Орск входит в число самых загазованных городов России. Его жители дышат выбросами расположенного там «Орскнефтеоргсинтеза», и еще к ним прилетают вредные вещества с «Уральской стали», находящейся в близлежащем Новотроицке. Но максимум, что грозит обоим предприятиям, – приостановление деятельности на три месяца. Почему люди вынуждены годами дышать насыщенным опасными газами воздухом, разбирался «ФедералПресс».
До 100 тысяч
20 января Министерство природных ресурсов Оренбургской области заявило, что проведенные ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» лабораторные исследования атмосферного воздуха выявили превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) по сероводороду сразу в двух районах Орска.
По данным ведомства, с учетом географии поступления обращений жителей Орска, метеорологических условий и результатов проведенного осмотра предполагаемым источником загрязнения является завод «Орскнефтеоргсинтез».
Днем ранее администрация города сообщила на своем сайте, что Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора возбудило административные дела в отношении двух предприятий – металлургического комбината «Уральская сталь» и «Орскнефтеоргсинтеза».
Поводом послужило превышение ПДК сероводорода, фенола и оксида углерода в воздухе Орска с 30 ноября по 21 декабря прошлого года. Наказание, если будет установлен факт правонарушения, предусматривает штраф для должностных лиц в размере от 2 до 5 тысяч рублей, для юридических – от 20 до 100 тысяч.
«Все замеры, проводимые аккредитованной лабораторией ПАО «Орскнефтеоргсинтез» 19 января и в последующие дни, не выявили превышения ПДК в атмосферном воздухе. 19 января замеры производились каждые 3 часа, так как предварительно Оренбургский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды объявил о наступлении периода неблагоприятных метеорологических условий, а в такое время контроль атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны осуществляется чаще, – прокомментировали в пресс-службе «Орскнефтеоргсинтеза». – На предприятии также выполнили все действия, предписанные регламентами работы в период НМУ: технологические объекты завода были переведены на соответствующий режим работы, аварийных ситуаций, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не было. Это подтверждается результатами производственного экологического контроля, выполненного аккредитованной лабораторией охраны природы ПАО «Орскнефтеоргсинтез».
Обыденная вонь
«Орскнефтеоргсинтез» - одно из ключевых предприятий города. «Орскнефтеоргсинтез» может перерабатывать до 6 млн тонн нефти, он производит бензин и дизельное топливо, мазут и битум, серу.
«Уральская сталь» находится в соседнем с Орском Новотроицке. Ею владеет «Металлоинвест» олигарха Алишера Усманова. Она выплавляет сталь и выпускает из нее круглые и прямоугольные заготовки и листовой прокат.
Население Орска давно привыкло дышать воздухом, насыщенным вредными химическими веществами, и никакими запахами его не удивишь.
«В Орске воздух постоянно загазованный и неприятно пахнет, особенно сильно вонь чувствовалась по ночам в январе. Посты экологического мониторинга то фиксируют превышения ПДК вредных веществ, то нет. Как мне кажется, вонь часто растекается слоями по воздуху на уровне 4–9 этажей домов. Поэтому-то передвижные лаборатории зачастую не фиксируют никаких превышений, а люди в домах не могут открыть форточки», – рассказала Анна Тихонова, жительница Орска.
Горожане считают, что вредные выбросы могут быть связаны с «Орскнефтеоргсинтезом» и «Уральской сталью», хотя не имеют детальной информации об объемах и составе их выбросов. Ранее «ФедералПресс» писал о том, что в Оренбуржье возбудили уголовное дело из-за срыва работы экопостов.
«Сероводород и фенол могут содержаться в выбросах и «Уральской стали», и «Орскнефтеоргсинтеза». К сожалению, нет открытых и точных данных о том, сколько же вредных веществ и в каких концентрациях они их выбрасывают в воздух. Зато из-за плотного смога в Орске с горы, где находится телевизионная вышка, почти неразличимы жилые дома, – сообщил Александр Мишин, житель Орска.
По его словам, тошнотворные запахи, характерные для коксохимического и металлургического производств, отчетливо чувствуются во время штиля или слабого ветра. Приносящие их клубы дыма, выходящие из труб «Уральской стали», легко достигают жилых кварталов Орска. С «Орскнефтеоргсинтезом» ситуация немного иная: выбросы нефтехимического производства плохо видны, тем не менее жители страдают от сильного запаха нефтепродуктов, вероятно, связанных с работой этого завода.
«У нас в городе большая промышленная зона, где работают самые различные заводы. Вдобавок к нам прилетают выбросы с «Уральской стали», ведь расстояние между Орском и Новотроицком сравнительно небольшое. Трудно однозначно сказать, с какого именно предприятия идут наибольшие выбросы, тем не менее возможно, что все-таки с «Орскнефтеоргсинтеза» и «Уральской стали», так как они самые крупные по масштабам», – солидарна с ним Анна Тихонова.
Или серы много, или нарушения
По мнению отраслевых специалистов, выбросы химически опасных соединений могут быть обусловлены особенностями технологических процессов на предприятиях или же какими-то их проблемами.
«Возможно, выбросы сероводорода с «Орскнефтеоргсинтеза» связаны с увеличением на нем объемов переработки нефти с высоким содержанием серы, либо же с какими-то нарушениями технологий, – отметил Игорь Петров, генеральный директор исследовательской группы «Инфомайн». – Фенол же может попадать в атмосферу Орска с коксохимического производства «Уральской стали».
«В случае с фенолом следует учитывать также и причины его образования. Вещество присутствует как в выбросах крупных промышленных предприятий (например, нефтехимической и металлургической промышленности), так и у организаций бытового обслуживания (например, при применении чистящих веществ в химчистках или при приготовлении клеевых основ). Не стоит забывать и о том, что фенол часто обнаруживают в канализационных водах», – указала Наталья Соколова, председатель правления АНО «Равноправие».
На запросы автора статьи в пресс-службы «Металлоинвеста» и Росприроднадзора по поводу чистоты воздуха в Орске комментариев получено не было.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева