Top.Mail.Ru
Экономика
Иркутская область
0

Виртуальные авиаузлы, ГЭС-призраки и дороги на бумаге: карта затянувшихся инвестпроектов Сибири

Инвестпроекты,  зачастую носят корпоративный характер
Инвестпроекты, зачастую носят корпоративный характер

Сибирь, внимание к природным богатствам которой не ослабевает, а о развитии ее экономики говорят все чаще, на самом деле похвастаться бумом развития не может. Инвестпроекты, которые реализуются в СФО, зачастую носят корпоративный характер и не затрагивают по своим масштабам даже отдельно взятые регионы. Кроме того, список долгостроев если и сокращается, то крайне медленно. О широко анонсированных, но так и оставшихся на бумаге объектах – в материале «ФедералПресс».

Проблема трех губернаторов

Одним из самых долгоиграющих проектов на территории Иркутской области, пожалуй, можно назвать газификацию региона. Программа реализуется совместно с ПАО «Газпром». Соглашение было подписано еще 20 октября 2010 года, ему предшествовал договор о газификации Иркутской области от 21 декабря 2009 года. Следом появилась программа мероприятий. Первыми в очереди за газом были названы: Жигалово, Братск и Усолье-Сибирское. Но пока газификация поселков и городов, в непосредственной близости от которых и добываются углеводороды, остается на бумаге. Причины губернатор Игорь Кобзев озвучил во время недавнего ежегодного послания.

«Несколько лет назад Иркутская область договорилась с «Газпромом» о газификации территории. К сожалению, «Газпром» исключил область из программы», – резюмировал он.

Еще одним проектом, которому грозит перейти в список нескончаемых, стала модернизация аэропорта Иркутска. Авиаузел находится непосредственно в черте города, что несет потенциальную опасность и, кроме того, влияет на развитие городской инфраструктуры и жилищного строительства. Аэропорт стал визитной карточкой деятельности аж трех губернаторов.

При Сергее Левченко, например, в августе 2018 года, прошла церемония закладки первого камня в основание нового терминала аэропорта Иркутска. На этом все и закончилось. На заморозку проекта повлияли не только борьба значимых инвесторов, возможная передача уже действующего аэропорта в частные руки, но и проверка ФАС. Антимонопольная служба опротестовала решение тогдашнего губернатора Левченко о передаче инвестору карт-бланша на модернизацию.

Виртуальные экономические драйверы

Появление в 2005 году в Томске особой экономической зоны должно было ознаменоваться возведением Экспоцентра и Инжинирингового центра. В конце 2016-го стало известно об отставании строительства от графика по вине подрядчика, однако на тот момент речи о срыве сроков не шло. В июле 2017 года руководство ОЭЗ сообщило, что строительство Экспоцентра и Инжинирингового центра приостановлено из-за процедуры передачи имущества Особой экономической зоны региону. Затем сроки снова перенесли: в 2018 году работы обещали завершить к 2019-му, затем отложили разрезание ленточки на 2020-й, теперь речь идет о конце 2021 года.

Экономика диктует свои требования и к строительству дорог. Именно инфраструктура и логистика – экономические локомотивы развития региона в целом. В Республике Тыва об этом знают, во всяком случае в теории. Но с практикой дело разошлось. Проект разработки Элегестского месторождения и связанной с ним железной дороги Курагино – Кызыл существует уже более 10 лет, а сроки его запуска многократно откладывались. Первоначально инициатором этой идеи была «Енисейская промышленная компания», подконтрольная предпринимателю Сергею Пугачеву. В 2011 году она была продана совладельцам «Русской медной компании» – Игорю Алтушкину и Руслану Байсарову. Через год последний покинул ЕПК и заявил о создании ООО «Тувинская энергетическая промышленная компания», которая должна была перехватить проект. Так и произошло: в начале 2013 года у ЕПК была отозвана лицензия, а уже весной ее получила ТЭПК.

Проект получал и государственную поддержку. Например, в 2014 году правительство одобрило выделение почти 87 млрд рублей из Фонда национального благосостояния. Тогда же премьер-министр Дмитрий Медведев официально поддержал идею министра обороны Сергея Шойгу о продлении ветки до Китая для возможной поставки угля в азиатские страны.

Тугие узлы гидроузлов

Образец долгостроя – Крапивинская ГЭС, которая должна была появиться на реке Томь в 130 километрах от Кемерова. Ее строительство началось в 1977 году. В 1989 году проект был остановлен из-за проблем с финансированием. Было выполнено примерно 60 % работ, последующая консервация не была закончена. Объект остался незавершенным. Осенью 2020 года, в разгар пандемии коронавируса, краевое правительство сообщило: проект достройки Крапивинской ГЭС одобрен после рассмотрения в Госдуме РФ. По словам региональных властей, сейчас идет работа по актуализации проекта. Для его финансирования, вероятно, придется искать стороннего инвестора или создавать концессию.

Вообще тема гидросооружений-недосторев – одна из самых распространенных в Сибири. В Омской области, к примеру, строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на Иртыше велось с 2011 года. Оно должно было завершиться к 300-летию Омска – в 2016 году. Гидроузел гарантирует надежное водоснабжение города и улучшит навигацию на Иртыше. Однако в 2014 году стройка была остановлена из-за банкротства генподрядчика – НПО «Мостовик». По данным аудиторов, готовность объекта – 53%.

Фото: engineering.tomsk.ru, burgaz.ru, pxhere.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.