий Колташов. Тем самым исключить коррупционный фактор, поскольку у неких интересантов появляется возможность использовать государственные деньги для своих нужд. И не всегда это будут простые горожане.
Резонно возникает и другой вопрос: люди и бизнес и так платят налоги в бюджет, а тут им предлагают вложиться еще и в инфраструктуру. «Государственно-частное партнерство при такой налоговой нагрузке выглядит странным. Получается, граждане честно заплатили налоги, а, напомню, что тот же НДС даже заложен в ЖКХ, и они еще должны собирать деньги для решения местных проблем. Чиновники скажут: знаете, у нас нет денег, ищите сами, а мы дадим вам часть, так и быть», – заметил Василий Колташов.
Где инициативное бюджетирование почти не работает и вряд ли заработает в полной мере, так это в Москве. Столичная казна богата, и москвичи, по крайней мере, до недавнего времени, не нуждались в софинансировании. Всем занималась городская власть. Москва, по мнению экономиста, это в какой-то степени «удельное княжество». «Если вы не согласны с благоустройством, с вами вряд ли будут считаться. Власть столичного правительства огромна. А вот жителям условной Архангельской области может быть обидно. Там предлагается бедному населению собирать по копеечке для решения местной проблемы»,– рассказал эксперт.
Василий Колташов считает, что сама практика партнерства граждан и бюджета может быть и неплоха, но проблема в том, что пока Москва «утопает в деньгах», в Архангельской области, на Урале или в черноземной провинции у местных властей и правда может не хватать ресурсов. А там люди будут вынуждены сдавать деньги на парки и дороги из своих маленьких зарплат. «Диспропорции в распределении денег надо устранять, чтобы система работала без скандалов и противоречий», – добавил эксперт.
Кроме того, по мнению социолога и урбаниста Вадима Безвербного, не до конца понятен уровень участия граждан в инициативном бюджетировании. «Какая все-таки будет доля частного финансирования в каждом конкретном проекте? Не будет ли она слишком затратна для граждан? Думаю, должны быть четкие разъяснения по этому поводу», – заключил урбанист.
Фото: ФедералПресс / Елена Мицих