В Екатеринбурге почти сорок тысяч человек подписали петицию против строительства транспортно-логистического центра недалеко от главного городского озера Шарташ. По мнению жителей, стройка испортит экологическую обстановку и сделает невыносимой жизнь в соседних микрорайонах Шарташ и Калиновский. О том, что собрались строить на окраине Екатеринбурга, кто за этим стоит и почему жители недовольны диалогом с властью, – в материале «ФедералПресс».
Поле для «темной лошадки»
В конце марта на незаселенной территории к северу от Шарташа началась вырубка деревьев, которая встревожила местных жителей. Через несколько дней городская администрация внесла ясность: как следовало из описания встречи вице-мэра Алексея Бубнова с директором компании «Екатеринбургский транспортный терминал» Сергеем Кирсановым, на северо-востоке уральской столицы собрались строить транспортно-логистический центр «Уральский». Он «объединит элементы железнодорожной, терминальной и складской инфраструктур», говорил Кирсанов.
«Екатеринбургский транспортный терминал» принадлежит Александру Кахидзе – «темной лошадке» логистического рынка, известному связями с РЖД, таможней и сенатором Александром Бабаковым. Наиболее известный его проект – московский терминал «Ховрино», строительство которого тоже вызывало протесты местных жителей: петиция против него набрала более 5000 подписей. Екатеринбуржцы, выступающие против логопарка, часто ссылаются именно на пример «Ховрино».
«Там люди, которые рядом живут, просто стреляются. Воздух загазован, фуры постоянно работают», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» председатель ТОС «Шарташ» Антон Пушкарев.
Кахидзе может быть связан и с грузооператором «Модум Транс», писал Vgudok: отметим, что акционером этой компании является Андрей Бокарев, известный и в качестве совладельца УГМК. Именно «медников» жители Шарташа и Калиновского называют предыдущими владельцами земель, где сейчас планируется строить «Уральский». В 2000-х, когда там собирались создать малоэтажный «Итальянский квартал», собственником земли была подконтрольная УГМК фирма «Тепличное».
Кто стоит за Кахидзе сейчас, пока неизвестно, но средства у таинственного бизнесмена явно имеются: на днях капитал «Екатеринбургского транспортного терминала» был увеличен до миллиарда рублей, согласно базам данных Seldon.Basis.
«Выкупить земли за бесценок»
Среди наиболее активных протестующих в Екатеринбурге – Антон Пушкарев и местная жительница Елена Варсико. Они выделяют несколько причин, по которым выступают против строительства. Первая из них очевидна: Шарташ – традиционно тихий район частного сектора, на благоустройство зоны вокруг озера правительство собирается выделить сотни миллионов рублей. Вторая причина – потенциальное увеличение транспортного потока, которое может парализовать и без того плотное движение между Екатеринбургом и Березовским. Третья – возможное попадание отходов в подземные источники, связанные с Шарташом и рекой Пышмой.
«Вся Калиновка питается с этих полей, там скважина. Если отходы будут сливать в почву, вода сразу же ухудшится», – говорит Пушкарев.
Больше всего активисты опасаются принудительного расселения. По словам Пушкарева, в апреле власти в несколько раз снизили кадастровую стоимость участков, прилегающих к будущему терминалу.
«Для чего это сделано, мы понять не можем, но, скорее всего, стоимость снизили, чтобы выкупить земли за бесценок», – предполагает он.
По словам Елены Варсико, многие участки в свое время государство передало многодетным семьям, которые сейчас уже построили свои дома.
«В генплане, который действует на текущий момент, указано, что промзоны мы выносим за границы города Екатеринбурга. Мы не против этого парка, но почему его надо делать в жилой зоне? Сделайте подальше, за ЕКАДом», – заключает активистка.
Тайное заседание и 800 исправлений
Жители недовольны тем, как к их протесту относится городская администрация. В апреле прошло заседание программного совета стратегического развития Екатеринбурга, на котором была рассмотрена стратегия развития Кировского района.
«Нас пригласили 21 апреля к 14:00, в 13:30 начиналась регистрация. Жители своевременно подошли к указанному месту, им сказали, что слушания уже прошли. Когда они пытались там же просмотреть уведомление, оно на сайте уже отсутствовало. Уведомление о том, что слушания перенесены на 11:30, появилось на сайте в 13:33», – возмущается Елена Варсико.
Активистка уже направила обращение в прокуратуру: по ее словам, текст стратегии, который зимой обсуждался с горожанами, сильно отличается от итогового. Именно в финальном тексте появилось создание логопарка.
«При сравнении двух документов в программе Microsoft Word выявлено 868 исправлений», – говорится в ее заявлении.
По мнению Варсико, программный совет не мог одобрять стратегию в таком виде. В то же время в самом «сером доме» проблемы не видят.
«Я благодарен всем участникам программного совета за прозвучавшие вопросы, предложения, замечания и дискуссию по представленным проектам. В масштабе страны они уникальны. До 1 сентября мы утвердим эти документы и будем двигаться дальше в соответствии с ними», – приводит слова мэра Алексея Орлова пресс-служба администрации.
«Недолго вы здесь сидите»
Новое и непонятное происходит с жителями некогда тихого уголка каждый день, напоминая о том, что скоро их образ жизни изменится навсегда.
«Я не знаю, кому верить. Мы с подругой ходим бегать, видим, что застройщики уже близко подошли. Сначала сказали, что к Калиновке близко не подойдут. А сегодня с утра поставили колышки оранжевого цвета – в 10–25 метрах от нашей дороги. Тут есть предприятие «Альянс», где мы семена покупаем, – очень близко со стороны Новоберезовского. Девочки там говорят, что их уже предупредили: недолго вы здесь сидите, вам придется скоро уйти. Мы уже ничего не понимаем», – рассказала корреспонденту «ФедералПресс» председатель ТОС «Калиновский» Альфия Хисматулина.
Неизвестность порождает самые разные слухи: например, о том, что в логопарке могут начать размещение промышленных отходов.
«Мы не знаем, какие производственные предприятия будут установлены. Там может и мусоросжигательный завод появиться», – говорит Елена Варсико.
В результате в высказываниях екатеринбуржцев начинают звучать апокалиптические нотки.
«На наших глазах совершается ПРЕСТУПЛЕНИЕ – против людей, живущих рядом в Шарташе, Калиновке, на Изоплите, против природы – миллион лет здесь это было, но по распоряжению чиновника уничтожат ВСЕ – леса, поля, озера!?!? Сколько это можно терпеть и как долго это будет продолжаться?!?!» – пишет на личной странице «ВКонтакте» пенсионерка Марина Хорина (орфография и пунктуация сохранены).
В пресс-службе городской администрации корреспонденту «ФедералПресс» объяснили, что застройщику еще предстоит представить проект планировки, который будет вынесен на общественные слушания.
В департаменте информполитики Свердловской области корреспонденту «ФедералПресс» сообщили, что на территории ТЛЦ не предусмотрено размещение «каких-либо производств, опасных промышленных объектов, хранение и утилизация опасных грузов и веществ», «запланировано благоустройство территории с высадкой деревьев». Использование железной дороги и грузовиков с высоким экологическим классом исключит «риски неблагоприятного влияния на жителей прилегающих территорий», заверили в ведомстве. Там уточнили, что власти рассматривают возможность строительства новых транспортных коридоров.
Создание терминала в черте города в департаменте объяснили «необходимостью максимально приблизить железнодорожный терминал к потребителю, тем самым снизить логистические издержки в конечной стоимости товара». Ранее те же аргументы выдвигал Сергей Кирсанов на встрече с Алексеем Бубновым.
Между тем депутат Госдумы Дмитрий Ионин пообещал передать 613 подписей против застройки премьер-министру Михаилу Мишустину.
Телефон и e-mail «Екатеринбургского транспортного терминала» не опубликованы в открытом доступе. «ФедералПресс» направил Сергею Кирсанову запрос по почте.
Фото: группа «Спасём Шарташ #городнепромзона» на Vk.com