Top.Mail.Ru
Общество
Иркутская область
0

Кто и сколько зарабатывает на отлове животных: бизнес с хвостом

Собаки остались на попечении волонтеров
Собаки остались на попечении волонтеров

Как это не парадоксально, но одна из острых проблем для городов в XXI веке – дикие животные. Стаи бездомных собак могут представлять серьезную угрозу для горожан. Впрочем, отбившиеся от рук хвостатые несут угрозу не только общественному порядку, но и муниципальным бюджетам. Их отлов и содержание становятся серьезной статьей расходов. А для кого-то, наоборот – доходов. Как зарабатывают на этом рынке и когда на нем наведут порядок – в материале «ФедералПресс».

«День стольника» в приюте

Собаки в усть-кутском приюте вряд ли знают, что такое «день стольника», но зависят от него напрямую. Термин придумали местные волонтеры. Каждого 10, 20 и 30 числа месяца они собирают добровольные пожертвования – на эти деньги и содержат собак. В последнюю акцию собрали 50 тысяч рублей. Этих денег хватит на зарплату сторожа, работника и на еду для четвероногих постояльцев.

На добровольных началах приют существовал не всегда. Несколько лет назад нашелся местный предприниматель, который выступил с инициативой об организации в Усть-Куте питомника по отлову и содержанию бездомных животных. Администрация выделила землю, в районном бюджете на содержание собачьей богадельни было заложено 5 миллионов рублей в год. Впрочем, в скором времени в администрацию пришли новые люди, а бывший зоозащитник перебрался жить в областной центр. Вместе с ним ушла и тайна – куда делись деньги. Собаки же остались на попечении волонтеров.

Теперь судьбой усть-кутских дворняг занимается местная жительница Екатерина Витт. Она организовала НКО, а первой задачей организации стал поиск места для нового приюта.

«Сейчас требования стали жестче, вплоть до того, что необходимы бетонные полы. Мы подсчитали, что если соблюдать все требования, то строительство нового приюта на 400-500 собак обойдется в 19 миллионов рублей. Учитывая, что мы живем на волонтерские пожертвования, для нас эта сумма нереальная. Но и собак бросить жалко. По линии ветслужбы мы можем получить 5 миллионов», - подсчитала активистка.

Четвероногая математика

Основным источником доходов для собачьих питомников всегда являлись муниципальные контракты. Местные власти наиболее в этом заинтересованы, ведь ответственность за безопасность горожан лежит на них. Казалось бы, простой закон рынка: есть спрос – будет и предложение. Однако, по словам мэра Бодайбинского района Евгения Юмашева, не всегда этот принцип действует. Те деньги, которые готовы предложить за услугу муниципалитеты, не устраивают содержателей питомников.

«В прошлом году за отлов и содержание одной собаки подрядчики брали с нас 13 с лишним тысяч рублей. При том, что службой по тарифам на эти цели заложено порядка 6 тысяч рублей. Мы несколько лет покрывали разницу из местного бюджета. Но в этом году питомник запросил с нас уже 18 тысяч рублей. И мы очень сильно подумаем, прежде чем соглашаться на такие условия», - заявил мэр.

В местной мэрии подсчитали, что создать альтернативу частникам и организовать муниципальный приют – затея еще более дорогостоящая и практически нереализуемая, учитывая состояние финансов в районах. По словам Евгения Юмашева, перспектива у такого противостояния аппетитов и возможностей вполне очевидная: муниципалитет объявит конкурс на своих условиях. Никто из подрядчиков не согласится, тендер посчитают не состоявшимся. Объявят следующий, на который так же никто не придет. Бюрократическая карусель будет длиться до тех пор, пока одичавшие собаки на городских улицах не устроят настоящий террор.

У заводчиков своя математика. Проблема в том, что на всю территорию Иркутской области (которая по площади больше Польши) всего два официальных приюта. Один расположен в областном центре, второй в Ангарске. То есть, отловом собак в Бодайбо занимается иркутский приют «К-9», который расположен от него за 1,5 тысячи километров. По словам его руководителя Вячеслава Славина, цена в этом случае зависит не от его аппетитов, а от логистики.

«В прошлом году мы отлавливали за 13 тысяч в Бодайбо. Это пригнать машину, отловить, увезти в Иркутск. Далее стерилизация, передержка. Потом мы раздаем собак на руки, или выпускаем назад. За исключением агрессивных. Они у нас остаются на пожизненном содержании. Так вот, в прошлом году мы имели возможность раздавать их, а сейчас из-за коронавируса и мы вынуждены увозить собак назад в Бодайбо. А это еще один рейс машины. Вот и получилась итоговая цена 18 тысяч», - подсчитывает заводчик.

Это бизнес…

На днях в правительстве Иркутской области пройдет совещание, посвященное этой проблеме. Выяснилось, что пожелания к властям неоднородны. Волонтеры настаивают, чтобы областные власти помогли им с приведением приютов в нормативное состояние. Предлагаются разные варианты: от гарантий областного правительства до прямых субсидий.

У представителей «профессионального сегмента» рынка требования несколько иные. По словам руководителя питомника «К-9» Вячеслава Славина, сейчас отловом и содержанием собак может заниматься любой предприниматель.

«Сейчас любой, у кого есть ИП или ООО, может выйти на муниципальный контракт и выиграть его. А потом сложно контролировать, как и какими силами он осуществляет муниципальный контракт. Сейчас уже внесены изменения в закон, на которых мы долго настаивали. Речь идет о чипировании отловленных собак. Цена чипа 90 рублей, но на нем будет вся информация о собаке. Чтобы не получилось, что сегодня иркутская мэрия на проверку приехала, ей показали, к примеру, 100 отловленных собак, и сказали – это иркутские. А завтра ангарской мэрии показали их же. Это бизнес и он должен быть прозрачным», - считает кинолог.

Серьезность этого бизнеса иллюстрирует случай в Улан-Уде. Местный предприниматель выиграл контракт на 12 миллионов рублей. По условиям договора, бизнесмен должен был заниматься отловом и содержанием бродячих животных в столице Бурятии. После победы на торгах, мужчина предложил уже субподряд тому же иркутскому К-9, поскольку своих специалистов и площадей у него не оказалось. Соседи не сошлись в цене. В результате бездомные собаки в Бурятии сначала покалечили женщину, потом от нападения диких животных пострадал ребенок.

Фото: Екатерина Витт, ФедералПресс / Давид Азизов

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.