Когда-то конфронтация «мэр регионального центра – губернатор» являлась почти обязательным элементом дальневосточной политики. В главных городах, как правило, сосредоточена большая часть жителей регионов, там же крутится основная часть денег – так что чиновникам есть что делить. После реформы 2014 года и отмены прямых выборов почти во всех регионах ситуация изменилась. Теперь большая часть градоначальников – непосредственные ставленники губернаторов, а значит, в политическом плане они несамостоятельны. Кто сейчас управляет городами ДФО и как это сказывается на благополучии местных жителей – разбирался «ФедералПресс».
На Дальнем Востоке всего в четырех регионах сохранились прямые выборы мэра – это Якутия, Бурятия, Чукотка и Хабаровский край. На взаимоотношения с региональной властью это, впрочем, никак не влияет. Вертикальная система управления и общая лояльность элит практически исключают конфликты с муниципалитетами. Условно мэров региональных центров ДФО можно разделить на три категории. Это прямые назначенцы губернатора, системные политики и один независимый градоначальник. Для начала разберем самую большую категорию – ставленников краевой власти.
Владивосток: Олег Гуменюк
Глава Владивостока, пожалуй, стал самым ярким антипримером мэра-назначенца. Олег Гуменюк занял свой пост в декабре 2018 года сразу после победы Олега Кожемяко на губернаторских выборах.
Мэрия при Гуменюке стала работать весьма закрыто. Важные решения в городской жизни практически не обсуждались с владивостокцами. Но больше всего по репутации градоначальника ударило нежелание отчитываться перед горожанами за провалы в работе, а их набралось немало. По сути, Олег Гуменюк открыто демонстрирует: единственный, кто может с меня спросить – это губернатор. В связи с этим мэр стал весьма токсичной фигурой для краевых властей. Неудивительно, что в последнее время ему предрекают скорую отставку.
Улан-Удэ: Игорь Шутенков
Мэр Улан-Удэ – еще один проблемный градоначальник-назначенец. Впрочем, ситуация с ним несколько иного рода, нежели с Гуменюком. В 2019 году Шутенкову удалось выиграть выборы. По сути, победу ему обеспечила непосредственная поддержка губернатора Алексея Цыденова.
Ничем не примечательный чиновник из команды непопулярного губернатора обошел рейтингового кандидата от КПРФ – экс-сенатора Вячеслава Мархаева. Победа Шутенкова спровоцировала мощнейшие протесты в столице Бурятии, которые продолжались неделю. Итогами этого противостояния стали сильные рейтинговые потери и Цыденова, и Шутенкова.
Сейчас положение Шутенкова можно назвать довольно стабильным. Но негативный протестный шлейф никуда не делся и о нем вспоминают во время любых провалов мэрии. По завершении карьеры своего протеже мэр вряд ли сумеет сохранить себя в местной политике.
Чита: Александр Сапожников
Глава забайкальской столицы – один из примеров успешной губернаторской протекции. Сапожников в политике с 2013 года, успел поработать и в гордуме, и в городской мэрии. Весной 2019 года сити-менеджер Читы Сергей Кузнецов, уходя в отставку, назначил врио именно Сапожникова.
На градоначальника сделал ставку глава региона Александр Осипов. Он начал открыто оказывать Сапожникову поддержку. Поэтому в конце 2019 года он одержал легкую и почти безальтернативную победу в конкурсном отборе. Большинство городских депутатов проголосовало за его кандидатуру.
Впрочем, как и во всех других случаях губернаторской протекции, популярность Сапожникова зависит от рейтинга губернатора. Как отмечает политолог Александр Кынев, Осипов пришел к успеху на волне популизма. При этом ресурсов для выполнения обещаний у него не так много.
«Когда дело дойдет до ответственности, Осипову придется плохо. Он завышает ожидания людей. Мэр Читы сейчас тоже является проводником этого популизма, и скорее всего, он тоже провалится. Любые проблемы Осипова начнут бить по Сапожникову», – отметил эксперт.
Якутск: Евгений Григорьев
Самый «свежий» мэр регионального центра ДФО – протеже главы Якутии, Айсена Николаева. Ил Дархан открыто поддержал Евгения Григорьева на досрочных выборах, которые прошли в марте этого года. Победой единоросс обязан высокому рейтингу Николаева: разрыв с ближайшим конкурентом составил всего несколько процентов. Если бы за Григорьевым не стояло мощной политической фигуры, исход голосования мог быть совсем иным.
Как градоначальник Григорьев себя пока не успел проявить. Ему еще предстоит сформировать команду и наладить систему управления. Однако его активно поддерживают как на уровне республиканского правительства, так и на уровне «Единой России». Так что стартовые позиции у него весьма неплохие.
Биробиджан: Александр Головатый
Нынешний глава столицы Еврейской автономной области – опытный управленец, с 2013 по 2019 годы возглавлявший администрацию Облучья. Свой нынешний пост он получил после отставки мэра Евгения Коростелева из-за уголовного дела. Выборы в регионе непрямые: Головатого утвердили в ходе голосования депутатов. По данным ряда источников, на кандидатуре настоял Ростислав Гольдштейн – тогда еще сенатор от автономии. В декабре того же года Гольдштейн получил пост врио губернатора.
Головатый сразу же стал одним из активных членов команды нового главы ЕАО, а потому его влияние стало неуклонно расти. В мае прошлого года мэр возглавил биробиджанское отделение «Единой России». Он должен был, в том числе, обеспечить победу своего патрона на выборах. И с этой задачей Головатый более чем справился: Гольдштейн победил с результатом 82,5 %.
До последнего времени позиции главы Биробиджана считались крепкими. Однако в феврале к нему нагрянули с обыском силовики. Под раздачу попали и несколько заместителей Головатого. Правоохранители, правда, так ничего и не нашли, однако, это верный признак того, что над мэром сгущаются тучи.
Анадырь: Леонид Николаев
Мэр чукотской столицы может похвастать действительно богатой трудовой биографией. Свою карьеру он начинал учителем и вожатым, а с «нулевых» с головой ушел в политику. К 2019 году он дослужился до заместителя губернатора. После добровольной отставки мэра Анадыря глава региона Роман Копин решил отправить своего зама на выборы. Леонид Николаев одержал довольно легкую победу, набрав более половины процентов голосов. Несомненным подспорьем стал административный ресурс, поддержка губернатора и «Единой России».
Понятное дело, что шансов на какую-либо политическую самостоятельность у Николаева в принципе не было. В Анадыре живет треть населения региона, во внутриполитическом плане это важнейший город. Однако Николаев, давний соратник губернатора, на главенство не претендует, довольствуясь ролью управленца. Эта работа, надо сказать, дается ему неплохо.
Фото: vlc.ru, Instagram.com, 75.ru, go-pevek.ru, yakutskcity.ru, biradm.ru, er.ru