В марте по всей России было несколько знаковых столкновений интересов представителей бизнеса и власти с экоактивистами. Часть конфликтов лишь намечается, другая завершилась победой природы. Главные экоконфликты марта – в материале «ФедералПресс».
В Крыму выступили против застройки парков и заповедных территорий
Организация «ЮБК Берег-парк. Движение за развитие» собирается объединить всех противников хаотичной застройки парков и заповедников из Фороса, Ялты, Алушты и Севастополя. До сих пор местные экоактивисты были разрознены, поэтому полезного эффекта добиться не получалось.
По словам крымских активистов, западная часть Южного берега Крыма наиболее насыщена природным и культурным наследием, здесь находятся двухсотлетние субтропические парки.
По словам активистов, без прекрасной южной природы полноценного развития курортного региона не может быть. В основном бороться с уничтожением природы планируется через сбор информации об угрозах паркам и заповедникам и обращение в органы местного самоуправления и прокуратуру. Кроме того, неравнодушные крымчане намерены активнее регистрировать объекты культурного наследия, уничтожать которые будет запрещено.
В Новосибирске выступили против расширения самого большого мусорного полигона
Местные власти хотят расширить Гусинобродский полигон ТКО за черту Новосибирска. Мэрия планирует использовать остаточную емкость полигона, которая оценивается в 5 %. Этого должно хватить на 10 лет. Новые отходы будут складировать на границе старого полигона, территорию уже признали пригодной для подобного использования. Новый полигон построить не получится, заявил мэр Новосибирска Анатолий Локоть, поскольку местные жители будут против и место найти не получится.
Новосибирский эколог Юлия Колеватова рассказала, что уже защищала в числе других активистов реку Издревую от строительства рядом с ней полигона ТКО в 2019 году. «В итоге мы отстояли. Я думаю, что под заводы будут искать новые места. Куда ни глянь, у нас огромное количество малых и средних рек. Ужасно больной вопрос, он висит у нас годами», – рассказала Колеватова.
Она добавила, что Гусинобродский полигон действует с 1962 года. С тех пор санитарную зону нарушили, рядом с полигоном стали появляться жилые дома. Кто отдал территорию под застройку – непонятно, отметила эколог. Увеличение полигона еще сильнее сблизит жителей этих хоть и нелегальных домов с практически самой большой кучей мусора в России.
На Камчатке планируют добывать золото, повредив русла и экосистемы рек
На полуострове Камчатка, на территории, которая находится под защитой ЮНЕСКО, планируется добывать золото. Федеральное агентство по недропользованию планирует открыть участок площадью 61 квадратный километр в Мильковском районе Камчатского края.
Экологическая группа «Реки без границ» в письме главе Минприроды Александру Козлову указала, что место добычи расположено у рек, где нерестятся рыбы и обитают редкие животные. «Добыча золота нарушает естественные русла рек, это приведет к серьезным последствиям, вызовет эрозию земель, уничтожит ценные леса и загрязнит воды», – рассказал глава «Рек без границ» Александр Колотов.
Он добавил, что в результате действий золотодобытчиков ценная рыба может исчезнуть из местных рек, речная экосистема деградирует, и вернуть все назад будет почти невозможно. Также в письме обозначено, что обсуждаемая территория находится на границе Кроноцкого заповедника, который с 1996 года внесен в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. В этих местах живут северные олени, снежные бараны. Более того, уклад некоторых местных жителей напрямую зависит от местных водных путей. А согласно российскому законодательству, использование недр в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или причиняющих экономический или экологический ущерб, запрещено.
В Волгоградской области дубовую рощу хотят вырубить для строительства трассы
Заседание экосовета при заксобрании Волгоградской области обернулось скандалом. После общественных слушаний по проекту строительства третьего пускового комплекса мостового перехода через Волго-Ахтубинскую пойму противники проекта заявили, что им не дали возможность высказаться.
Для строительства трассы, подходящей к мосту, власти хотят вырубить дубовую рощу, в которой некоторым деревьям по 200–300 лет. Компенсировать это предлагается высадкой новых деревьев, однако противники вырубки уверены, что в волгоградских степях новые подобные деревья могут не прижиться. Активисты уже провели серию одиночных пикетов.
«Существующий проект трассы противоречит нормам действующего законодательства, и это отражено в актах прокурорского реагирования», – рассказал активист Антон Гетманенко. По его словам, власти даже не пытаются рассмотреть другие варианты расположения дороги.
Политолог Виталий Арьков заметил, что конфликт вокруг рощи перерос из экологического в политический. «Это федеральная трасса, и нужно понимать, что так или иначе ей быть. Но есть небольшая группа лиц, у которых со строительством этого мостового перехода резко дешевеет недвижимость, расположенная вблизи рощи», – подчеркнул он. По словам эксперта, активисты предлагают провести трассу либо над дачными поселками, либо через соседние селения. Там тоже растут дубы, но они, видимо, не такие важные.
В Кузбасе экоактивисты добились создания заказника вместо золотоносного рудника
Минприроды России согласовало создание заказника «Реликтовый» под Новокузнецком. Активисты боролись за эту территорию, поскольку на ней среди угольных шахт и разрезов расположился уникальный реликтовый липовый лес.
В 2016 году на этом месте саратовская золотодобывающая компания «ФГП Ресурс-групп» хотела начать поиски золота. Экологи уже тогда сказали, что вторжение в реликтовые леса повлечет изменение экосистемы – пострадают до 20 видов краснокнижных растений.
«Липа сохранилась только в одном месте благодаря особым климатическим условиям: температура на поверхности почвы никогда не опускается ниже 0 градусов, а на глубине 15 см она всегда положительная», – объяснил доктор биологических наук Кузбасского ботанического сада Андрей Куприянов.
По его словам, даже небольшое изменение климата приведет к гибели теплолюбивых растений и повредит уникальному биоразнообразию липовых лесов. Поэтому недропользование в данном районе было недопустимо.
После выхода конфликта на федеральный уровень и привлечения Минприроды было решено создать на территории леса заказник. Его целью станет сохранение черневой тайги с липовыми лесами реликтового происхождения. У золотодобытчиков все еще имеется действующая лицензия на геологоразведку, но особый статус территории уже не позволит проводить на ней такие работы.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Елена Майорова
Экологическая карта конфликтов