Проблема ликвидации отходов деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, угрожающая безопасности Байкала, десятилетиями не решаемая в СССР, а затем в России, стала символом накопленного экологического ущерба. Правительство России в последнее время всерьёз озаботилось как сделать так, чтобы по всей стране наконец ликвидировать «бомбы замедленного экологического действия». Но не все промышленники хотят решать проблему системно. Что же делать — разбирался «ФедералПресс».
Накопленный вред окружающей среде – вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме. Объекты накопленного вреда окружающей среде — это территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред. Для учета объектов накопленного вреда окружающей среде был создан государственный реестр таких объектов, в котором сегодня числится 207 объектов. Из них — 130 — это свалки и полигоны отходов и 77 — объекты нефтедобычи, металлургии, складирования ядохимикатов и др.
Но количество объектов накопленного вреда окружающей среде и объём накопленных в них отходов в стране много больше. Например, в реестре от Ярославской области числится лишь один полигон ТБО, но известного экологам всей России объекта с красивым названием «зелёное масло» в нём нет. В реестре нет объектов, оставшихся в результате производства металлов и сплавов в крупнейших металлургических регионах страны — Вологодской, Кемеровской, Свердловской, Челябинской областях. В документе не числятся шламохранилища и отстойники Пикалевского криолитового завода (принадлежал РУСАЛ), Южно-уральского никелевого комбината (МЕЧЕЛ), Новокузнецкого металлургического комбината (Евраз), и даже таких «знаменитых» объектов как «белое море» Башкирской содовой кампании и отвалы Карабашского медного завода (РМК).
Гринпис России в специальном докладе «Накопленный вред окружающей среде: разрушение здоровья и бюджетов» констатировал, что действующее правовое регулирование не позволяет государству полноценно обеспечить безопасность окружающей среды и здоровья граждан от вредного воздействия накопленного вреда окружающей среде. Экологи сделали вывод , что законодательство в этой сфере фрагментарное и неполное. «Юридические лица могут десятилетиями загрязнять земельные участки, а затем отказываться от них, передавая ответственность за ликвидацию экологического ущерба государству, то есть фактически гражданам России, так как финансироваться все необходимые мероприятия, в том числе по рекультивации земель, будут из налогов и сборов». – говорится в документе.
Чтобы исправить ситуацию, Минприроды России разработало законопроект, основные новации которого заключаются в дополнении проектной документации обязательными разделами по ликвидации объектов капитального строительства, включающими расчёт средств на эти мероприятия, введения страховых инструментов финансирования таких работ -
Для исключения объектов 1-2 классов опасности и госреестра вводится требование наличия заключения об оценке причиненного вреда окружающей среде в результате хозяйственной и (или) деятельности.
В закон «Об охране окружающей среды» вводится положение о том, что опасные производственные объектыпервого и второго классов опасности и соответствующие статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации признаются единым недвижимым комплексом.
Важность этой новации показывает сложившаяся практика выделения значимых участков и цехов производственного цикла крупными компания в независимые юридические лица, чтобы снять ответственность с головных компаний.
Законопроектом предусматриваются обязательность финансовых гарантий обеспечения осуществления мероприятий по ликвидации причиненного вреда окружающей среде, среди которых договор страхования, банковская гарантия или создание специального фонда , содержащего средства, необходимых для осуществления таких мероприятий.
Бизнес-сообщество уже раскритиковало предложенный законопроект в рамках рабочей группы Правительства России по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере экологии и природопользованию, отмечая, что нововведения наложат дополнительную нагрузку на деятельность компаний, В своём отзыве на законопроект Екатерина Горшкова (ООО СИБУР) отмечает, что поручение Президента РФ было направлено на решение вопроса ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах промышленной инфраструктуры, которые выводятся из эксплуатации…. В то же время прямое прочтение ПФЗ накладывает обязательства на предприятия на всех стадиях жизненного цикла по факту большинства промышленных предприятий. Кроме того, представители компании отмечают, что предлагаемое с 2024 года финансовое обеспечение под мероприятия по ликвидации вреда потребуется уже на стадии текущей эксплуатации предприятий, что «фактически создает новый квазиналог для действующих предприятий».
Руководитель Рабочей группы «Охрана окружающей среды» Общественного совета при Минприроды России Александр Федоров, комментируя законопроект, отмечает, что вопрос законодательного обеспечения ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде — одни из наиболее острых в экологическом законодательстве и в первую очередь зависит от организации и качества государственного управления в сфере охраны окружающей среды на уровне экологической экспертизы, экологического контроля и надзора, статистики окружающей среды. Однако разработанный Минприроды России законопроект вновь и вновь возвращает нас к неотложной необходимости решения вопросов образования в стране целевого фонда охраны окружающей среды, как это уже сделано для решения задач капремонта или содержания дорог, и скорейшего принятия закона об экологическом страховании, либо поправок в законодательство о страховании, обеспечивающих страхование экологической ответственности.
Фото: ФедералПресс / Елена Мицих