Экоактивисты Петербурга и Ленобласти выступили против строительства на побережье Финского залива новых портовых мощностей. Грубое освоение береговых зон ведется без учета населения и несет непоправимый вред окружающей среде, уверены они. «ФедералПресс» выяснил, чем могут быть опасны новые портовые инвестпроекты и почему общественники возражают против их реализации.
Приморск против порта
Российская часть территории Финского залива развивается опережающими темпами. За два последних десятилетия перевалка грузов здесь увеличилась более чем в десять раз и в 2018 году достигла 232 млн тонн, отметила сопредседатель гильдии экологических журналистов СЖ Петербурга и Ленобласти Лина Зернова на экологической конференции под эгидой правового центра «Беллона». Повышение объема грузоперевозок и экономической эффективности от освоения прибрежной зоны в обоих регионах объясняют появлением дорожной инфраструктуры, перерабатывающих предприятий, и в первую очередь – новых портов.
«Однако это развитие происходит специфическим образом. Решения о строительстве таких предприятий принимаются в кабинетах высокопоставленными людьми. В то же время население узнает о подобных планах в последнюю очередь, что порождает массовое недовольство и провоцирует противостояние со стороны жителей», – сказала Зернова.
Примером такого развития стало строительство Приморского универсального перегрузочного комплекса (УПК) в северной части Финского залива. В феврале 2019 года губернатор Александр Дрозденко и председатель совета директоров ООО «Приморский УПК» Рамис Дебердеев на Российском инвестфоруме подписали стратегическое соглашение о создании порта в Выборгском районе. Проектный грузооборот предприятия на этапе полного развития должен достигать 70 млн тонн в год, эти данные приводит областное правительство. В порту планируют обрабатывать уголь, минеральные удобрения, контейнеры, генеральные грузы, зерно. Ввод мощностей в эксплуатацию изначально наметили на 2022 год. Для создания УПК отвели участок площадью около 780 га.
Местные жители до последнего не были посвящены в планы бизнеса и чиновников, пока весной не увидели караваны спецтехники и не стали свидетелями масштабной вырубки прибрежных лесов. По словам члена движения «STOP порт» Марины Паркиной, на территории проводимых работ с самого начала не установили информационные щиты, что выглядело как рейдерский захват.
«Сначала «Приморский УПК» делал вид, что это всего лишь лесозаготовки, а не строительство порта. Лишь многочисленные запросы в органы власти прояснили ситуацию. В Приморске прошли массовые акции протеста и состоялись общественные слушания, на которых представители компании предъявили документацию по оценке воздействия на окружающую среду», – рассказала общественник.
Впоследствии юристы обнаружили в представленных обществом документах более 27 признаков фальсификаций, что подтвердил адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Евгений Баклагин.
«Поскольку мы не доверяем данным, предоставляемым «Приморским УПК», сегодня наша группа начала сбор средств на проведение независимой экологической экспертизы», – сообщила Паркина. По мнению активистов, такой шаг позволит открыть глаза чиновников на реальную угрозу окружающей среде и защитить природный участок от застройки.
Бухта под ударом
Похожая ситуация сложилась на южном берегу Финского залива. Еще в 1997 году в бухте Батарейная в живописном уголке Ломоносовского района планировалось построить нефтеналивной порт. Тогда местные жители отстояли территорию, ведь речь идет о популярной зоне отдыха и традиционном месте стоянки на пути миграции тысяч лебедей и других птиц, занесенных в Красную книгу.
В мае 2020 года население района узнало из СМИ, что правительство РФ отдало в десятилетнюю аренду этот находящийся в федеральной собственности участок земли площадью 110 га под строительство производственно-логистического комплекса. Здесь решили основать морской терминал и завод по обработке зерновых и масличных культур. Проект стоимостью 35 млрд рублей вызвалось реализовать ООО «Балтийский зерновой терминал», входящее в ГК «Содружество» Александра Луценко. Порт задумали открыть к 2024 году.
«Если проект осуществится, это будет уже четвертый портовый комплекс на 180 километрах южного берега Финского залива. Строительство порта приведет к уничтожению рекреационной зоны, вырубке 100 гектаров леса, ухудшению качества жизни близлежащих деревень», – заявила член движения «Общественный совет южного берега Финского залива» Елизавета Михайлова.
Тогда же, в мае прошлого года, общественники собрали около двух тысяч подписей в защиту бухты, привлекли к ситуации сообщество экспертов и отправили сотни обращений премьеру Михаилу Мишустину и губернатору Александру Дрозденко. Со временем активисты добились отклика чиновников и склонили на свою сторону руководство области.
«В дальнейшем сложилась странная ситуация: губернатор не раз открыто заявлял, что порт в бухте строиться не будет, а в комитете по экономическому развитию и инвестициям сообщали, что все идет по плану, что этот порт нужен России и он там будет», – вспомнила Михайлова.
В пресс-службе губернатора Александра Дрозденко «ФедералПресс» подтвердили, что группе «Содружество» предложили другие участки для создания терминала на территории действующих портовых зон.
«Администрация региона солидарна с активистами в том, что необходимо разумное ограничение в освоении новых территорий Финского залива. Именно поэтому такой последовательной с самого начала была позиция Александра Дрозденко по Батарейной бухте», – пояснил собеседник агентства.
По словам Михайловой, это событие можно назвать маленькой победой. Но расслабляться участники инициативной группы не намерены. Сегодня жители Ломоносовского района ставят перед собой и органами власти четкую программу дальнейших действий: добиться отмены постановления правительства о передаче в аренду бухты Батарейная, благоустроить рекреационную зону с учетом мнения граждан, проанализировать существующие портовые мощности и создать независимую межрегиональную эколабораторию для мониторинга среды обитания.
Экспансия ни к чему
Общественники разных территорий Ленобласти сходятся в необходимости ввести в регионе комплексную стратегическую экоэкспертизу, которая могла бы оценить совокупность всех факторов негативного воздействия на отведенную часть Балтийского моря.
«Техногенная нагрузка на Финский залив давно превысила все расчетные максимумы инженеров и приобретает угрожающие масштабы. При этом мы наблюдаем беспрецедентное игнорирование как законов природы и нормативов, так и мнения населения. Идет бездумное промышленное освоение земель. При этом не соблюдаются интересы людей, несколько поколений которых населяют эти территории», – уверена Марина Паркина.
Защитники природы на круглом столе высказали точку зрения, что России нужно использовать прибрежные территории для развития туризма и рекреации, а инвестировать не в создание новых, а в реконструкцию и расширение уже действующих прибрежных предприятий. Так, модернизация порта Усть-Луга могла бы послужить альтернативой освоению новой территории в северной части залива.
«Пока же бизнесмены предпочитают не модернизировать действующие мощности, а захватывать новые куски побережья. Увы, путь экспансивного развития выглядит более перспективным в глазах бизнеса и чиновников», – констатировала Паркина.
Фото: усть-луга.рф